СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Великий подвижник Русской церкви Печать
26.07.2023 13:00

120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского

1 августа Православная церковь отмечает 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского - без преувеличения одного из величайших и наиболее почитаемых русских святых.

Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин, родился в 1754 году в Курске, в семье потомственных купцов Исидора Ивановича и Агафьи Фотиевны Мошниных. Родители Прохора оказывали попечение о строительстве новой Сергиево-Казанской церкви. К сожалению, Исидор Иванович не стал свидетелем освящения построенного им храма в 1762 году, так как неожиданно скончался 10 мая 1760 года будучи сорока лет от рождения. Его жена Агафья Фотиевна оказалась сильной женщиной, она продолжила дело мужа и всего семейства: изготовление и торговлю глиняной посудой в надомной лавке, строительство Казанской церкви, поддержание порядка в семье - все это требовало больших физических и духовных сил.

Надзирая за строительством храма, Агафья Фотиевна иногда брала с собой малолетнего сына. Первые «Сказания» описывают следующее чудесное событие: «Во время строения сего храма однажды Агафия пошла на церковное здание, взявши с собою и сына своего, которому было тогда около семи лет. И как взошла на здание, то он, отлучась от нея, по детской неосторожности упал с высоты здания на землю». Испуганная мать, спустившись вниз, нашла сына невредимым.

Вскоре Прохор, обладая хорошей памятью, выучился читать и писать, пройдя курс обучения счёту и русской грамоте, как это было принято в то время для детей купеческого сословия. Будучи 10 лет от роду, Прохор тяжело заболел, а исцеление от болезни произошло чудесным образом. Ежегодно в девятую пятницу после Пасхи из курского Знаменского Богородицкого монастыря в Коренную Рождество-Богородичную пустынь шествовал крестный ход с чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери «Знамение». В 1764 году этот день выпал на 11 июня. Во время крестного хода пошел сильный ливень, и хлынувшие потоки воды и грязи препятствовали идти улицею. Для удобства шествия крестный ход двинулся через двор купцов Мошниных. Мать Прохора обрадовалась этому внезапному случаю и с больным отроком на руках вышла встречать Чудотворный Образ Пресвятой Богородицы. Как только Прохор приложился к иконе, сразу же получил чудесное и совершенное исцеление.

В 24 года Прохор уходит в Саровскую пустынь - мужской монастырь на севере Тамбовской губернии. По вступлении в обитель проходил он разные послушания: будильщика, просфорника, занимался столярной работой и, по обычаю оной пустыни, имел келейное занятие резать кипарисные кресты. При построении в то время больничной церкви он из усердия сделал престол своими руками из кипариса.

13 августа 1786 года Прохор был пострижен в монашество с наречением имени Серафим. Вскоре после этого в 1787 году монах Серафим был посвящен в сан иеродиакона, а в 1793 году - в сан иеромонаха. От долгих стояний в церкви отец Серафим получил опухоль в ногах, и по причине этой болезни он испросил у настоятеля монастыря благословения на отшельническую жизнь в уединении.

В пустынную свою келью преподобный удалился в 1794 году. Находясь в уединении, Серафим Саровский проводил жизнь, полную подвижнических трудов, часто пребывая в посте и непрестанно молясь Богу. Возле своей кельи он возделывал небольшой огород. В монастырь приходил только на большие церковные праздники и воскресные дня для причащения Святых Таин.

Желая усугубить свой подвиг, он возымел ревность стоять на камне в подражание Преподобному Симеону Столпнику. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его келье, другой в лесу на половинном расстоянии от обители к его кельи. Образ стояния его был такой: на одном камне, что был у него в кельи, стоял он с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, какую приносил ему усердствовавший к нему брат из монастыря; на другом же стоял с вечера до утра с воздетыми горе руками, взывая к Господу мытаревым гласом: Боже, милостив буди мне грешному. В таком подвиге он находился тысячу дней и тысячу ночей, от чего все тело его изменилось, волосы сделались на голове подобны войлоку, а в ногах получил болезнь, которая продолжалась до самой его кончины.

В 1804 году Серафим Саровский подвергся жестокому нападению трех крестьян, которые тщетно пытались найти у старца деньги и сильно избили его до полусмерти. После разбойники обыскали келью отца Серафима и, не нашедши ничего, кроме скудных съестных припасов, удалились. Вскоре обидчики были найдены, но святой, обладая крайним незлобием, простил их и упрашивал настоятеля монастыря не наказывать. Спустя некоторое время предстательством Божией Матери преподобный получил исцеление от причиненных ему побоев и вернулся к уединенной жизни.

В 1809 году, после 16 лет пустынной жизни, старец Серафим переселился в монастырь, следуя уговорам настоятеля Нифонта и братии Саровской обители. По вступлении в монастырь преподобный затворился в своей келье и опять, по прежнему своему обычаю, предал себя безмолвию и уединению, в течение пяти лет никого почти не принимая ни из братии, ни из посторонних посетителей. Пребывая в затворе, святой за неделю прочитывал весь Новый Завет, совершал по тысяче поклонов каждый день и предавался умной Иисусовой молитве. После пяти лет безмолвной жизни преподобный Серафим начал принимать у себя посетителей, о чем в видении получил повеление от самой Царицы Небесной.

Приближаясь к глубокой старости, за год до смерти, старец стал чувствовать в телесных силах особенное изнеможение, и потому в пустынную свою келью начал ходить реже, также и в монастыре не всегда уже принимал посетителей. 1 января 1833 года преподобный в последний раз пришел в больничную церковь к ранней литургии и приобщился Святых Таин. В это время замечено было в нем крайнее изнеможение телесных сил; впрочем, он показывал спокойный и радостный дух.

На другой же день, то есть 2 января, во время утрени он предал Господу Богу дух свой. Когда от ранней литургии вошел к нему в келью монах Иоанн, то, видя в ней старца на коленях, стоящего пред святыми иконами с наклоненною головою, со сложенными крестообразно руками, думал, что он стоит на молитве. Когда же приближался к нему, то нашел его уже скончавшимся. Персть оставалась на земле, а душа была уже у Господа. Монах оный объявил о сем настоятелю в собрании всей старшей братии. Все, будучи поражены этим известием, скорбели о разлуке с таковым доблестным подвижником, который был примером всей братии и служил украшением обители. При погребении его было необыкновенное стечение народа разного звания из окрестных мест и из соседних губерний.

В 1903 году, спустя 70 лет после кончины, состоялось прославление преподобного Серафима Саровского. 19 июля (т.е. 1 августа по новому стилю), в день рождения святого, с великим торжеством были открыты его мощи и помещены в приготовленную раку. Долгожданное событие сопровождалось многими чудесными исцелениями больных, в большом количестве прибывших в Саров. Почитаемый очень широко еще при жизни, преподобный Серафим стал одним из самых любимых святых православного русского народа. С великой силой звучит его напоминание: «Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему; вот престол, на котором Он любит восседать и являться в полноте Своей пренебесной Славы. «Сыне, даждь Ми сердце твое, - говорит Он, - а все прочее Я Сам приложу тебе», - ибо в сердце человеческом Царство Божие вмещаться может».

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.