СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Музыкальные истории Печать
16.08.2012 05:51

Гениальный Паганини: правда и вымыслы

Каких только слухов не ходило вокруг гениального Никколо Паганини! Современники были убеждены, что великий скрипач заключил сделку с дьяволом, а потому вместо струн на его скрипке натянуты кишки замученных им любовниц. Бытовала также легенда, будто существует красная скрипка, созданная самим маэстро, которая покрыта лаком, смешанным с кровью его умершей жены.

Демонический» облик Паганини, романтические эпизоды его биографии породили фантастические легенды о нём. Однако католическое духовенство преследовало Паганини не за игру, а за антиклерикальные высказывания и за сочувствие карбонариям.
«Паганини продал душу дьяволу, и после смерти ему не найти успокоения!» – гласила людская молва. Невозможно определить, насколько соответствует истине первая часть этого утверждения, но то, что тело умершего маэстро действительно долгое время не знало покоя, – истина. Десятилетиями друзья не оставляли усилий захоронить маэстро по-христиански на кладбище. Усилия эти увенчались успехом лишь спустя тридцать лет после его смерти!
Однако в 1893-м гроб вновь откопали, так как поползли слухи, будто из-под земли доносятся странные звуки, словно там находится живое существо. В присутствии внука Паганини, чешского скрипача Франтишека Ондржичека, прогнивший ореховый ящик был вскрыт. Тело музыканта практически истлело, но голова, особенно лицо, загадочным образом великолепно сохранились, Это дало пищу для новой волны самых невероятных сплетен. В 1897 году гроб с останками Паганини вырыли еще раз и перевезли на новое кладбище в Парму, где окончательно и захоронили».
Скрипка Паганини, прозванная публикой «Пушкой», была сделана знаменитым Гварнери дель Джезу (1626–1698). Она хранится в музее в Генуе. Один раз в год витрину со скрипкой вскрывают, и на ней играет самый выдающийся из скрипачей, находящийся в это время в Италии.
Всевозможные легенды о дьявольской скрипке маэстро на протяжении столетий будоражат воображение талантливых писателей и музыкантов. Один из самых ярких рассказов, посвященных ее магическим свойствам, принадлежит перу выдающегося русского писателя Александра Куприна. («Скрипка Паганини» 1929 г).
О поистине дьявольских качествах этого инструмента повествует в интервью (1999 г.) и известный музыкант, художественный руководитель дирижер Государственного камерного ансамбля «Киевские солисты» Богодар Которович. Он – единственный из музыкантов Украины, удостоившийся чести дать два публичных концерта, играя на «Пушке»,  которую после смерти итальянского гения окрестили его «вдовой».
Рассказ Которовича поражает: «Когда я играл, то вдруг почувствовал, точно за мной кто-то разыгрывается. Ощущал только звуки. Может, это иллюзия, фантазия, но мне показалось, будто за мной стоит двойник. Помните, когда Паганини изображали со скрипкой, то за ним рисовали играющего дьявола... Странно, но спустя несколько дней после выступления   у меня отнялись два пальца!  До конца они так не восстановились. Играть я могу, но это доставляет мне страшные мучения. Пришлось «переквалифицироваться» в дирижеры… Ко всему, после того концерта я два раза попадал в больницу, пережил состояние комы… А еще говорят, будто там, где  скрипка Паганини, непременно кружат четыре мухи. Даже если на улице зима и взяться им совершенно неоткуда… И это тоже чистая правда! Два раза я играл, и дважды они кружили надо мной. Первый раз думал – случайность! Но второй… Видно, недаром святые отцы настаивали, чтобы Никколо Паганини  опустил инструмент в святую воду! Он отказался из соображений, что вода  может плохо повлиять на акустические данные скрипки »…
Легенды легендами, однако, несмотря на всю их пугающую фантасмагоричность, Церковь при жизни Паганини сделала его кавалером ордена Золотой шпоры, который он получил в 1827 году из рук Римского Папы Льва XII (в истории музыки подобной чести были удостоены только Моцарт и Глюк), а после смерти не дала разрешение на заупокойную мессу  и запретила погребение в Италии.


И, словно Христос в аравийской пустыне,
Безумной толпою распятый пророк,
Волшебную скрипку берет Паганини.
И дрогнули струны, и взвился смычок.

Мелодия плетью хлестнула по лицам.
И что там родится под скошенным лбом?
И звуки – как блики костров инквизиций
Над тюрьмами, плахой, позорным столбом.

И плакала скрипка о жизни и смерти,
И души качала на зыбкой волне.
И кто-то застрелится, выйдя с концерта,
Сгорев мотыльком на могучем огне.

И в хор, что его славословил и славил,
Пропитанный ядом вползет шепоток:
– Он продался дьяволу! Дьявол он! Дьявол!, –
И страх суеверный заменит восторг.

И, проклятый благочестивой толпою,
Глаза закрывая усталой рукой,
Меж небом холодным и чуждой землею
Он будет искать невозможный покой…

Юрий  Насыбуллин

 

Народные инструменты

В настоящее время невозможно представить себе оркестр русских народных инструментов, в котором бы не звучали балалайки и домры. Между тем были эпохи, когда исполнители на этих инструментах по своей «вредности» для общества приравнивались к разбойникам и волхвам. Игру на них называли «бесовской игрой», а сами струнные инструменты определяли как «сосуды диавола».

