
Эскиз к опере И.Ф. Стравинского "Соловей"
Часть вторая
Образ соловья в литературе
Соловей является важным действующим лицом во всевозможных мифологических циклах. Он также является распространенным символом у поэтов разных эпох. Так, в греческой мифологии существуют два основных мифа о происхождении соловья. В одном из них (возникшем на побережье Ионического моря) в соловья превращается супруга фиванского героя Зета Аэдона: она завидовала своей невестке Ниобе, имевшей многочисленное потомство, и поэтому попыталась убить ее старшего сына. Однако Аэдона ошиблась и убила собственного ребенка. Из жалости к ней боги превратили несчастную в соловья. Этот мифологический сюжет был впервые представлен в «Одиссее» Гомера (VIIIв. до н. э.). Именно там положено начало поэтического восприятия соловьиного пения как горестной декламации. У Гомера печальная песня соловья также символизирует тоску и печаль Пенелопы, десятилетиями ожидающую супруга. Таким образом, уже в начале возникновения европейской литературной традиции образ соловья ассоциируется с темой насильственной смерти и скорби, диссонирующей с великолепием весенней природы.
В соответствии с мифологией Аттики соловей и ласточка являются превращенными в птиц сестрами Прокной и Филомелой. Миф о них был когдато чрезвычайно популярен и вошел в состав различных произведений аттического фольклора. Он был положен в основу трагедии Софокла (485405 гг. до н. э.) «Терей». Позже поэт Виргилий (7019 гг. до н.э.) сравнивает скорбное пение Орфея, отправляющегося в царство смерти за своей возлюбленной, с соловьиным плачем. Овидий (43 г. до н.э. – 17 г.) в знаменитых «Метаморфозах» приводит наиболее популярную версию этой легенды. Ее трагический сюжет привлекал внимание и более поздних поэтов, среди которых значится имя легендарного Д. Чосера (13431400). К ним также примыкает и писатель
Т. Элиот (18851965), который в романе «Бесплодная земля» использовал образ соловьиного пения.
В наше время сюжет мифа о Филомеле и Прокне чаще всего цитируется по «Мифологической библиотеке» (изд.1555 г.) Аполодора. Суть легенды состоит в том, что юную принцессу Филомелу её шурин фракийский царь Терей сначала изнасиловал, а потом вырвал ей язык, дабы девушка не призывала богов отомстить за надругательство над ней. Сестра Филомелы Прокна, узнав о преступлении мужа, убила их единственного сынишку, а после накормила преступного отца блюдом, приготовленным из их дитя, а после объявила ему о содеянном. Обезумевший от ярости и горя Терей схватил топор и кинулся на жену и немую свояченицу, помогавшую сестре в убийстве мальчика. Однако боги сжалились над участниками этой трагедии и превратили женщин в соловья и ласточку, а Терея – в удода. В результате преступная мать в образе соловья веками оплакивает своего младенца, убитого ею изза кровной мести.
Столетиями образ соловья являлся символом поэтического начала. Так, в комедии Аристофана (444387 гг. до. н.э.) «Птицы» приводится аналогия птичьих трелей с формами поэзии. Из истории известно, что в Древней Греции соловьиные сердца были наградой за прекрасный голос и ораторское мастерство. Однако уже в античности обычай богатых людей есть в качестве деликатеса соловьиные языки воспринимался как бесчувственная роскошь.
Любопытен и тот факт, что в древнегреческой песенной традиции соловей – существо женского рода, между тем как в средневековой традиции трубадуров это птица мужского пола. Между тем, в любом из этих ипостасей соловей «извлекал из своего сердца беды, связанные как с любовью, так и со смертью…» После этого понятно, почему легендарную поэтессу Сапфо (630572 гг. до н. э.) называли соловьем – это отражает характер многих ее стихов, посвященных несчастной любви. Но прежде всего это звание связано с оценкой современниками ее дарования. Только великие поэты удостаивались этого титула. К подобной когорте причисляли и Еврипида (480 406 гг. до н.э.): «Ты, украшенье Афин, соловей сладкозвучный театра, соединявший в себе грацию с мудростью муз…»
Эра романтизма несколько изменила значение этого символа: поэты видели соловья не просто певцом, но «мастером высшего искусства, способного вдохновить поэта». У некоторых поэтовромантистов соловей даже приобретал черты музы. Кольридж (17721834 гг.) и Вордсворт (18071864 гг.) видели в соловье поэтический голос природы. Китс (17951821 гг.) в «Оде соловью» придал птице идеализированный образ поэта, осуществлявшего то, что мечтал сделать сам Китс, а Шелли (17951821 гг.) в «Защите поэзии» писал: «Поэт – это соловей, который поет во тьме, услаждая свое одиночество дивными звуками».
