СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

ОАО "ДМЗ" им. Н.П. Федорова: история и настоящее. От гидросамолетов до производства суперсовременных ракет Печать
11.07.2014 11:13

Биографию Дубненского машиностроительного завода писала история развития авиации. Для охраны морских границ Советского Союза, имевших большую протяженность, нужны были гидросамолёты. Поэтому в 1935 году Совет Труда и Обороны  принял решение о строительстве завода по изготовлению гидросамолетов. Местом для строительства авиационного завода был выбран левый берег реки Волги, в двух километрах от Иваньковской гидроэлектростанции и плотины канала «Москва – Волга».

Строительство авиационного завода началось в третьем квартале 1937 года, а 10 июля 1939 года, всего через два года после его начала,  ввели в эксплуатацию первую пусковую очередь завода. Эта дата и стала днем рождения Дубненского машиностроительного завода.

15 апреля 1939 г. поступил приказ Народного комиссариата авиационной промышленности  «Изготовить на новом авиационном заводе опытный гидросамолет МТБ-­2 (морской тяжелый бомбардировщик) с четырьмя моторами М-­120 и М-­84, разработанный ОКБ А.Н. Туполева». Гидросамолет МТБ­-2 прошел заводские испытания, но работу приостановили, поскольку летно-­технические характеристики самолета подобного типа, произведенного на другом авиационном заводе, оказались выше.

В марте 1940 г. Иваньковский авиационный завод получил название «Почтовый ящик №30». Коллективу завода поручили спроектировать и построить сухопутный скоростной разведчик-­бомбардировщик СРБ-­55 с мотором М­-120, способный летать со скоростью 600 км/ч.

В 1941 г. завод приступает к серийному выпуску гидросамолетов ЧЕ-­2 «Четвериков», скорость полета 360 км/ч, дальность ­ 2645 км. ЧЕ­-2 – марка самых известных советских гидросамолетов, трудившихся на Дальнем Востоке, в Прибалтике, на Черном море. Они принимали участие в бомбардировках Берлина в составе флотской авиации в августе 1941г. До конца Великой Отечественной войны завод занимался проектированием, изготовлением и испытанием опытных образцов МДР-­6 (морской дальний разведчик).

На заводе организовали два конструкторских бюро: ОКБ­1 по проектированию и освоению тяжелых самолетов (одной из последних его работ стал бомбардировщик 150 со скоростью 955 км/ч и дальностью полета 5300 км) и ОКБ­2 по проектированию и освоению экспериментальных самолетов с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД Вальтер 109­509А), достигавшим скорости 2500 км/ч.

1 сентября 1951г. заводу поручили новое задание – освоить серийное производство крылатых ракет. Это задание определило долгосрочную специализацию производства. 12 октября 1951г. на заводе организован филиал
ОКБ–155 А.И. Микояна, впоследствии выросший в самостоятельное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга».

Основной задачей завода стало освоение опытного производства и головных партий крылатых ракет. Основную загрузку производства составляли ракеты класса «воздух­поверхность», разработчиками которых были МКБ «Радуга» и ОКБ А.И. Микояна. Они были составной частью стратегических комплексов, создаваемых совместно с ОКБ А.Н. Туполева. В структуре производства ДМЗ были найдены оптимальные соотношения между объемами опытной и серийной продукции.

В 1965г. коллектив предприятия включается в работу над космическими программами. Предстояло освоить производство изделия «105», являвшегося составной частью системы «Спираль» в виде орбитального самолета с ракетным ускорителем. Это была первая в нашей стране многоразовая двухступенчатая воздушно-­космическая система, представляющая собой мощный сверхзвуковой самолет-­разгонщик и стартующий с его «спины» на высоте 20­-30 км орбитальный корабль-­ракетоплан.

19 июня 1972 г. в целях ускорения процесса создания и внедрения образцов новой авиационной техники на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского машиностроительного конструкторского бюро «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А.И. Микояна было создано Дубненское производственно­конструкторское объединение «Радуга» (ДПКО «Радуга»)

В сентябре 1978 г. ДПКО переименовано в ДПО (Дубненское производственное объединение). Десять лет спустя после объединения, 12 мая 1982г. в связи с новыми задачами, поставленными перед МКБ «Радуга», созданы самостоятельные организации с наименованиями – Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» и Дубненский машиностроительный завод (МКБ «Радуга» и «ДМЗ»).

Указом Президиума Верховного Совета СССР 27 октября 1976 года коллектив Дубненского производственно-­конструкторского объединения «Радуга» за создание спецтехники награждается орденом Трудового Красного Знамени. После разделения ДПКО «Радуга» на два самостоятельных предприятия указом Президиума Верховного Совета СССР  от 16 мая 1983 года орден Трудового Красного Знамени сохранён за его преемником – Дубненским машиностроительным заводом.

Таким непростым маршрутом ДМЗ в своем развитии прошел путь от создания гидросамолетов, разработки и  изготовления опытных образцов первых реактивных самолетов до серийного производства современной авиационной и ракетной техники. Специалисты завода в сотрудничестве с ведущими конструкторскими бюро страны участвовали в разработке и производстве крылатых ракет серии К-С, К­-10, Х-­20М, П­-15, КСР­-2, КСР-­11, Х-­28, семейства Х-­22, Х­-58, Х-­59М, Х-­55, «Москит», Х­-15. На заводе было освоено производство агрегатов планера (фюзеляж, крылья, кили, стабилизаторы, пилоны, носовой обтекатель) сверхзвукового истребителя МиГ­ 25.

