Летняя школа "Русский репортер": простые ответы на сложные вопрос Печать
24.09.2015 08:18

Молодые журналисты Анастасия Новак и Александр Нгуен, слушатели мастерской «Тотальная журналистика», проходящей в рамках летней школы «Русский репортер-2015», в поисках ответа на якобы происходящие мистические явления в окрестностях наукограда пришли в Иоанно-Предтеченский храм, чтобы побеседовать с благочинным церквей Дубненско-Талдомского округа протоиереем Владиславом Бобиковым. В процессе беседы у молодых журналистов возникли и другие вопросы, затрагивающие разные стороны нашей жизни.

– Как Вы пришли в Церковь?

– У меня долгая история прихода к Церкви. Как и у многих, у меня были верующие бабушка и мама, меня крестили в детстве и учили уважительно относиться к вере.

В молодости я попал в больницу и оказался в одной палате с будущим отцом Александром Любимовым. Тогда я впервые лично встретился с верующим человеком. Я был удивлен, ведь нам всегда внушали, что верующие люди – «темные», а здесь был человек с двумя высшими образованиями, правда, неоконченными.

Евангелие я первый раз прочитал там же, в больнице, и, откровенно говоря,  ничего не понял. Однако книга натолкнула меня на определенные размышления о человеческом бытии и о том, кто есть Бог.

Далее все было, как и у многих: поступил в институт, пошел в армию. Вернулся. Познакомился с будущей супругой. Решили пожениться и повенчаться, а перед венчанием нужно  исповедаться, перед исповедью – поститься. Потом я стал ходить в церковь, общаться отцом Александром, он предложил помогать в храме. В скором времени стал завхозом, потом чтецом, потом дьяконом и священником, так и служу уже более 20-ти лет.

– Могут ли видеть живые люди неупокоенные и богооставленные души?

– Нет такого понятия, как неупокоенные души. Если человек начинает видеть какие-то явления, то чаще всего он сталкивается с играми бесов, которые показывают человеку, что он хочет увидеть. До начала бурного развития техники бесы представлялись человеку в качестве персонажей из сказок, сейчас же бесы предстают как инопланетяне.

– Канал имени Москвы строили заключенные. Теперь некоторым из ныне живущих видятся призраки, заключенные в цепи. Имеется ли в данном случае связь?

– И да, и нет. Бесы имеют тонкую настройку. Они тонко играют на болезнях души человека. Если он верит во что-то мистическое, то на этой вере  и начинают играть бесовские игрушки.

Мир, как я говорил, духовен. Связь между этим миром и миром отошедших ко Господу существует. Было немало случаев, когда людям являлись усопшие, что еще раз доказывает связь с миром усопших. Нам тяжело разобраться в духовных хитросплетениях и понять истинную причину тех или иных явлений.  Может случиться, что под видом ангела ты принимаешь беса, а это неминуемо приведет к беде. Чтобы отличать духовные явления, необходима высокая духовность.

– Очень много вопросов, связанных с радиацией вокруг города.

– В нашем городе радиоактивность проверяется чаще, чем в других городах. Я сам работал в Институте ядерных исследований. Здесь нет таких установок, которые дают превышение радиационного фона.

– Много в церковь приходит тех, кто как-то связан с ОИЯИ?

– Полхрама. Человек может посвятить свою жизнь науке и при этом верить в Бога, например, академик Боголюбов. Это был замечательный человек. Боголюбову не дали Нобелевскую премию только потому, что наши войска вошли в Афганистан, т.е. по политическим мотивам, причем произошло это уже на последнем этапе обсуждения её вручения.

Ученые, как и другие горожане, обращаются к священнику с какими-то своими внутренними переживаниями, в том числе и семейными, отношениями на работе, духовными проблемами, душевными переживаниями. Понимаете, духовная жизнь – это комплекс вопросов.

– Как вам кажется, что такое Церковь?

–Церковь – это не просто необходимость ходить в храм, свечки ставить, молиться, поститься. Церковь – это духовное единение людей, которые ищут Бога. Церковь очень часто сравнивается с кораблём, который должен провести человека через бушующее житейское море. Каждому человеку Господь дает  билет на этот корабль. Дальше уже зависит от человека, будет он на этом корабле, спрыгнет он с него либо вообще некогда не взойдёт на палубу. На этом судне приходится определять какие-то правила поведения. Ведь если на корабле каждый будет творить что хочет, то либо корабль утонет, либо сам человек. Для этого и есть законы Божии: что можно делать, что нельзя, от чего нужно воздержаться, чему учиться.

Важно думать о том, что будет в конце нашего существования. Ибо, если жизнь здесь конечна, тогда ешь, пей, гуляй, веселись. Чем больше наворовал – тем лучше живёшь. Если же эта жизнь не финал и за этой жизнью есть что-то еще, тогда стоит задаться вопросами: «Что там?», «Как подготовиться?», «Что сделать?» Только немногие об этом задумываются.

– С какими-то мистическими вещами, рассказами о  встрече с бесами к Вам приходят?

– Я хочу вас немного предостеречь. Мистика очень сильно увлекает молодёжь: начинают гадать, сериалы мистические смотрят. Результат, когда человек действительно сталкивается с силами бесовскими, совсем невеселый. Ужас, который человек испытывает, просто неописуем.

