СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Итальянцы - в Дубне, теория относительности, темная материя... Печать
03.12.2015 11:15

Завершил свою работу традиционный круглый стол «Италия – Россия» в Дубне, в седьмой раз  собравший в Доме международных совещаний ОИЯИ ученых с мировым именем. Более 60 участников, большинство из которых итальянские ученые, поскольку круглый стол организован  посольством Италии в Российской Федерации и ОИЯИ, приехали, чтобы поделиться с коллегами своими открытиями и исследованиями в области таких понятий, как, например, супергравитация, суперсимметрия и других явлений, обозначаемых с приставкой «супер...»

Также участниками важного события стали физики из Швейцарии, Франции, и, естественно, оно не прошло незамеченным в других научных центрах мира. Трехдневная конференция  состоялась в рамках круглого стола и  носила  название «Столетие гравитации. Супергравитация  входит в свои сороковые».

Встречаем тройной юбилей

Как отметил перед началом работы конференции директор Объединенного института ядерных исследований академик РАН Виктор Матвеев, седьмой круглый стол «Италия – Россия» организуется при огромной поддержке и участии посольства Италии в РФ.

– И он как всегда посвящен наиболее актуальным проблемам современной физики,  как теоретической, так и экспериментальной, потому что не коснуться ее не может. Сегодня, 25 ноября, как раз тот самый день, когда вышла в свет статья Альберта Эйнштейна, посвященная теории общей относительности.

Эта теория – главный элемент проводимых экспериментов в области физики, астрофизики, космологии и вообще науки о происхождении и эволюции Вселенной, поэтому можно сказать, что она ставит наиболее фундаментальные вопросы, касающиеся нашей Вселенной, устройства нашего мира, его будущего.

Приятно, что к нам  на круглые столы приезжают наиболее сильные, наиболее активно работающие в области науки ученые из Италии, России, стран – участниц ОИЯИ, со всего мира. Это специалисты высочайшего уровня в своей области.

Мы ждем доклада Серджио Феррара, человека, который очень много сделал для одного из направлений теории относительности, связанной с супергравитацией. Поэтому здесь будут также обсуждаться проблемы, которые могут быть решены с использованием идей суперсимметрии фундаментальной физики, – сказал Виктор Анатольевич.

Естественно, в преддверии еще одного юбилея, который предстоит отметить в марте – 60-летия ОИЯИ, директор Института подчеркнул, что проведение круглого стола – твердая традиция, и она привязана к крупному событию: рождению теории относительности, но, несомненно, все понимают, что круглый стол проводится в качестве подготовки к юбилею Института.

– Событие, которое будем отмечать в марте следующего года – событие мирового значения, потому что Институт – крупный центр международного сотрудничества, играет большую  консолидирующую роль, и важно сознавать, что научное сотрудничество – одна  из величайших ценностей, поэтому, когда мы видим, что существующая атмосфера способствует развитию, это очень важно.

В итоге у нас получается тройной юбилей: столетие со дня рождения общей теории относительности, супергравитации, сорокалетие со времени появления суперсимметрии, суперсимметричной гравитации и наступающее 60-летие нашего Института, – подытожил директор ОИЯИ.

Теория относительности – не музейный экспонат

Так считает научный консультант посольства Италии в Москве профессор Туринского университета Пьетро Фре – специалист мирового уровня в области теоретической физики.

Для справки. Профессор Пьетро Фре  ведет активную публикационную и педагогическую деятельность. Им опубликовано около 200 научных статей и обзоров в ведущих журналах мира. П. Фре координирует научное сотрудничество ученых Европы. Особый вклад он внес в развитие и укрепление контактов между российскими и итальянскими университетами и научными центрами.

Кстати, Пьетро с удовольствием говорит на русском  и в переводчике не нуждается.

– Как видите, – заметил он, – теория относительности  – это не понятие для музея, а абсолютно живая, центральная тема текущих исследований ученых. Очень приятно, что здесь, в Дубне, сотрудничают и итальянские, и российские ученые, которые занимаются не только теорией относительности, но и множеством тайн, еще неизвестных, не открытых, а только обсуждаемых на уровне гипотез.

