Волшебные кони в европейской живописи, скульптуре и музыке Печать
27.03.2014 06:26

Конь – активно действующая фигура в античных и языческих мифах, христианских легендах, народных сказаниях и песнях. Его изображение можно встретить на старинных и современных монетах, печатях, гербах, эмблемах, торговых марках. Кони венчают триумфальные арки,  фронтоны зданий и крыши деревенских изб.

Между тем, рисунки лошадей можно найти уже у первобытных художников в пещерах Ласко, Альтамира, Шове, однако там изображены предки современных лошадей, которые в те времена являлись объектом охоты. Значительно позже лошади стали играть важную роль во многих мифологических системах, являясь важнейшими атрибутами  ряда божеств. Символика коня чрезвычайно сложна и противоречива. Конь символизирует интеллект, мудрость, силу, быстроту мысли, бег времени.

В традиции многих народов конь почитается как священное животное. Коням поклонялись зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. В коми­пермяцкой традиции кони являются держателями земли. В Китае лошадь олицетворяет небеса. Буддизм считает коня символом скрытой природы вещей. В христианстве конь олицетворяет Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святого Георгия... Наконец, четыре коня символизируют Апокалипсис – это война, смерть, голод и эпидемия.

Колесницы богов

В восточной мифологии существовал образ космоса как колесницы, запряженной четверкой коней, воплощающих огонь, воду, землю и атмосферу. Викинги считали, что кони влекут по небу солнечную колесницу. «Ночь тоже ездит на конной повозке, и то, что мы считаем росой, на самом деле пена, падающая с конских удил».

Греки также верили, что Гелиос­Солнце перемещается по небу на колеснице, запряженной огненными конями. Согласно их легенде, изобретателем колесницы («квадриги»), запряженной четверкой лошадей, является царь Афин Эрихтоний, а кони, влекущие его квадригу,  произошли от бога ветров Борея.

Одним из самых оригинальных изображений колесниц в европейской культуре считается Квадрига Святого Марка. Ее авторство приписывается Лисиппу, греческому скульптору IVв.до н.э. Сделанная в бронзе, она находится в Венеции (Базилика св. Марка).

Самой известной скульптурной композицией подобной колесницы в России является «Квадрига Аполлона», венчающая портик Большого театра в Москве. Созданная в середине XIX выдающимся российским скульптором Петром Клодтом (1805­1867),  она является своеобразной эмблемой самого именитого театра страны.

Большая популярность выпала на долю русской тройки. В Европе впервые о ней узнали в 1911 году на Всемирной выставке в Лондоне. Подобранные в масть светло­серые орловские рысаки были столь хороши, что тройку удостоили первой премии. С тех пор она стала своеобразным символом России. Этому способствовало и литературное творчество Гоголя. Возможно, поэтому ее образ и был использован в шоу,  открывающим Олимпиаду 2014 в Сочи.

Кентавры

Это одни из самых известных сказочных существ, рожденных греческой культурой. Существа, у которых круп и ноги лошади, а торс и голова – человеческие (мужские). Со времен греческой античности они являются символом двойственности. «Двуформными» названы они римским поэтом Овидием в «Метаморфозах» (2­8 г н. э.). В Элладе кентавры часто изображались как враги лапифского племени, у которого эти полулюди­полулошади пытались похитить женщин. В связи с этим они представлялись олицетворением грубой силы и господства инстинктов, так как в них животная природа не в полной мере укрощалась человеческой сущностью. Миф о них отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития.

Образы кентавров присутствуют в произведениях греческого искусства с 7 в. до н. э. К числу наиболее знаменитых относятся их изображения на фронтоне храма Зевса в Олимпии и на метопах Парфенона, ими пестрят произведения вазописи и мелкой пластики.

Влияние «кентавромахии» сказывается и за пределами античности, например,  у Микеланджело, Рубенса,  Бёклина, оно повлияло на творчество Л. Коринта и П. Пикассо, на скульптуры Родена. В произведениях эпохи Возрождения кентавры также выступают носителями греха, олицетворением животных страстей, похоти. Как пример картина С. Боттичелли «Паллада и кентавр». Эту картину Лоренцо Великолепный заказал художнику для своего кузена Лоренцо ди Пьерфранческо, известного своими бесчисленными любовными похождениями. Тот только что женился на Семирамис ди Аппиамо – высокородной и разумной девушке. Именно поэтому Лоренцо Великолепный пожелал подарить родственнику аллегорическую картину с моралью, согласно которой Афине­Палладе (Семирамис) предстояло, став олицетворением разума, усмирить животные инстинкты кентавра (Пьерфранческо).

Между тем, в античности некоторым кентаврам приписывались и положительные качества: так, Ясон и Ахилл были в юности воспитанниками и учениками мудрого кентавра Хирона, который познакомил их с целебными травами, обучил искусствам, ратному делу, медицине и хирургии. В честь легендарного Хирона греки назвали созвездие Стрельца.

