«Нет рук, нет и яблочка: удивительные приключения Венеры Милосской» Печать
03.09.2015 08:47

Лекция филолога Виктора Сонькина с таким названием состоялась 29 августа в Универсальной библиотеке Объединенного института ядерных исследований им. Д.И. Блохинцева. Это мероприятие открыло новый цикл лекций финалистов и лауреатов премии в области научно­популярной литературы «Просветитель».

Премия «Просветитель», учрежденная в 2008 году основателем и почетным президентом компании «Вымпелком» Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия», ставит своей целью привлечь внимание читателей к просветительскому жанру, так называемой литературе нон­фикшн. Фонд осуществляет поддержку отечественных авторов­просветителей, желающих популяризовать идеи, которые формирует ученое сообщество, одним из приоритетных направлений его деятельности является развитие фундаментальной науки и образования.

Библиотека ОИЯИ, войдя в число 125 библиотек в регионах России, является ежегодным обладателем книг короткого списка премии «Просветитель», а также научно-­популярных бестселлеров, выпущенных при поддержке фонда. Это стало возможным благодаря большой библиотечной программе, которую реализует НФ «Пушкинская библиотека» совместно с учредителями премии. Стало традиционным в течение года проводить лекции с победителями и лауреатами премии в библиотеках­участницах городов России и за рубежом, в том числе в режиме онлайн. Следует отметить, что на эти книги в библиотеке существует очередь: желающие их прочесть иногда месяцами ждут такой возможности. В электронном виде все книги можно прочитать на официальном сайте премии «Просветитель».

Субботним вечером дубненских любителей литературы ждала встреча с Виктором Сонькиным ­ специалистом по английской литературе и эпохе античности, автором исторического путеводителя по Древнему Риму «Здесь был Рим», а также детской энциклопедии «Мы живем в Древнем Риме», лауреатом премии «Просветитель­-2013» в номинации «Гуманитарные науки».

В своей лекции «Нет рук, нет и яблочка: удивительные приключения Венеры Милосской» Виктор Валентинович рассказал о невероятной судьбе и удивительных приключениях знаменитой скульптуры. С тех пор как почти два столетия назад в развалинах античного театра на острове Милос в Эгейском море ее нашел греческий крестьянин Йоргос Кентротас, она стала не просто символом античного искусства, но и символом всей европейской культуры. С момента ее обнаружения в 1820 году в ее бурной истории поучаствовали офицеры французского и русского флота, турецкие чиновники, короли и императоры разных стран, парижские коммунары, немецкие археологи и даже простой ювелир из Одессы.

Ученые до сих пор спорят о загадках, связанных со статуей Венеры Милосской, так как существует множество документальных свидетельств того времени, противоречащих друг другу. По описанию нашедших статую в древнем крипте следует, что изначально она была с руками: «Одежду, закрывавшую её лишь до бедер и ниспадавшую на пол широкими складками, она придерживала правой рукой. Левая была слегка поднята и изогнута — в ней она держала шар величиной с яблоко». Кто­-то это отрицал, а кто-­то рассказывал одну из ставших самой популярной версий разрушения статуи в результате столкновения турецких и французских матросов в борьбе за обладание прекрасной античной скульптурой.

Французскому меценату и покровителю искусств Клоду Тарралю удалось установить, что статуя Венеры была высечена не из паросского мрамора, как полагали прежде, а из особого сорта белого мрамора, напоминающего слоновую кость. Этот сорт мрамора не образует больших монолитов: его, как правило, находили небольшими кусками, именно из таких кусков и собрана статуя Венеры Милосской. По найденным в мраморных складках драпировки следам краски выяснилось, что ранее статуя была раскрашена. Ее диадема и серьги, следы от которых остались на мраморе, были сделаны из золота. Вероятно, они были украдены еще в античные времена. Бесследно исчезла и часть постамента с подписью скульптора, поэтому споры об авторстве Венеры не умолкают до сих пор.

Жемчужина древнегреческого искусства ­ статуя Венеры или богини любви Афродиты благополучно пережила правителей, войны, революцию. В особо тяжелые для Франции дни надежно укрываемая  в тайниках, всякий раз возвращалась в Лувр, где ее по сей день приезжают посмотреть ценители античной культуры со всего мира.

Это только  часть фактов, которые затронул в своей интересной лекции Виктор Сонькин – кандидат филологических наук, специалист по славянским языкам и другим европейским литературам и языкам, автор и переводчик художественных и научно­-популярных книг, преподаватель МГУ, журналист.

Виктор Валентинович рассказал, что он читает лекции по широкому спектру гуманитарных дисциплин: истории античных образов позднейших эпох, расшифровке древней письменности, рассказывает о выдающихся ученых, которые занимаются античностью. Древний Рим – личное увлечение автора, не связанное с его прямой профессиональной деятельностью, но именно благодаря ему  уже вышли в печать две замечательные книги, которые оценили тысячи читателей.

На следующий день у автора было запланировано выступление в Москве на книжно-­кулинарном фестивале «Пища для ума», который объединил в себе две составляющие: литературную и гастрономическую, чтобы рассказать, как и что ели древние римляне и как можно приготовить античные римские блюда.

Следующие лекции финалистов и лауреатов премии «Просветитель» в рамках осенней программы состоятся в Твери, Рязани, Ярославле, Смоленске, Туле, а также в библиотеках Москвы.

Евгения ШТАЙН