Рассматривая период, связанный с освоением ракеты Х­22 и планера МиГ­25, можно смело сказать, что это было время технической революции на заводе. Первый планер самолёта МиГ­25 был поставлен Горьковскому авиационному заводу на три месяца раньше срока. Завод не был готов к сборочным работам самолета, поэтому категорически отказался от принятия нашей поставки. И это был хороший толчок такому передовому заводу, каким считался он в те годы. «Королевский» ­ такое определение ему в то время давали в отрасли. В дальнейшем наш завод «Королевскому» еще несколько лет поставлял крылья и пилоны для самолетов МиГ­25.

24 июня 2006 г. в сквере перед Дубненским машиностроительным заводом был торжественно открыт монумент «Самолет МиГ­25, оснащенный ракетами Х­58», который символизирует вклад дубненцев в революционное развитие авиационной техники в нашей стране.

В 1992 г. запустили в производство спортивно­пилотажный самолет СУ­29, легкомоторный самолет для сельского хозяйства и патрулирования «Шмель», двухместный многоцелевой самолет «Дубна», самолет­амфибия Р­50.  Параллельно осваивался выпуск космических антенн диаметром от 0,7 до 16 м, кузова вездехода «ТРЭКОЛ», заводов по производству сахара.

В 1994 г. предприятие было приватизировано. ДМЗ реорганизовалось в акционерное общество открытого типа (АООТ «ДМЗ»).

25 февраля 2004 г. было создано новое предприятие ­  Открытое акционерное общество «Дубненский машиностроительный завод – Камов» (в составе АФК «Система»).

В 2005 г. завод развивается по трем основным направлениям: расширение деятельности в области реализации государственного оборонного заказа, активная диверсификация свободных мощностей для производства гражданской продукции и модернизация оборудования. В результате конкурса «ДМЗ–Камов» выиграл первый крупный оборонный заказ, который был успешно выполнен с соблюдением всех требований в жестких условиях  госконтрактов. Благодаря успешному выполнению этой работы удалось увеличить объём государственного заказа по производству, ремонту и модернизации ракетного вооружения и оборудования для военной авиации до 75% от общего объёма производства.

Для обеспечения должного качества выпускаемой продукции на предприятии была разработана современная  система  менеджмента качества (СМК). В мае 2006 года ОАО «ДМЗ–Камов» был вручен сертификат соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 и ГОСТ РВ 15.002 – 2003 на производство и ремонт военной техники.

Деятельность предприятия в области производства вооружений, военной и авиационной техники лицензирована государством по следующим направлениям: производство вооружений и военной техники; производство авиационной техники двойного назначения; ремонт вооружения и военной техники; ремонт авиационной техники,  в том числе авиационной техники двойного назначения; утилизация вооружений и военной техники; разработка вооружений и военной техники.

Уникальное оборудование ОАО «ДМЗ–Камов» позволило наладить серийный выпуск антенн спутниковой связи, которые являются неотъемлемым элементом любой наземной станции спутниковой связи. Антенны диаметром от 0,7 до 15,8 предназначены для работы через спутники «Экспресс», «LMI–1, «Горизонт», «Ямал», «Интелсат», «Евтелсат» и проч.

На рынок судостроения ОАО «ДМЗ–Камов» вышел с проектом «Riverlife» ­ это собственный проект по серийному производству малых речных судов типа «houseboat» (плавучий дом), предназначенных для отдыха на воде.

18 августа 2008 г. ОАО «ДМЗ–Камов» переименовывается в ОАО «ДМЗ» им. Н.П.  Федорова» (Открытое акционерное общество «Дубненский машиностроительный завод» имени Н.П. Федорова»).

На протяжении последних лет предприятие осуществляет поставки в рамках гособоронзаказов продукции, необходимой для обеспечения эксплуатации ракетного вооружения ВВС, производит ремонт и модернизацию авиационной техники, осваивает серийное производство новых видов вооружения, что позволяет ему сохранять производственный и кадровый потенциал для выпуска технически сложной и наукоемкой продукции.

По заказам ОАО «РСК «МиГ» освоено производство и осуществляются поставки накладных топливных баков, подвесных агрегатов заправки для самолетов МиГ–29 различных модификаций, для ООО НПК «Штурмовики Сухого» изготавливаются пилоны балочных держателей, детали и узлы кабины для самолетов Су–25.

ДМЗ включено в перечень предприятий, участвующих в выполнении приоритетного государственного контракта ОАО «НАПО им. В.П. Чкалова» по производству самолета Су–34 в части поставок подвесных авиационных контейнеров РТУ Л265В.

За всё время работы было освоено опытное и серийное производство более 30 видов самолетов и ракет разных классов.

В последние годы много сил и ресурсов вложено в глубокую модернизацию производственно­технологического комплекса предприятия, что обеспечивает выполнение государственного оборонного заказа на производство, ремонт и разработку В, ВТ, и АТ.

На сегодняшний день производственно­технологический комплекс ДМЗ позволяет выполнять все виды работ по созданию авиационной и ракетной техники: от проектирования и производства оснастки до производства всех необходимых комплектующих, сборки и выпуска готовых изделий на самом современном уровне.

Дубненскому машиностроительному заводу исполняется 75 лет, и мы приглашаем всех желающих на «День открытых дверей» который состоится 10 июля. Мы будем рады видеть вас с 9:00 до 11:00 (при себе иметь паспорт).

 
 
< Июля 2014 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.