Крылатый конь Пегас

Еще один герой греческих мифов и легенд Пегас родился от Медузы Горгоны и бога морей Посейдона. Греки назвали именем Пегаса одно из созвездий. Его изображение веками привлекало европейских художников и ваятелей. Одно из самых интересных воплощений образ Пегаса в творчестве  знаменитого шведского скульптора К. Миллеса (1875 –1955). Его композиция «Человек и Пегас» является шедевром парковой архитектуры.

Единорог

Между тем, одним из самых романтизированных образов в европейской культуре является единорог. Чаще всего его изображают в виде белого коня с длинным золотым рогом, растущим изо лба. Рогу этого животного приписывали возможность не только исцелять больных и раненых, но и воскрешать мертвых. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым оберегая себя от опасности отравления.

Загадочная природа единорога прекрасно отражена на картине Арнольда Беклина (1827­1901) –  швейцарского живописца, графика и скульптора, выдающегося  представителя символизма в европейском искусстве.

Сказочные кони

В мифологии, как правило, они являются многозначным символом. Будучи героями сказок «Золотой конь», «Сивка­Бурка», «Конёк­горбунок» и всевозможных русских былин, они зачастую покоряют не только пространство, но и время. Летающий конь также упоминается в «Сказках 1001 ночи».

У германских народов скачущий конь олицетворяет движение небесных светил; в скандинавской мифологии  бог Один (Водан) скачет над сушей и морем на восьминогом жеребце Слейпнире; служительницы Одина – воинственные валькирии, несутся на тучах­конях над полями сражений, собирая души павших героев, достойных быть взятыми в Валгаллу.

В Библии сказано, что Илья­пророк попал на небо на колеснице, запряженной огненным конем. В ней упоминаются и четыре коня Апокалипсиса – война, смерть, голод и эпидемия.

Важно отметить, что реалистическим изображением коней изобилуют самые известные полотна художников 16­19 веков. Еще популярнее скульптурные композиции, где облик коня дополняет образ его всадника – это конные статуи всевозможных полководцев, правителей и героев, которые украшают не только залы музеев, но и площади современных городов.

В отличие от этого в искусстве XX века образ коня, как правило, представлен достаточно условно. Как утверждал великий поэт Гейне: «Век иной – иные кони...» Лошади на полотнах Пикассо, Ф. Марка,
Г. Климта, В. Кандинского, С. Дали настолько далеки от реальных объектов, что их в полной мере можно причислить к мифологизированным существам, отражающим отношение художника к окружающему миру, а не животную природу этих созданий.

Особняком в русском искусстве стоит образ Конька­Горбунка.  Сказка Ершова вышла в России отдельным изданием в 1834 году. Композитор Ц. Пуни и балетмейстер А. Сен­Леон заинтересовались сюжетом и, опираясь на него, создали первый балет на русскую национальную тему. Между тем, вместо Иванушки – героя ершовской сказки, в балете основным действующим лицом стала Царь­девица, а царя заменил хан.

Цезарь Пуни, чтобы придать музыке национальную окраску, частично использовал произведения русских композиторов. Балетмейстер же вынес на сцену острохарактерный народный танец, наполнив его классическими балетными па. В результате балет на театральной сцене открыл новый псевдорусский лубочный стиль… Балет «Конек­Горбунок» в постановке Сен­Леона продержался на русской сцене около 100 лет.

Немалое значение в долговечности спектакля имела и музыка Пуни. Простая по форме, с широким использованием народных мелодий, крайне танцевальная, она легко запоминалась и незаметно входила в быт русских людей. Достаточно сказать, что на мотив мазурки из последнего акта балета поётся известная детская песенка «Жил­был у бабушки серенький козлик». Продолжению сценической жизни «Конька­Горбунка» способствовал балетмейстер
А. Горский, в начале XX века коренным образом переделавший постановку и включивший в партитуру ряд произведений других композиторов­классиков.

В конце 50­х годов прошлого века дирекция московского Большого театра заказала двадцатилетнему композитору – студенту консерватории Р. Щедрину балет на сюжет ершовского «Конька­Горбунка». Премьера состоялась в марте 1960 года (балетм. А. Радунский,  Царь­девица М. Плисецкая,  Иванушка – В. Васильев). Через год этот спектакль был заснят на видео.

Балет Р. Щедрина полон юмора, озорства, скоморошества, красочности русского лубка. А главное, в спектакле сатирически подается образ царя, что в полной мере соответствовало как первичной литературной основе, так и идеологическому настрою времени появления балета.

В 2009 году  в Мариинском театре по либретто М. Исаева была создана новая редакция «Конька­Горбунка» (хореогр. А.Ратманский, дир. В. Гергиев).

Материал подготовила
Наталия Белага