СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

«Бизнес и воздушные приключения» Печать
30.11.2023 06:20

(Из книги Героя Советского Союза, Заслуженного летчика-испытателя, почетного гражданина Дубны Владимира Николаевича Кондаурова).

Продолжение. Начало в № 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 43, 44, 45.

Глава 9. АЭРОПОРТ «ПАЛОМАР»

Прилетев в Лос-Анджелес, мы двинулись в такси на юг. Штат Калифорния. Широкая автотрасса до самой Мексики. Справа бесконечная лента океанского побережья с частными домами богатых американцев у самого обрыва. Слева параллельно тянется гряда Берегового хребта. Где-то за ним горный массив Сьерра-Невада. Здесь господствует влажный морской воздух, сбивающий температуру дневного зноя. Я в полной мере оценил это, лишь побывав однажды там, за горами, в штатах Невада и Колорадо.

В Сан-Диего, вернее, в его пригороде под названием Карлсбад, «бизнесмены» решили снять двухкомнатную квартиру. Она сдавалась без признаков какой-либо мебели. Только кухня имела всё необходимое для приготовления пищи. Купив широкие спальные матрасы, мы бросили их на пол и на том и ограничились. Окружающая жилая застройка представляла собой отдельные микрорайоны, выстроенные по одному проекту: одноэтажные домики на четыре квартиры с обязательным включением в микроструктуру плавательного бассейна и прачечного центра. Здесь жили простые американцы, не имевшие возможности купить собственный дом. Я с интересом наблюдал за их повседневной жизнью как бы изнутри. Она носила явно обособленный характер, почти никакого общения друг с другом. Также и мы сейчас живём в многоэтажках больших городов.

- Саша, что это за знак у тротуара на перекрёстке?

- Какой?

- С изображением мужчины в плаще с поднятым воротником и глубоко надвинутой шляпой.

- А, это для напоминания местным жителям. Если кто заметит вдруг подозрительную личность, должен срочно позвонить в полицию. И американцы в этом отношении очень законопослушны.

После такого разъяснения я перенёс свои регулярные вечерние прогулки по окрестностям на дневное время.

Не успели мы освоиться, как на третий день к дому подкатил Борис на светло-коричневом «ягуаре»:

- Нам необходимо средство для передвижения, хотя бы вот такое, - заявил он с победным видом, - машине десять лет, и всего за три тысячи баксов.

Не берусь судить о достоинствах этой модели, но в дальнейшем мы ремонтировали её постоянно до тех пор, пока она окончательно не встала с заклиненным двигателем.

- Командир, вы здесь хозяйничайте, загорайте, купайтесь, а мы в аэропорт, дела делать, - объявил мне Борис.

Каждое утро они уезжали в аэропорт и возвращались поздно вечером, не склонные особо делиться со мной успехами своей деятельности. Вначале это затрагивало моё самолюбие, но потом я решил последовать совету моего «компаньона» и действительно целыми днями пропадал на пляже. По вечерам, после ужина, шёл в бассейн и плавал в темноте под яркими звёздами. Прошедшие недавно испытания не прошли даром, организм требовал отдыха. Однажды Александр вернулся один и, быстро перекусив, собрался уходить.

- А где Борис?

- Не знаю, поехал днём в город и не вернулся.

Поздней ночью меня разбудил громкий голос Бориса. Он сидел на кухне, торопливо жевал бутерброд с ветчиной и о чем-то взахлёб рассказывал, да с таким возбуждением, которого я не видел у него даже в Фербое.

- Где это ты пропадал?

С заикающимся смехом, на грани нервного срыва, Борис воскликнул:

- Пропадал?! Вот именно, чуть не пропал! Где? В тюрьме, конечно! Ну и порядки! Средь бела дня хватают нормального человека и в тюрьму. А как они там со мной обращались! Как с преступником! Владимир Николаевич, меня сравняли с ворами и бандитами!

- Да за что это тебя? - перебил я, поражённый услышанным.

- Ни за что! В том-то и дело, что ни за что!

- Не может быть. В демократической стране так не бывает.

- К чёрту демократию! Представляете, всего лишь за то, что в прошлом году я дважды нарушил правила дорожного движения. Должен был заплатить штраф, но улетел в Россию. Думал, уж забыли давно. А тут не успел зарегистрировать «ягуар», как они меня вычислили. Остановили сегодня на трассе, ничего не объяснили, надели наручники и увезли прямо в тюрьму. Хорошо хоть есть право на один телефонный звонок. Я позвонил в аэропорт своему шефу. Алл приехал и внёс залог. До сих пор не верится, что весь этот кошмарный сон позади.

- Ну, ну, не переживай так. В следующий раз штраф будешь платить вовремя.

- Саня, я больше за руль не сяду!

