СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

513-й обрел покой в братской могиле Печать
27.06.2014 09:26

Дубненский поисковый отряд «Наукоград – Дубна» вернулся из экспедиции на Синявинские высоты (Кировский район Ленинградской области), отработав весеннюю вахту памяти. Эта земля по сей день хранит свидетельства тех грозных лет: испещрена воронками от снарядов, напичкана старыми боеприпасами, и множество наших бойцов остались лежать там, где их настигла неприятельская пуля...

Отряд в составе пяти человек провел на высотах больше двух недель, в Дубну возвратились поисковики накануне Дня Победы. Но сначала пару дней дубненцы работали на Пулковских высотах с поисковиками из Ленинградской области, Челябинска – со всей России – поднимали вместе с ними окоп.

Напомним, что за время существования дубненского отряда (он был организован в феврале прошлого года) это вторая экспедиция и результативная: ребята подняли бойца.

Предметы, опаленные войной

Командир отряда  Александр Попов, выкладывая на стол опаленное войной «железо», которое было поднято из раскопов, сопровождает комментариями каждый предмет:

– Это так называемая немецкая укупорка – металлический чемоданчик для переноски минометных снарядов. Здесь в ячейках лежали немецкие боеприпасы – 10 штук. Смотрите, какая хитрая у него ручка: случайно открыться он ни при каких обстоятельствах не может. А это немецкая каска. Кстати, рядом с нами работал  поисковый отряд «Победа» из Санкт­-Петербурга, который поднял немецкого бойца. В этом году наши поисковики договорились с немецкими, и те перезахоронят своих солдат на немецком кладбище, ­ рассказывает Александр.

На большом столе практически не остается свободного места, а предметы, поисковики называют их артефактами, продолжают прибывать. Здесь русский котелок, простреленный в нескольких местах, кружка – к  сожалению, не подписаны. Педаль от мотоцикла, естественно, немецкого, немецкий минометный снаряд, магазин от немецкого автомата, вражеские саперные лопатки (они заостренные, наши квадратные), банка с немецкими консервами, пулеметный диск от «дегтяря».

С немецким солдатом, которого подняли питерские поисковики, документов, констатирует Александр, не оказалось, но, что удивительно, при нем были зубная щетка, крем для губ, эбонитовые хлорницы для обеззараживания воды – фашисты воевали с удобствами.

С русским бойцом дубненские поисковики подняли  бляху, остатки кожаного ремня, коробницу, так называемый черкаш (что-­то типа коробка), хорошо запакованную, запечатанную курительную бумагу и две винтовочных пули, которые, скорее всего, стали причиной гибели солдата: в его затылке обнаружили два пулевых отверстия.

Трудный путь к павшему солдату

Как отмечает  Александр Попов, работать пришлось трудно: в этом году на Синявинских высотах было очень холодно и даже шел снег. Впрочем, экипировка у поисковиков была хорошая: теплые спальники выделило отряду дубненское отделение Союза десантников России, палатки тоже были теплые.

Наш поисковый отряд, напомним, отправился в экспедицию с благословения дубненских  отделений Всероссийской общественной организации «Боевое братство» и ВОО Союза десантников России.

­ Отряд отработал на 100 процентов, и нас, кстати, поблагодарили, и по итогам года кто­-то из поисковиков будет награжден медалью за активный поиск и почетной грамотой Московской области. У нас есть бойцы, которые достойны медали, ­ уверен командир отряда.

Ребята доработали квадрат на Роще круглой, который был начат раньше, и задачу выполнили. Правда, там бойца они не обнаружили, а нашли его чуть ближе к речке Черной, практически возле лагеря. В этом году отряд находился чуть дальше от Синявинского мемориала, там, где Александр в 2010 году лично поднимал бойца – снайпера. «Встреча» об этом подробно рассказывала в апрельской публикации «Поднять солдата из забвения».

С дубненскими поисковиками непосредственно работал отряд из Санкт-­Петербурга, в общей сложности оба отряда насчитывали 12 человек.

­ «Выхаживали» мы очень долго, ­ делится Александр Попов, ­ искали бойца, почти неделю ходили безрезультатно. Проходили в день по пять-­семь километров, в зависимости от погоды. Трудно объяснить, как косточка нащупывается щупом, на слух, который  с годами поисков становится все тоньше, четко настраивается на определенную волну...

Чуйка не подвела

Второго мая решили далеко не ходить, детально проработать место у лагеря. Вышли, говорит Александр, к опознавательному месту, крест называется, где наши войска отступали, а немцы их добивали. Прошли метров сто, наверное, и он хотел показать бойцам, где поднимал своего первого солдата. Сначала странно начал работать миноискатель – пищал как­то не так.

Поисковики, кстати, люди суеверные: существует целый арсенал примет и обычаев, к которым они относятся с большим вниманием и благоговением.

­ Я подумал: это хороший знак, значит, сегодня поднимем солдата. Дошли до наших окопов, сдвинулись чуть вправо и сразу же метрах в пяти нащупали металл: «минак» просто разрывался на разные голоса. Говорю: копаем здесь. Сняли верхний слой, появилась гарь земли – там ведь были сильнейшие пожарища. Подняли ее и сразу обнаружили косточку ноги, ­ рассказывает командир.

Как положено, поисковики оцепили это место, обвязали красной ленточкой, прошли еще раз миноискателем. Взрывчатых веществ не обнаружили, нашли только расплавленный металл.