В Троице-Сергиевой лавре есть батюшка, которого благословили заниматься экзорцизмом (процедура изгнания бесов). Там действительно происходит битва с бесами, которые часто выходят из людей. Но бесы могут тут же найти себе пристанище в другом человеке.  Зеваки стоят там, открыв рот, говорят: «Смотри, как человека корчит», а потом приходят домой, и у них начинаются такие же мучения. Поэтому всё это любопытство к мистике очень опасно.

– То есть для борьбы с бесами нужна святая вода, исповедь, причастие?

– Понимаете, человек должен жить верой. Если мы будем ходить в церковь только для того, чтобы защититься от бесов — это неправильно. Нужно почувствовать это на своей душе, что такое жить с Богом.

Действительно, если у человека спросить: «На рыбалку пойдёшь в воскресенье или в храм?» Большинство выберут рыбалку, это же интереснее. Верующий человек отправится в храм, потому что есть заповедь Божья: «Шесть дней трудись, день седьмой посвяти Господу Богу».

– Как описывается преисподняя в церковной вере, и как она представляется в современном мире?

– С развитием людского интеллекта понятие об Аде менялось. Представим человека времён Христа, атеистов тогда практически не было, все так или иначе верили в Бога, да и грамотность была невысокой. Тогда донести до человека понятие Ада можно было только через мучения. В то время рисовались картины, где бесы грешников на сковородке жарили, но этого же нет в Библии, в ней только говорится о Геенне огненной. Что это такое, точно мы не знаем, разные отцы выдвигали разные версии, мне наиболее близка одна.

Господь дал такое свойство душе – забывать, как хорошее, так и плохое. Если бы мы всё помнили, было бы очень тяжело жить, но этот барьер снимется, когда человек умрёт. Когда усопший вспомнит всё, от самого младенчества до самой смерти, то всё, что было на злой половине, начнёт его мучить.

В жизни любого человека есть грех, который больно вспоминать. Представьте, если таких грехов  много, и он почувствует сразу их все – это и будет Гиеной огненной, поэтому Господь нам и дал такое таинство, как Покаяние.

– Проявление ада – это бесы в земном мире?

– Ад – это некое место, где будут страдать грешники. Мы не знаем, где это место во Вселенной. Проявление бесов может быть видно через людей либо через какие-то вещи.

Приведу пример: у нас многие любят играть в карты, которые на самом деле имеют особый код. В картах заложено много извращённо мистических вещей. Например, есть разные трактовки значения мастей карт, но суть почти не меняется – это всё орудия поругания Христа. Крести – крест, на котором был распят Христос.  Пики –  копье, которым пронзили Иисуса, черви – сердце Христово, а буби – это губка, пропитанная желчью, которую давали сыну Божьему, или гвозди, которыми Христос был прибит к кресту. Играем в карты – распинаем Спасителя. Поэтому считается, что человек, который берёт  карты и начинает играть, тем самым открывает дорогу бесовским силам в свою душу.

Господь изначально ограждает нас от духовного мира, но когда кто-то начинает взламывать эту защиту, то встречается с бесами. Церковь называет бесов силой злобы поднебесной, потому что они обитают в воздушном пространстве Земли. Когда человек обращается к мистическому (гаданиям, экстрасенсам, колдунам), он открывается злым силам. Это и есть проявление ада на земле.

– Расскажите вкратце о страшном суде, апокалипсисе и конце света.

– Мы все понимаем апокалипсис как нечто страшное. Но ведь это, по сути, встреча с Богом, которую и ждут все христиане. Он настанет, когда люди станут равнодушны друг к другу, когда людям будет не к чему стремиться, когда они, наконец, скажут: «Вот он мир и благоденствие!» – и это будет полный обман.

Смотрели фильм «Матрица»? Вот там люди живут, радуются – у них все хорошо, а тем временем из них качают энергию и используют ее, а у них по-прежнему, как им кажется,  все хорошо. В какой-то степени это фильм о будущем.

Конечно, второе пришествие – апокалипсис – станет явлением мирового масштаба. Когда Господь придет, то каждый человек на земле узнает об этом. Но не Бог  будет судить человека за его грехи, человек будет осуждать себя сам. Законы Божьи, которые нам даны, не ограничивают человека ни в чем, они только дают возможность достигнуть Царствия Божьего. Человек может настроить свою душу или на добро, или на зло. Если душу человека постоянно мучает грех, то она потеряет связь  с Богом. Ведь совесть на самом деле – это голос Бога в нашей душе. Стало быть, если человек бессовестный, то нет и голоса Божьего в душе.

– Может, апокалипсис уже наступил для некоторых представителей общества?

– Апокалипсис – событие, которое затронет все человечество. Все единовременно узнают о том, что Христос пришел, чтобы совершить суд над миром. Человек сам выбирает свой путь, как прийти к Богу. Тем, кто всю свою жизнь посвящает приобретению  дач, квартир, машин и так далее, после смерти сложно будет думать о небесном, ведь все их интересы останутся здесь, на земле. Когда тело разделится с душой, такому человеку будет не интересно с Богом, потому что всю свою жизнь он посвятил земному.

– Почему люди верят?

– Человек всегда во что-то верит. И даже атеист – тоже верующий человек, только он не просто верит, что Бога нет, а противостоит Богу, хотя и доказать то, что Бога нет – не может.  Вера – особый дар.  Усилиями воли верить себя не заставишь.

Август 2015 г.

Материал подготовили: Елена Злобина, Анастасия Новак, Александр Нгуен