* * *

Через неделю друзья вернулись из аэропорта в весёлом оживлении. На мой вопросительный взгляд Александр пояснил:

- Завтра в морской порт прибывает корабль из России. На нем два контейнера с Як-55 в разобранном виде.

- У вас, как я вижу, налажена система отправки спортивных самолётов в США.

- Какая там система, мы сами отправили их из Одессы, пока готовились к перелёту в Крыму.

- Послезавтра контейнеры будут доставлены в аэропорт, - вмешался Борис, - нам предстоит их собрать и привести двигатель в порядок для выполнения облётных полётов. И здесь мы рассчитываем на вас. Предлагаем завтра же ехать в аэропорт вместе с нами для первого знакомства.

- С удовольствием. Мне уже надоело целый день слоняться одному среди чужих.

Алл Хикс, хозяин мастерской, оказался на вид невысоким, щуплым, прихрамывающим на одну ногу стариком. Тем не менее, в свои 76 лет он продолжал ежегодно проходить медицинское освидетельствование на допуск к полётам и изредка сам садился в пилотское кресло частного самолёта, отданного ему в ремонт. Познакомившись с ним поближе, я понял, откуда ветер дует. В 40-х годах, после окончания Второй мировой войны, Алл занялся перегоном в США самолётов, участвовавших в боевых действиях в Африке и Европе. Затем открыл фирму по их ремонту и продаже любителям старины. Я сам был свидетелем того, как один из них выкатывал из своего ангара «динозаврика» и начинал готовиться к полёту. В то время как пилот уже преклонных годов натягивал на голову кожаный шлем, а на руки длинные краги, его моложавая спутница с собачкой на руках усаживалась в переднюю кабину. Прежде чем самому забраться в заднюю кабину, пилот подходил к двигателю с длинной заводной ручкой, вставлял её сбоку в отверстие и начинал накручивать пружину, используемую затем при запуске для вращения винта. «Динозаврик» без единого масляного пятнышка, сверкая лакированной поверхностью, начинал мягко урчать сразу же после нажатия на кнопку запуска.

Борис, пристроившийся в своё время возле Алла, тоже пытался странствовать в Заполярье в поисках самолётов времён Второй мировой. Не добившись положительных результатов, переключился на спортивные, с аэродромов бывшего ДОСААФ.

Вслед за прибывшими самолётами в нашем доме неожиданно появился Игорь, «друг детства», подкатив на старом огромном пятидверном «крайслере». Я с интересом наблюдал позднее за этим молодым человеком, не понимая, как со своей философской рассудительностью и аккуратностью он мог увязаться за Борисом на другую сторону планеты. О чём и спросил его однажды в откровенной беседе. Игорь ответил не сразу, с мягким заиканием и смущённой улыбкой на лице:

- Так получилось. Верность дружбе. Он с мальчишеских лет всегда верховодил мной.

- И ради этой дружбы стоило оставлять родной город, родителей, сестру, даже невесту?

- Боря умеет настоять на своём. А я не мог тогда отказать ему.

- И где ты здесь живёшь?

- Если вы спрашиваете, где я ночую, то сплю я в машине.

- А где работаешь?

- Сейчас буду механиком у Бориса в аэропорту.

- Бежали вместе, а работать будешь у него?

- Я не в обиде, он же меня не бросил.

- А без него на что живёшь?

- Работаю кем придётся, по найму в американских домах. Без вида на жительство никто не рискнёт брать официально на работу.

- Но у твоего друга он есть.

- Эта страна больше подходит для таких, как он.

- Что же тебя держит тут? Возвращайся домой.

- С пустыми руками?

- Выбрось это из головы. Твоим близким, по крайней мере отцу с матерью, нужен ты, а не твои деньги.

- На билет до Алма-Аты ох какие деньги нужны, а тут на питание не всегда есть.

- Каким же образом тебе удалось такой «автосундук» приобрести?

- Бывший хозяин хотел с обрыва в океан его столкнуть, чтоб на свалку не тащить. Я взял, руки приложил, теперь вот у меня целый «дом на колёсах».

* * *

Наша жизнь в Сан-Диего приобрела однообразный характер. Каждый день с утра мы отправлялись в аэропорт, лётное поле которого было густо заставлено частными самолётами и ангарами в несколько рядов. В одном из них, разбросанные по частям, лежали два, до предела замызганные маслом, копотью от выхлопных патрубков двигателя и грязью, Як-55 в ожидании своего второго дня рождения. Полная переборка и регулировка двигателей, покраска планера и окончательная сборка требовали времени. И я терпеливо ждал своего часа - дня, когда смогу наконец взлететь и крутануть победную бочку над побережьем Тихого океана. И этот день пришёл. На стоянке у ангара красовались для продажи два «пасхальных яйца» - два Як-55. Я смотрел на них с гордостью за нашу отечественную конструкторскую мысль. Даже самый пристрастный зритель не смог бы оспорить тот факт, что российская техника всегда выгодно отличалась от зарубежных аналогов благородством аэродинамических форм и каким-то особым изяществом линий, будь то спортивный самолёт, боевой истребитель, танк или тяжёлый авианесущий крейсер.