Откопали две канавы, чтобы стекали грунтовые воды и можно было спокойно работать. Солдат наполовину лежал в болотине. Как принято у поисковиков (есть такой обязательный обряд, когда они находят бойца), поздоровались с ним, обозначили свои действия: «Мы пришли тебя поднимать».

А когда начали копать, делится Александр, сначала хлынул дождь, настоящий ливень, после дождя повалил снег большими хлопьями, потом посыпался град. Таким образом, считает командир, через погоду боец радовался, что его отыскали, и приветствовал поисковиков.

­ Колени бойца были согнуты, он лежал на боку. Сначала мы нашли саперную лопатку, в ногах были остатки поясного ремешка, какие­то частички кожи от сапога. Потом под ним нашли жестянку, бляху ременную со звездой и якорем. Сомнений не было – наш,  русский солдат, моряк. Нашли с ним также курительную бумагу, черкаш. И было очень много патронов от трехлинейки Мосина, тоже расплавленный металл, видимо, горело сильно.

Пришли к выводу, что когда немцы минометами расстреливали красноармейцев, он уползал, и здесь была либо ложбинка, либо воронка от бомбы, где он прятался. Вокруг него было столько железа, а  в грудной клетке мы не обнаружили ни одного ребра, ни одного позвонка – в этом промежутке было много­-много пуль от винтовки «маузер» и расплавленных пуль от ППШ, ­ констатирует Александр.

К сожалению, солдат останется безымянным, при нем ни смертного медальона, ни котелка с ложкой, которые, как правило, были подписаны. Кстати, когда сначала поисковики нашли черную суконку от воротника, то подумали, что это офицер (черные шинели были у офицеров), но когда нашли морскую бляху, поняли, что боец был в бушлате – моряк.

Ребята поднимали его около десяти часов, работали без перерыва на обед. В  половине 11-­го  зашли на место и трудились до 8 часов вечера.

Что удивительно. Все этапы раскопа дубненские поисковики, конечно, запечатлели на цифровую фотокамеру, но случилась странная вещь: фотоаппарат в последний день экспедиции упал в речку, правда, его достали, но флэшка оказалась испорчена. Есть, конечно, надежда, что специалисты смогут ее восстановить, но... Как предполагает Александр Попов, не хотел, наверное, боец, чтобы его в таком виде показывали.

Под номером 513

Солдата перезахоронили 7 мая на Синявинских высотах в братской могиле. Хотя, как рассказывают поисковики, они к месту захоронения приехали довольно рано, однако поднятый дубненцами боец уже был 513­м.

Кстати, цифра 13 начинает сопутствовать дубненскому отряду во многом. Начнем с того, что наш отряд в составе Московской областной  молодежной общественной организации военно-­патриотического поискового объединения «Плацдарм» (напомним, это крупнейшая поисковая организация Подмосковья, которая занимается проведением поисковых работ с целью обнаружения и перезахоронения останков павших солдат и офицеров Красной армии в периоды 1939-­1940 и 1941-­1945 годов), имеет счастливый номер 13.

Теперь место гибели нашего моряка отмечено на спутниковом навигаторе точкой, чтобы другие поисковики знали, где были подняты бойцы.

Вахта памяти только началась

Поднятый дубненским поисковым отрядом боец остался безымянным, однако, как отметил Александр Попов, один из бойцов нашего отряда ходил с поисковиками из Архангельска, и они тоже подняли солдата, причем тоже в болотине (в этом году болото подсохло, и поисковики сделали упор на болото).

С ним был котелок и ложка, котелок был подписан, и сейчас все работы производятся в архиве, скорее всего, родственников этого бойца найдут, и еще в одну семью придет солдат.

В этом году на Синявинских высотах работали пять тысяч поисковиков, причем, как отмечают, много было среди них молодежи, для сравнения: в прошлом году на поиски вышли две тысячи человек. Каждый год поисковиков становится все больше, движение набирает обороты.

­ Наверное, сложно сдержать эмоции, поднимая погибшего солдата, особенно если он у тебя первый? – поинтересовались мы у командира поискового отряда «Наукоград – Дубна».

­ Я человек впечатлительный и не сдерживаю слез в такие моменты, и мои соратники, друзья, которые со мной поднимали бойца, чувствуют тот же эмоциональный накал. У меня этот солдат уже девятый, у Максима Безбородова и Феди Гунченкова – первый.

Там (на Синявинских высотах) за миллионы погибших наших солдат, которых еще не подняли, а земля там... Миноискатель просто зашкаливает. Ребята профессионально уже работают без миноискателя.

­ Все опаленные войной предметы вновь найдут «прописку» в музее?

­ Все будет сдано по акту в городской краеведческий музей и частично в музей школы №2.

­ Это подвиги весенней вахты дубненского поискового отряда, а куда планируете отправиться летом?

­ Вахта памяти только началась, работа в самом разгаре. Сейчас отряд приглашают в Мурманскую область. Летом поедем на месяц в Карелию – там много неучтенных захоронений, в русско­финской войне тоже были большие потери наших, ­ заключил Александр Попов.

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

Р.S. Всех, кого заинтересовала информация о работе дубненского поискового  отряда «Наукоград – Дубна», кто готов участвовать в благородной миссии отряда, могут связаться с командиром Александром Поповым по телефону 8 (915) 238-­44-­92.

 

 
 
< Июня 2014 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.