СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Крещение Руси Печать
29.06.2023 05:08

В 2023 году исполняется 1035 лет Крещения Руси. Традиционно день Крещения Руси отмечается 28 июля в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Принято считать, что крещение князя Владимира состоялось в 988 году, тогда же началось обращение народов Руси к истине православной веры.

До этого момента население Древнего Киевского государства, в большинстве своем, пребывало во тьме языческих верований и предрассудков. Наши предки славяне обожествляли и покланялись стихиям видимой природы. Так, солнце почиталось как Даждьбог – источник тепла, света и податель всех благ. Отцом солнца почиталось небо – Сварог, почему Даждьбогу усваивалось отчество Сварожич. Еще одним важным божеством считался бог грома и молнии Перун. Ветер олицетворялся Стрибогом, покровителем стад считался бог Велес. Имя божества земли – Мать-Земля сырая. Славяне почитали землю как свою мать, а Даждьбога и Велеса как дедов человеческих.

Однако языческие верования древних славян не обрели ясности и определенности, как, например, в более развитой в греческой мифологии. В древнеславянской религии не сформировался какой бы то ни было внешний культ, богам не сооружались храмы, не было особого жреческого сословия. Изредка на открытых местах сооружались грубой работы деревянные или каменные кумиры, перед которыми приносились «требы» или жертвы, иногда даже человеческие. Этим, собственно, и ограничивалось культовая сторона идолослужения.

Гораздо более среди славян был развит культ предков. Давно умерший начальник рода обоготворялся и почитался живым покровителем своих потомков, его звали щуром (отсюда наше слово пращур) и ему приносились жертвоприношения. Имеется свидетельство летописца о том, что при князе Владимире толпа язычников-киевлян убила двух христиан из варягов, отца и сына, за то, что отец отказался отдать своего сына в жертву «богам». С течением времени, когда родовые связи начинают распадаться, когда семьи начинают обособляться, привилегированное место щура занимает другой семейный предок – домовой, покровитель своего двора. Веруя в существование таинственных хозяев человеческих жилищ, древние славяне искали таких же хозяев и в природе: в лесу – лешие, в воде – русалки и водяные. Вся природа казалась им одухотворенной и живой, с ней вступали в общение, участвовали во всех свершавшихся в ней переменах, сопровождая эти перемены различными обрядами. Таким образом, создавался круг языческих праздников, связанных с почитанием природы и культом предков.

Мрак языческих предрассудков никак не мог устоять перед светом христианской истины, первые проблески которой проникали на Русь еще за долго до князя Владимира. Этому способствовали торговые и политические связи славян с Грецией. Варяжские купцы и наемные дружины, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, принимали там христианство и приносили новое учение на Русь.

Известно, что уже при князе Игоре в Киеве стоял православный храм в честь Ильи Пророка. В дружине князя Игоря было много христиан. Жена князя Игоря святая равноапостольная княгиня Ольга также была христианкой. Таким образом, князь Владимир вполне мог познакомиться с православием, узнать о превосходстве и внутренней силе христианской веры. Князь Владимир был мудрым и дальновидным правителем, и он со всей очевидностью понимал, что у языческой Руси нет будущего. При этом следует отметить, что при выборе религии киевский правитель, прежде всего, руководствовался личным стремлением к познанию Истины.

Именно следование голосу совести, этому неотъемлемому нравственному ориентиру, который помогает даже тем, кто не ведает Единого Истинного Бога, стало определяющим в религиозном выборе князя. Религиозный поиск и поиск правильного пути для себя и для своего народа все больше и больше приводили князя к мысли о том, что не может быть истинного Бога, кроме Единого. Поначалу это выражалось в том, что князь попытался выделить из пантеона славянских богов одного идола – Перуна, стараясь таким образом придать ясность и общность языческим религиозным воззрениям. Но это действие не принесло успеха. В душе киевского правителя с каждым днем все яснее проступала мысль о том, что созданные руками человека идолы не имеют в себе никакой божественной силы и не могут быть предметом поклонения. Поэтому князь Владимир обращается к поиску истины для себя и народов Руси к мировым монотеистическим религиям.

Примечательно то, что князь принимает в Киеве представителей именно монотеистических религий, очевидно желая получить настоящее знание о едином истинном Боге. Из этого следует, что, приглашая проповедников из разных стран, Владимир желал вникнуть в сущность каждой веры, а это значит, что князь не столько преследовал политические или экономические цели, сколь пытался найти ответ о смысле жизни. Вследствие чего слова православного философа оставили в душе князя сильнейшее и неизгладимое впечатление. Тогда мудрый правитель пожелал узнать, зачем Господь претерпел страдания и крестную смерть. В ответ греческий проповедник рассказал Владимиру о смысле искупительной жертвы и показал картину Страшного Суда. Дальнейшие события лишь косвенным образом повлияли на выбор князя и еще сильнее укрепили его в правильности принятого решения и истинности христианской веры. Последовало крещение князя Владимира, а за ним и Крещение Руси.

Выбор князя во многом определил судьбы народов Руси. По сей день православная церковь оказывает сильнейшее мировоззренческое влияние на сердца и умы людей. Слово о спасительных страданиях и воскресении Христа не умолкает и не умолкнет никогда. Благодать, подаваемая через православную церковь, по-прежнему остается величайшей объединяющей силой. И в наше сложное и непростое время мы всё же имеем величайший дар внутренней свободы, как правило, неограниченный какими бы то ни было внешними обстоятельствами. Будем ли мы, внимая примеру князя Владимира, следовать за Христом, и во Христе обретать правильный «путь, истину и жизнь»? Или пойдем мрачным путем неверия? Выбор остается за каждым из нас.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.