Знакомьтесь – «Мистер Икс»! |
13.12.2017 08:26 |
18 декабря в Доме культуры «Мир» Объединенного института ядерных исследований ведущие артисты театра «Московская оперетта» представят дубненской публике оперетту «Мистер Икс». Всем известно творение маэстро Имре Кальмана. Оперетта «Принцесса цирка» это цирк господина Пинелли, таинственный и загадочный Мистер Икс, мужественный и благородный Анри де Шатонеф и блистательная светская дама Теодора Вердье. В «Московской оперетте» легендарное сочинение Кальмана называется «Мистер Икс», именно под таким загадочным псевдонимом на арене цирка появляется главный герой, волею судьбы вынужденный надеть таинственную черную маску и стать цирковым артистом… «Театральная гостиная» – так именуется проект Олега Груздева, который создал гастрольные версии классических оперетт, много лет идущих на легендарной сцене в Москве. Наша беседа сегодня о предстоящих гастролях в наукограде Дубна.
Олег, год назад благодаря вам на дубненской сцене зазвучала «Сильва», теперь зрители услышат легендарную оперетту «Мистер Икс». Помню, как вы даже советовались с публикой по выбору репертуара... Да, я очень рад, что наша встреча состоится на вашей сцене, и вдвойне рад, что название грядущего спектакля это наш с вами совместный выбор. Как вы помните, в конце сыгранной «Сильвы» был предложен вариант выбора спектакля для новой встречи, и по результатам зрительского голосования остановились на оперетте И.Кальмана «Мистер Икс». Хороший выбор! Известно, что классика не стареет, а классическая оперетта будет вечно молодой и любимой всеми поколениями зрителей. И хоть каждая нота, каждая фраза этого спектакля знакома и давно ушла в народную память, нельзя оставаться равнодушным ни к арии Мистера Икса, ни к выходной арии Теодоры, ни к дуэтам Каролины и Пеликана. Легкую ностальгию по искренним чувствам героев того времени мы испытываем и сегодня, глядя их глазами на свои чувства к любимым. Жаль, что порой мы, сегодняшние, проигрываем им, вчерашним! Но вольно или невольно под их влиянием мы становимся лучше, честнее, добрее… Оперетта, как мы знаем, основана на синтезе слова, действия, музыки и хореографии. А в чем ее изюминка, основной шарм для зрителя? Изюминка в том, что оперетта наиболее демократична из всех музыкальнотеатральных видов театра. Она нравится и детям, и родителям, бабушкам и дедушкам. Каждый находит в ней то, что его привлекает: это и понятная музыка, интересный, жизненный сюжет, и, непременно, любовь, которая претерпевает многие повороты судьбы, порой ей даже мешают «отрицательные» персонажи, но «положительные» обязательно победят и будут вместе. И все это замешано на изрядном количестве острого и доброго юмора. Легкости восприятия способствует и исключительно опереточная хореография – каскадные дуэты, вальсы и польки – все это атрибуты нашего жанра. И к тому же этот жанр наследует традиции как академической музыки, так и классические оперные формы: арии, вокальные ансамбли, хоры и они обычно выдержаны в песеннотанцевальном характере. Какая публика наиболее восприимчива к оперетте? Оперетта выросла на традициях итальянской оперыбуфф, испанской сарсуэлы, французской комической оперы, не обошлось и без влияния персонажей комедии Дель Арте (Петрушка, Арлекин). И вот уже во Франции 1819 века композитор Жак Оффенбах первым обозначает новый жанр оперетту. Здесь и поют, как в опере, и играют, как в драме. На парижских бульварах и родился новый театр «БуффПаризьен». Это было в 1854 году. Вскоре появились и первые оперетты «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха и «Мадемуазель Нитуш» Ф. Эрве. Отвечая на вопрос, скажу, что самой разной публике будет понятен и приятен этот жанр, можно сказать, оперетта понравится всем без ограничений! Красота никому не противопоказана! Например, в водевиле музыка играет вспомогательную, дивертисментную и декоративную роль, а вот в оперетте вокальные и хореографические номера служат развитию действия, утверждению идеи произведения и вместе составляют драматургически взаимосвязанное целое. Насколько вам как актеру органично существовать