Своеобразна трактовка образа соловья и в творчестве гениального английского писателя Оскара Уайльда (18541900 гг.). В восьмидесятые годы XIX века он создал цикл сказок, среди которых не только «Счастливый принц», «Звездный мальчик», но и «Соловей и роза». Наполненные драматизмом, сказки служат канвой для повествований, в которых автор стремится выяснить, что важнее для человека – добро или красота. Ответ Уайльда один – добро и служение людям несравненно важнее красоты.
На экране и в театре
Одно из самых известных литературных произведений, главным героем которого является скромный соловей, – одноименная сказка Ганса Христиана Андерсена (18051875 гг.). Ее сюжетные повороты использованы во множестве кинофильмов, снятых как в СССР («Соловей» (1979 г.), «Старая, старая сказка» (1968 г.), так и за рубежом. К этому сюжету обращались не только режиссеры, снимающие игровое кино. Он нашел многократное воплощение у создателей разного рода анимационных лент. Сказка Андерсена стала также основой создания одного из самых ярких музыкальных произведений для театра выдающегося композитора современности Игоря Стравинского (18821971 гг.).
В основу либретто одноименной оперысказки И. Стравинского положен сюжет «Соловья» Андерсена. В опере действо происходит при дворе китайского императора, а его главной интригой является состязание живого соловья и искусственного. Здесь композитор своеобразно преломляет тему состязания певцов, неоднократно фигурировавшую в операх других композиторов, в частности, у Рихарда Вагнера (18131883 гг.) в «Нюрнбергских мейстерзингерах». В сочинении Стравинского живой соловей поначалу имеет при дворе меньший успех, нежели механический. Но когда смерть приближается к императору, выясняется, что только настоящий соловей и может ее изгнать. Таким метафорическим способом автор конкретизирует свой взгляд на искусство.
Опера «Соловей» была задумана Стравинским еще при жизни его учителя РимскогоКорсакова: Iй акт написан до 1909 года. Создание балетов «Петрушки» и «Весны священной» отвлекло композитора от работы над оперой. Последующие акты «Соловья» были завершены в 1914 году, и они существенно отличаются по музыкальному языку от первого.

Совершенно другой подход к соловьиному пению продемонстрировал выдающийся итальянский композитор Отторино Респиги (18791936 гг.). В молодости музыкант некоторое время учился у РимскогоКорсакова. Международную славу Респиги принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1918 г.).
Помимо этого перу Респиги принадлежит целый ряд неоклассических произведений. Однако, будучи очарован музыкальным прошлым, Респиги предвидел и дальнейшее развитие музыкального искусства. Так в симфонической поэме «Пинии на холме Яникул» он предписал использовать граммофонную запись пения соловья. Между тем такого рода синтез живого звука и звукозаписи вошел в композиторскую практику только в 1950е годы.
В песенно-романсовом жанре
Не будет преувеличением сказать, что самым известным сочинением в этом ряду стоит романс Александра Алябьева (17871851 гг.) «Соловей». Созданный на слова А. Дельвига, он принес автору его музыки всемирное признание. Между тем не все помнят, что этот романс Алябьев написал, находясь в заключении. Его биографы неоднократно писали: « Хотя тюрьма – не самое лучшее место для вдохновения, именно там в томительные месяцы ожидания окончания следствия Алябьев сочинил массу музыкальных произведений, в том числе и своего знаменитого «Соловья».
Хочется напомнить об известных в России песнях, где образ соловья напрямую связывается с темой Родины. В первую очередь это относится к русской солдатской народной песне, слова и мотив которой до сих пор на слуху у многих:
Эй, соловей, соловей, пташечка,
Канареечка жалобно поет.
Эй, раз! Эй, два! Горе – не беда,
Канареечка жалобно поет.
В музыкальном наследии старой русской армии эта песня была частью полковой символики.
Параллельно с этим маршем приходит на память и знаменитая песня о Великой Отечественной войне, музыку к которой на слова А. Фатьянова в 1944 году написал В. СоловьёвСедой (1907 1979 гг.):
Пришла и к нам на фронт весна,
Солдатам стало не до сна –
Не потому, что пушки бьют,
А потому, что вновь поют,
Забыв, что здесь идут бои,
Поют шальные соловьи.
Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,
Пусть солдаты немного поспят.
В заключение хочется напомнить и песню Давида Тухманова на слова А. Поперечного «Соловьиная роща». Пронизанная любовью к России, она является неизменным спутником всех, кто с интересом относится к творчеству современных композиторовпесенников:
Там на тонких розовых ветвях,
В зарослях черемухи душистой
Соловей российский, славный птах,
Открывает песнь свою со свистом.
Материал подготовила Наталия БЕЛАГА |