Гонения на народные музыкальные инструменты со стороны Церкви и светской власти достигли пика к середине ХVII века. Так,  в 1649 году по приказу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, «все «гудебные сосуды» были отобраны по домам в Москве, нагружены на пяти возах, свезены за Москву-реку и там сожжены».
Только к концу XVII века репрессии стали постепенно прекращаться, и в середине  XVIII  века балалайка стала популярным инструментом. У истоков ее возрождения стоял знаток русской народной музыки Василий Андреев (1861-1918). Благодаря его просветительской работе балалайкой заинтересовались серьезные придворные музыканты, среди которых были скрипач и композитор Иван Хандошкин, а также бас петербургской оперы Павловский. Однако этот всплеск популярности балалайки вскоре сменился почти полным  ее забвением, которое продолжалось до середины следующего столетия.
История домры оказалась еще трагичнее: то ли в результате варварского истребления, то ли запрета, но после XVII века никаких существенных упоминаний о старинной домре исследователи не находят. Возродилась домра только благодаря деятельности того же Василия Андреева. В 1896 году в Вятской губернии он обнаружил неизвестный инструмент с полусферическим корпусом. Предположив по его внешнему виду, что это и есть старинная домра, он вместе с известным мастером Семеном Налимовым, опираясь на форму и конструкцию найденного, разработал конструкцию нового инструмента, который и получил название «домра».

 

Немного о джазе

Идеология – один из важнейших факторов, препятствующих взаимопроникновению музыкальных культур. Она всегда играла важную роль в процессе стабилизации мировоззрения в странах c тоталитарным режимом. Ведь в них достаточно было придать какому-то виду иcкуccтва идеологическую окраску и назвать вражеским, чтобы подвергнуть его гонениям.

Джаз был запрещен в гитлеровской Германии как иcкуccтво неполноценных наций и раc. Cталинcкая идеологическая машина первое время использовала джаз в качестве ширмы cчаcтья, прикрывавшей политическую cиcтему подавления. Это происходило c середины 30-х годов и до момента разрыва дружеских отношений c Америкой. Однако и после этого джаз в СССР официально не запретили – ему просто перекрыли кислород.
Этот же метод был позднее применен и к рок-музыке. Официальных запрещений не было, однако cредcтва маccовой информации, следуя засекреченным предписаниям партии, набрасывались с жесточайшей критикой на рок-музыку на всевозможных уровнях. Обвинение было элементарным: рок-музыка это не только вредное явление, это мощное cредcтво буржуазной идеологии, направленное на растление cоветcкой молодежи, а значит  –  на подрыв устоев жизни страны. Гонения  на рок в CCCР принесли ощутимый ущерб его развитию, особенно в 60-х и первой половине 70-х годов, во время расцвета рок-культуры на Западе. В тот период информация  о рок-музыке,  проникая в СССР  главным образом через эфир, тиражировалась и распространялась в виде аудиозаписей.
Не менее тенденциозен был и подход американских властей к  джазу, стремившихся в период «холодной войны» использовать его в качестве идеологического оружия против  России. Этому вопросу посвящены любопытные страницы    книги  профессора Университета Мичигана Пенни Ван Эсчен.
В ней Ван Эсчен пишет: «Проект «Послы джаза» родился в 1955 году и был рассчитан как противовес советской идеологии и пропаганде. Его предложил друг культового джазмена «Диззи» (Джон Биркс) Гиллеспи чернокожий сенатор от Гарлема Адам Клэйтон Пауэлл». Для этой цели Госдеп США намеревался запустить за железный занавес в СССР «звезд» первой величины  –  самого «Диззи», Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена.
В результате стечения обстоятельств первым «послом джаза»  в СССР в 1962 году оказался Бенни Гудмен (1909–1986), джазовый кларнетист и дирижёр, имевший прозвище «Король свинга» (на фото). Он прибыл в Россию на волне карибского кризиса, когда две сверхдержавы балансировали на грани войны и мира.
Показательно, что тогда на приеме в посольстве США Никита Хрущев подошел поздороваться в Гудменом. «Бенни очень обрадовался и, пожимая руку лидеру, воскликнул: «О, так значит, вы тоже любите джаз!». «Нет, я люблю хорошую музыку», – осек его Хрущев», – рассказывает Ван Эсчен.
Между тем джазовая дипломатия сверхдержав разительно отличалась от официальной. Ван Эсчен рассказывает: «Когда на Красной площади «король свинга»  увидел смену караула у мавзолея Ленина, он, попадая в  такт чеканного шага, заиграл известную фольклорную мелодию Pop Goes the Weasel, которая обычно используется для механических игрушек, выпрыгивающих из табакерки. А когда на официальной церемонии заскучал, слушая затянувшуюся речь  высокопоставленного советского чиновника, то просто достал свой кларнет и заиграл. К сожалению, – далее отмечает американский профессор, – после завершения гастролей Гудмена идеологические гонения на  джаз  как на чуждое строителям коммунизма веяние   в СССР были усилены».

Материалы подготовила Наталия Белага

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.