Это юбилей не только теории относительности, но и теории супергравитации. Именно в ней, наверное, и есть  корни объяснения тайн. Поэтому мы соединили два юбилея: теории относительности и супергравитации, и с большим интересом ждем выступления нашего друга профессора Серджио Феррара, одного из трех основателей теории супергравитации, – уточнил Пьетро Фре.

Супергравитация с позиции сегодняшнего дня

С таким вопросом мы обратились к заместителю директора Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ по научной работе, директору центра NICA/MPD профессору Александру Сорину.

Для справки. Александр Сорин – доктор физико-математических наук, профессор кафедры теоретической физики университета «Дубна», автор множества публикаций, область научных интересов – математическая физика, интегрируемые системы, адронная материя при критических плотностях и температурах.

– Конференция, – сказал он, – называется «Столетие гравитации. Супергравитация входит в свои сороковые».  В этом году исполнилось сто лет со дня создания Альбертом Эйнштейном общей теории относительности,  и в этом же году имеется другая знаменательная дата – сорок лет назад была создана новая теория, которая обобщила теорию относительности Эйнштейна с учетом новых симметрий нашего мира, получившая название супергравитация.

То есть это гравитация Эйнштейна с учетом новых симметрий, очень необычных. Год очень важный для фундаментального направления современной науки и для ОИЯИ. Если посмотреть на нумерологию, то сто минус сорок получится шестьдесят. Наверное, это символично.

На самом деле, кроме перечисленных круглых дат,  существует еще одна: одному из создателей теории супергравитации профессору Серджио Феррара, участнику этой конференции, исполнилось 70 лет. Конечно, четыре круглые даты очень символичны,  и с ними связано очень представительное участие в круглом столе «Италия – Россия» в Дубне, – считает профессор Сорин.

Первый день конференции  показал, что на самом деле это крупное событие не только в жизни Института, но и в жизни мирового научного сообщества. Здесь, в одном месте, собрались выдающиеся представители этого направления физики и представили свое видение, как того, что уже было пройдено, так и перспектив развития.

Кстати, первый же доклад профессора Массимо Капаччиоли, посвященный темной материи, привнес большое оживление в аудиторию, вызвал множество вопросов и обсуждений. Итальянского ученого просто засыпали вопросами после выступления и продолжили обсуждение на кофе-брейке физики, которые находятся на переднем крае очень интригующего направления развития современной фундаментальной науки.

– Все-таки к чему ученые пришли сегодня в отношении супергравитации, – уточнили мы у Александра Савельевича Сорина.

– Супергравитация с позиции сегодняшнего дня – это некий предел той конечной теории, к которой мы стремимся, теории суперструн. То есть теории суперструн  не существует без теории супергравитации. Все ищут суперсимметрию, во всех центрах мира, в том числе и в ЦЕРНе на Большом адронном коллайдере. Пока саму суперсимметрию не видно, но это не значит, что ее нет, поскольку существуют разные масштабы, даже в контексте обсуждения первого доклада  конференции «Темная материя».

Одна из претендентов объяснения темной материи – частица, которую мы не видим. Но существует много других альтернативных версий. Всегда, когда теория не завершена, существует много гипотез, предложений, спекуляций, поэтому надо немного подождать.

Но  наука так развивается, что рано или поздно истина становится доступной, правда, для того чтобы понять окружающий нас мир, требуется затратить очень много усилий, в том числе и материальных, – заключил профессор Сорин.

Темную материю можно пощупать, темная энергия – загадка для всех

Про  темную материю и энергию во Вселенной мы подробно расспросили профессора Александра Долгова.

Для справки. Александр Долгов – профессор университета Феррара и одновременно директор Центра астрофизики и элементарных частиц Новосибирского университета, доктор физико-математических наук. Области научных интересов: астрофизика, космология, физика элементарных частиц и квантовая теория поля, проблемы темной материи, темной энергии и космологического бариосинтеза.

Он отметил, что для него лично наибольшую заинтересованность в рамках этой конференции вызывают темы, связанные с космологией.