в опереточном жанре? Чем вас лично она привлекает? Да, совершенно верно. В водевилях роль музыки и хореографии вторична, а в оперетте это уже равноценная составляющая всего произведения. Как правило, это достаточно большой и полноценный симфонический оркестр, с обязательной увертюрой, различными симфоническими картинами и, непременно, запоминающимися темами для вокальных партий, которые требуют от исполнителя настоящего академического вокала. А для ролей простака и субретки еще и немалой танцевальности. Что касается меня, то сразу после ГИТИСа меня приняли в театр, где мне достались роли героев, а это требовало грамотного пения, хорошей пластики, чистой русской речи. Чего не хватало, то в процессе работы «воровал» у актеров предыдущего поколения, учился жить в этом жанре, в этом театре. Привлекает что?.. Затаенная тишина в зале, когда возникают тонкие чувства к партнерше и аплодисменты после спектакля. Значит, чтото получилось, чтото дошло до публики, значит, ТЕАТР, состоялся. И главное, верить исполняемому тобой персонажу, становиться им во всем, убрать так называемую «четвертую стену» и заставить зрителя верить тебе и сопереживать вместе с тобой. Это нелегкая задача, но когда чтото выходит – это здорово! Олег, вы сами задействованы в театральных постановках и параллельно выступаете в роли продюсера театральной гостиной. Эти две грани как собственное творческое самовыражение это заявка на что? Заявка на чтолибо – это громко сказано. Помоему, все традиционно и просто. Много лет на сцене, много сыграно, наступает период переосмысления сделанного. Приходят молодые актеры, надо делиться с ними опытом, и актерским, и человеческим. Многое со стороны виднее, хочется, чтобы новое поколение не делало моих ошибок, подсказываю, как избежать той или иной «неправды». Так постепенно формируется новое отношение к происходящему, идет поиск новых форм сценической деятельности, а именно – участие в антрепризных спектаклях, где, как в лаборатории, можно исследовать ту или иную сцену, пробовать сыграть на вариациях эмоций, поимпровизировать. Другая ипостась – организация спектаклей или, как вы говорите, продюсирование, тоже интересная сфера деятельности. Тут нужно уметь выйти к публике до начала спектакля и найти слова, которые предрасположат зрителя к верному настроению, пригласить его поучаствовать в сказке… Это и трудно, и интересно! Получается, вам нравится быть на сцене самому, выходить к публике, и в то же время быть создателем проектов с участием своих коллег и представлять свое детище зрителям? На сцене приходится бывать все реже и реже – возрастных ролей в нашем жанре мало, а те, что есть, как правило, комические и острохарактерные, а мое амплуа героя требует молодости, огня и страсти. Пусть нашего зрителя радуют сегодняшняя молодежь и мастера среднего поколения – им и флаг в руки! А мне есть чем заняться: поиск площадок для наших новых спектаклей, постановка свежих незаигранных названий, и, главное, растить смену, омолаживать театр, которому, кстати, в этом году исполняется 90 лет. Солидная дата, но молодость свойственна оперетте! И так будет ВСЕГДА! Есть ли отличие постановки той, что идет в театре «Московская Оперетта», от той, что увидит публика в наукограде Дубна? Конечно, есть! В Москве в день спектакля трудится больше 200 человек хор, оркестр, балет, постановочная часть, гримеры, костюмеры, осветители, радисты. А в антрепризном спектакле занято, как правило, 1011 человек, легкие декорации. Но главное – это полное прочтение клавира и либретто без купюр, настоящий вокал, «живые» артисты рядом с вами, костюмы и гримы как в театре. Только в одном есть отличие от стационарного спектакля – это отсутствие живого оркестра, который с успехом заменяет высококачественная фонограмма симфонического оркестра. А общение с живыми артистами, у которых все рождается прямо тут, на сцене, вблизи с рядом сидящими зрителями – самое ценное. Так что милости просим к нам на встречу с опереттой Имре Кальмана «Мистер Икс», которая состоится 18 декабря в 19:00 в Доме культуры «Мир» ОИЯИ. Беседовала Элеонора Ямалеева |