Мой первый полёт на спортивной машине. Конечно, глядя на его элерон, протянувшийся вдоль задней кромки крыла по всему размаху, я догадывался, что эффективность управления этим аппаратом совсем не та, что на Як-52. Но это теоретически, а на практике узнаю сейчас в полёте. Всё равно спросить не у кого.

Воздух над аэропортом просто гудел от непрерывно взлетающих и заходящих на посадку самолётов. С целью подстраховки (особый случай в воздухе) передо мной взлетел сам мистер Алл на своём двухмоторном восьмиместном самолёте, который по возрасту годился мне в ровесники. В иллюминаторах виднелись счастливые лица моих «бизнесменов». После нескольких до этого полётов на представителях местного антиквариата, бипланах производства 30-х годов, полёт на облёт Яка со стороны больше походил на радостное порхание жаворонка в голубом небе - настолько я соскучился по лёгкому, изящному маневрированию в воздухе. На посадку шёл с заметным волнением. Ещё бы! Очень лёгкий в управлении, Як имел не носовое, как на всех современных самолётах, а хвостовое колесо. А у меня за всю жизнь посадок с таким типом шасси - раз, два и обчёлся. А на таких аппаратах характер отклонений ручки управления на взлёте и посадке существенно отличается от обычных. «Смотри, профессионал, не обложись на глазах у пилотов-любителей другого континента», - мысленно поддерживал я свою бдительность, направляя траекторию полёта в начало ВПП и «щупая» нужную скорость на снижении. (Прихватить вместе с самолётами Инструкцию лётчику ребята, конечно, не догадались). Всё обошлось. Слегка «скозлив», я уверенно побежал по бетонке.

Но даже это не могло смягчить моего растущего нетерпеливого желания быстрее закончить эпопею, связанную с Ан-24.

- Когда вы, наконец, договоритесь с ФAA? - задал я как-то вопрос за ужином.

- Стараемся, звоним, а заодно ищем покупателя в слаборазвитых странах.

- Даже там дураков нет. Летать без запасных частей - это значит до первого отказа. Единственная страна, где вы можете попробовать - Куба. Кубинцы эксплуатируют гражданский вариант этой машины.

- Не получится, не надо. Сами откроем авиакомпанию и будем летать, - вдруг заявил Борис.

- Во-он оно что! Теперь мне понятна ваша стратегия.

- Думаю, что не до конца, капитан.

- Что ты этим хочешь сказать? - насторожился я, глядя на «хозяина».

- В операцию с Ан-24 мы уже вложили немалые бабки, и отступать нам сейчас некуда. Нас устраивает любой вариант, лишь бы вернуть свои деньги, да ещё с процентами.

- Какой может быть вариант, если нам даже взлететь не разрешают?

- Варианты всегда есть. Как вы, к примеру, смотрите на то, если мы вернёмся в Джефферсон, ночью запустим двигатели и взлетим? Руководство аэропорта я беру на себя.

- И что дальше? - опешил я от такого поворота в разговоре.

- В воздухе дадим заявку РП о дальнейшем пути следования в одну сторону, а сами полетим в другую.

Я смотрел на говорившего, ра-

зинув рот.

- Ты… это серьёзно?

- Как вариант? Можно просчитать процент успеха.

- Бредовый вариант. Тут и просчитывать нечего. В США не привыкли, чтобы кто-то угонял самолёт, тем более русские. Поднимут истребители и сшибут ракетами. Не успеешь и с парашютом выскочить.

- Вы так думаете?

- Это тебе надо думать, я в тюрьме не сидел.

Наступило долгое молчание. Я был взбешён: «С умным видом несёт такую чепуху!»

- Саша, а ты что молчишь? - с удивлением обратился я к соседу, усердно опустошавшему тарелку. - Неужели согласен с ним?

Сын шахтёра спокойно шевельнул плечом, продолжая работать вилкой:

- Не обращайте внимания, это так, для разговора. Хотя деньги свои вернуть очень надо.

- Но не таким же способом!

- Хорошо, представим себе, что разрешение на вылет получено, - вновь заговорил Борис, - в таком случае вы полетите в Латинскую Америку? В Гондурас, например?

- Ни за что!

- Почему?

- Отсюда я ещё могу надеяться в случае чего на возвращение домой, а из какой-нибудь ямы в джунглях не позвонишь, и залог никто вносить не станет.

- От ваших намёков, капитан, у меня пропало желание фантазировать.

В.Н. КОНДАУРОВ

Продолжение следует

 
 
< Ноября 2023 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.