– Знаете, каждый кулик хвалит свое болото, то есть свое научное направление, а я занимаюсь космологией. Сейчас, как мне кажется, центр фундаментальных исследований – это проблемы темной материи, темной энергии и всяких, что называется, тайн на небе. Мы видим много загадочных явлений, которым пока объяснений стандартными теориями не имеется, и это очень вдохновляет на работу. Как обычно, если что-то непонятно, то в этой области можно рассчитывать на прорыв. Правда, когда он будет – неизвестно.

– Есть ли взаимодействие с учеными из Дубны по интересующему направлению?

– Совместных работ с ОИЯИ у меня в последнее время не было, но мы тесно взаимодействуем с Олегом Теряевым, Александром Сориным, есть группа, которая также занимается космологией, надеюсь на будущие контакты. Конференция ведь очень способствует научным контактам.

– Как объяснить читателям, что такое темная материя? У первого докладчика прозвучало, что Вселенная на 21% состоит из темной материи, а на 74% – из темной энергии...

– А оставшиеся жалкие 5% - это мы с вами. В пять раз большее количество вещества составляет темная материя, скорее всего, какие-то обычные несветящиеся частицы. Но большой тайны с точки зрения фундаментальной науки здесь нет, потому что это более-менее обычные, но неизвестные объекты.

В частности, суперсимметрия предсказывает существование таких стабильных новых  частиц. В последнее время  из-за работы Большого адронного коллайдера кандидат на темную материю пропал, видимо, это что-то другое, но  в общем  нормального рода объект.

Темная энергия – что-то совершенно странное и необычайное, эта штуковина, например,  вызывает ускоренное расширение Вселенной. Представьте себе, что расширение похоже на поведение камня, брошенного вверх: он летит с уменьшающейся скоростью,  и если не очень сильно бросили, вернется и стукнет вас по затылку, либо если бросите с 1-2 космической скоростью, то он никогда не вернется, а все время будет лететь с «заминанием». Точно так же выглядело расширение Вселенной.

Сейчас мы узнали, что сначала она так и вела себя почти что 10 млрд лет тому назад, по масштабу расширения совсем недавно. Выглядело таким образом: расширение шло сначала с замедлением, а потом пошло с ускорением. Чтобы описать, что это за штука, был предложен термин «темная энергия».

Либо изменение гравитационного взаимодействия на больших расстояниях для бесконечно больших систем может превратиться в антигравитацию, гравитационное отталкивание. Либо это какие-то новые поля, вызывающие подобный эффект. Именно здесь лежит, может быть, одна из величайших тайн фундаментальной физики.

А темная материя – то, что можно пощупать, может быть, измерить в прямых экспериментах, в частности,  в нашем центре в Новосибирске строится новый детектор с предельной  чувствительностью: когда частица темной материи ударит по детектору и родится хоть один электрон, мы его увидим, – поделился с нами Александр Дмитриевич Долгов.

«Россия полна хороших мозгов...»

В заключение мы немного попытали профессора неаполитанского университета Массимо Капаччиоли, доклад которого задал энергичный старт седьмого круглого стола в Дубне.  Кстати, перевел коллегу профессор Александр Долгов.

О чем доклад? Чем интересен круглый стол? Почему выбрана Дубна? – обозначили мы круг вопросов для ученого.

– Доклад был о новых составляющих Вселенной, в частности,  о темной материи. Наиболее интересно, что эти составляющие находятся  там в гораздо большем количестве, чем обычное вещество, которое мы называем барионным. Причем это то, что мы видим непосредственно с помощью телескопов. Чрезвычайно важный вопрос: являются ли новые составляющие реальными или они – результат нашего воображения, чтобы объяснить существующие наблюдаемые данные.

Почему выбрана Дубна? Один из лучших в мире центров физики находится в России, которую очень люблю за литературу, искусство, музыку и, главное,  за то, что она полна хороших мозгов, – подытожил профессор Капаччиоли.

Для справки. Массимо Капаччиоли – физик с мировым именем, профессор  неаполитанского университета им. Фридриха II. Один из самых известных итальянских астрономов своего поколения, внесший значительный вклад в ряд астрономических исследований: от небесной механики до галактической астрономии и наблюдательной космологии.

С круглого стола Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 
 
< Декабря 2015 >
П В С Ч П С В
  1 2 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.