1. Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
2. Чтобы ребенок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть четкими, доброжелательными, немногословными, спокойными. Не пугайте ребенка будущими трудностями в школе!
3. Перед школой и во время учебы проверяйте зрение и слух ребенка.
4. ПОДГОТОВКА К ЧТЕНИЮ: 6-7-летний малыш должен знать все печатные буквы алфавита, но многие могут слитно читать слоги, а некоторые – и целые тексты. Несмотря на такую разную подготовку, все дети устают от процесса чтения очень быстро.
Чередуйте это занятие с отдыхом. Пусть ребенок «погримасничает» перед зеркалом, произнося четко и громко звуки, отдельно и плавно. Это развивает артикуляционный аппарат.
5. ПОДГОТОВКА К ПИСЬМУ: ручку ребенок должен брать правильно и разогретыми пальцами. Раскраски замените обведением по трафарету и штриховкой. Линия должна быть направлена сверху вниз, справа налево, а если она кривая, то против часовой стрелки. Расстояние между линиями 0,5 см – это основной принцип нашего письменного алфавита. Запомните, дети также устают от этих занятий, как и от чтения.
6. ПОДГОТОВКА К ГРАММАТИКЕ: ребенок должен легко выделить в слове заданный звук, назвать в слове все звуки по порядку. Не путайте букву со звуком! (Звук мы слышим, букву пишем.) В тексте он также может назвать количество предложений. Он умеет отвечать на вопросы «кто», «что» и сам их задавать. То есть 6-7-летний ребенок способен расчленить речь на отдельные грамматические единицы.
Поощряйте его умение наблюдать, сравнивать, исправлять, уточнять свою речь. Общайтесь с ним!
7. ПОДГОТОВКА К МАТЕМАТИКЕ: успешность в этом предмете зависит от освоения и умения двигаться в трехмерном пространстве. Поэтому помогите ребенку свободно владеть такими понятиями: «вверх-вниз», «вправо-влево», «прямо, по кругу, наискосок», «больше-меньше», «старше-моложе», «горизонтально-вертикально» и т. д., объединять предметы в группы по одному признаку, сравнивать, владеть счетом в пределах 10.
ЗАПОМНИТЕ!
При подготовке к школе вы должны оставаться для вашего ребенка любящим и понимающим родителем и не брать на себя роль учителя! Ребенок охотно делает только то, что у него получается, поэтому он не может быть ленивым.
Постарайтесь достижения ребенка не сравнивать ни со своими достижениями, ни с успехами старшего брата, ни одноклассников (не озвучивайте это при ребенке, даже если они в его пользу!).
Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учебе для вашего малыша.
Медики рекомендуют
ЕДА ДЛЯ ПЕРВОКЛАШКИ. Накормить с утра пораньше школьника – это непростая, но важная задача.
Медики советуют включать в завтрак сложные формы углеводов. Это значит, что помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином.
С собой в школу можно дать йогурт, рогалик, булочку, яблоко, грушу, огурец или морковку. Обычно в школах детям дают молоко или сок. Но если ваш ребенок не пьет то, что предлагают в школе, дайте ему с собой компот, сок, чай. Фляжка или бутылочка, в которую вы их нальете, обязательно должна быть тщательно вымыта.
Категорически противопоказаны: чипсы, пирожки, сухарики, кола, пепси, лимонад и прочие суррогаты.
РЕЖИМ ДНЯ. Письмо и чтение – самые трудные занятия в первом классе.
Наибольшее напряжение вызывает непосредственно написание букв, слов, предложений, списывание текста.
В математике самое трудное – решение задач.
Специальными исследованиями установлено:
продолжительность непрерывного чтения не должна:
в 6 лет превышать 8 минут,
в 7-8 лет –10 минут;
оптимальная продолжительность непрерывного письма:
2 минуты 40 секунд в начале урока,
1 минута 45 секунд в конце (то же самое и при приготовлении домашних заданий).
Эффективность учебы распределяется таким образом:
ПЕРВЫЙ УРОК – «врабатывание»,
ВТОРОЙ УРОК – пик работо-способности,
ТРЕТИЙ УРОК – начало снижения работоспособности,
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОК – минимум.
НОРМЫ ПРОГУЛКИ. Норма прогулки для школьников младших классов – не меньше 3-3,5 часа.
Для ослабленных детей лучшим отдыхом является полуторачасовой дневной сон в хорошо проветренной комнате.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ УРОКОВ. Лучшее время для приготовления уроков: 15-16 часов. Через каждые 25-30 минут – перерыв, физкультминутки под музыку (они восстанавливают работоспособность, отдаляют утомление).
Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных, затем переходить к самым трудным.
Обязательно через каждые полчаса занятий делать 5-минутную гимнастику для рук, ног и позвоночника, сопровождая ее стишком: «Мы читали, мы писали, наши пальчики (ручки, ножки, глазоньки) устали». Ребенок должен похлопать руками, сжать и разжать пальчики, потопать ногами, согнуться – разогнуться, отвести руки в стороны, поднять их вверх.
ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ должны начаться не ранее, чем через 40 минут после приема пищи. Ужин за 2 часа до сна, если не хотите рассказов о страшных снах и жалоб на бессонницу.
ПЕРЕД СНОМ полезно гулять в течение 20 – 30 минут.
СПАТЬ первоклассник должен не менее 9 часов, а детям с проблемами адаптации к школе показан и дневной сон.
Первокласснику можно позволять не более 10 минут непрерывной «работы» за компьютером и просмотра телепередач. Если сидеть больше – появятся признаки утомления. |