СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

История возрождения Смоленского храма в Дубне Печать
25.08.2022 06:37

Смоленская церковь в левобережной части Дубны была построена в 1914 г. и полностью разрушена в 1948 г. Находилась она в конце нынешней улицы Кирова, на выезде из Дубны в Кимрский район.

Идея восстановления Смоленской церкви принадлежит врачу городской больницы В.Н. Калякину, дед которого был старостой разрушенного храма. Приход, а точнее инициативная группа, организовался в 1993 году. Оформили соответствующие документы, однако недоставало храма и священника.  В декабре того же года указом митрополита Ювеналия настоятелем несуществующего храма был назначен священник Виталий Шумилов. Главной задачей в этот самый сложный период было начать богослужения, чтобы приход «ожил». Временное помещение для этих целей (после долгих и безрезультатных поисков) предоставил директор мастерских при психиатрической больнице № 14 Сергей Ересько (+ 1995). После заключения договора Смоленским храмом стал именоваться картонажный цех площадью около 100 кв. метров.

 

Ускорить начало богослужений помогло следующее обстоятельство. В ту пору приход храма Всех святых в земле Российской просиявших находился в каменном сарае при входе на городское кладбище. Несмотря на зимнее время, началась его реконструкция, и настоятель храма отец Александр Любимов со всем своим приходом и утварью попросил убежища в «смоленском» картонажном цехе. Срочно соорудили фанерный иконостас, и можно было начинать служить. Первое богослужение состоялось вечером 5 февраля 1994 года накануне дня памяти св. блаженной Ксении Петербургской. Почему именно в этот день началась богослужебная жизнь прихода, и какой это имело смысл, прихожане начали догадываться в тот же вечер, но окончательное понимание пришло позже. А случились тогда удивительные «совпадения».

Из жития блаженной Ксении (XVIII век) известно, что она помогала строить храм Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Петербурге. Блаженная ночью поднимала на леса столько кирпичей, сколько было необходимо каменщикам для выполнения дневной нормы. «Совпадение» первое: вновь открытый приход собирался строить Смоленский храм – и блаженная Ксения помогала строить именно Смоленский храм. «Совпадение» второе: изначально предполагалось строить храм на старом месте, в конце ул. Кирова. Но так как блаженная строила храм на кладбище, этим указывалось, что и наш храм будет строиться не там, где намечалось (на окраине города), а в другом более удобном месте - на старом левобережном кладбище, где он сейчас и находится. «Совпадение» третье: блаженную Ксению многие при жизни считали сумасшедшей, не понимая подвига юродства, который она приняла. Так и Смоленский приход нашел первое пристанище в цехе психиатрической больницы. Прихожане считают блаженную Ксению своей небесной покровительницей и помощницей. Спустя несколько лет, когда пришло время строить колокольню-крестильню, было единогласно решено оборудовать ее под храм и посвятить святой блаженной Ксении Петербургской.

Богослужения начались, жизнь прихода стала налаживаться, но пришло время подумать и о строительстве настоящего храма. На приходском собрании приняли решение, что пока будет строиться каменный храм (а это 1994 год – в стране разруха), временно построить рядом небольшой деревянный. В Лихославле (Тверская область) бригада плотников согласилась за небольшие деньги выполнить эту работу из своего леса. В мае сруб привезли и поставили во дворе мастерских рядом с действующим «храмом». Основное помещение было размером 6м х 10м, алтарь и притвор – 4м х 4м.

10 августа 1994 года состоялся первый (после 1936 года) престольный праздник Смоленского храма. Возглавил богослужение протоиерей Анатолий Пахмутов – благочинный церквей Талдомского округа. По возвращении с крестного хода по ул. Кирова к месту разрушенной церкви благочинный посмотрел на остов будущего храма и, указав на сотни людей, сказал: «Пока не поздно надо увеличить размеры». К весне 1995 года был готов новый проект, который увеличивал площадь храма почти в два раза. Архитектор Юрий Машков, к сожалению, не дожил до воплощения своего проекта

(+ 1995). Прототипом будущего храма стала небольшая деревянная церковь Апостола Андрея Первозванного на Заяцком острове (Соловки). Площадь нового храма увеличивалась за счет боковых прирубов, а объем - за счет надстройки, увенчанной куполом. Был также спроектирован цокольный этаж, где предполагалось разместить ризницу, просфорню, трапезную, библиотеку, склад. Можно было начинать строительство, но неожиданно поменялось месторасположение будущего храма. Вот как это произошло.

В Радоницу на поляне перед старым районным кладбищем была отслужена панихида. День был весенним, майским, солнечным, вокруг сосны – красота! Тут-то и пришла мысль построить храм именно на этом месте - в чудном бору недалеко от жилого массива.

За благословением настоятель храма поехал к старцу – духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову). Буквально чудом удалось застать отца Кирилла в Лавре. Он благословил строить храм на новом месте, ближе к людям, и освятить в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вот так по благословению отца Кирилла и было перенесено строительство Смоленского храма на новое место.

Не понятно, каким образом удалось за невероятно короткий срок (меньше месяца) переоформить землеотвод и получить разрешение на земляные работы.  Но факт остается фактом. На закладном кресте в центре комплекса перед храмом можно и сегодня прочитать надпись: «4 июня 1995 года заложен сей храм Смоленской иконы Божией Матери преосвященным Григорием епископом Можайским». Уже во время закладки храма на поляне возвышалась гора фундаментных блоков. А к зиме цокольный этаж был практически готов. Строительство велось в условиях экономического кризиса, инфляции, без реальной помощи от города и с минимальной помощью предприятий, которые сами «лежали на боку».

В 1996 году возводилось здание Смоленского храма, подводились все коммуникации: теплоснабжение, электричество, горячая и холодная вода, канализация.

Надо отметить, что все сооружения вплоть до мельчайших деталей старались выдержать в стиле и традициях русской деревянной архитектуры XVI-XVII веков. Насколько было возможно, не применялись современные материалы и технологии, особенно старались избежать эклектики и стилизации, чем в большинстве своем «грешат» современные архитекторы и их детища.

На вечернем богослужении 18 апреля 1997 года накануне Лазаревой субботы состоялось освящение Смоленского храма «иерейским чином», которое совершил по благословению митрополита Ювеналия благочинный протоиерей Анатолий Пахмутов. Первая литургия совершилась днем позже - на Вход Господень в Иерусалим, затем службы страстной седмицы и Пасха! Когда пасхальный крестный ход в 12 ночи вышел из нового храма, то открылась неожиданная картина: сотни свечей, как светлячки, горели по всей территории, больше походившей тогда на  стройплощадку. Казалось, весь левобережный район пришел отметить первую после шестидесятилетнего перерыва Пасху с крестным ходом в настоящем храме.

На оборотной стороне упомянутого закладного креста есть еще одна надпись: «19 января 1998 года заложен храм святой блаженной Ксении Петербургской». Так получилось, что к закладке храма-крестильни все было готово только на праздник Крещения Господня! Это ли не чудо, не милость Божия? Затем были построены Святые врата, крытая летняя трапезная, бревенчатая ограда с угловыми башнями, площадь вымощена плиткой, разбиты цветники и газоны. Храм переведен на более дешевое отопление газом.

Множество людей самоотверженно и бескорыстно трудились в разное время на Смоленском приходе, помогали строительству и несли церковные послушания. Господь знает их имена: вечная память почившим, а живым – многая лета!

Протоиерей Виталий Шумилов, первый настоятель Смоленского храма

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.