24 ноября в рамках XXIII концертного сезона 2012-2013 гг. Дубненского симфонического оркестра в Большом зале ДК «Мир» состоялся первый концерт абонемента «Золотой фонд мировой музыкальной культуры». В концерте приняли участие: заслуженный артист России Дмитрий Хахамов (скрипка), заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов Александр Загоринский (виолончель), профессор, президент международного общества Э. Грига Эйнар Стин-Ноклеберг (фотепиано) и Дубненский симфонический оркестр под управлением лауреата Государственной премии России, народного артиста Республики Бурятии Владимира Рылова.
Концерт был организован в рамках Года Германии и России, проходящего под девизом «Вместе строим будущее». В соответствии с этим была составлена и программа вечера – в нее вошли сочинения российского и немецких авторов: «Вариации на тему рококо» П.И. Чайковского соседствовали с фортепианным концертом В.А. Моцарта №13 и тройным концертом (для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра) Л.В. Бетховена. Прошедший концерт в полной мере можно назвать эксклюзивным: во-первых, в Дубне впервые прозвучали вышеназванные опусы Бетховена и Моцарта. Во-вторых, был представлен ансамбль, состоящий из столь известных мастеров, как Э. Стин-Ноклеберг, А Загоринский, Д. Хахамов и В. Рылов, а это явление уникальное. Каждый из этих музыкантов имеет свой график и собственную географию гастролей, а в единой команде они оказались только благодаря энтузиазму художественного руководителя и главного дирижера Дубненского симфонического оркестра Евгения Михайловича Ставинского. К примеру, А. Загоринский и Э. Стин-Ноклеберг уже в ближайшие дни должны выступать в Москве в музее И. Глазунова и Малом зале Московской консерватории с виолончельными сонатами Мендельсона и Брамса, а впереди у них поездки в Вологду, Новосибирск и Анапу. (Дуэт А. Загоринский – Э. Стин-Ноклеберг сложился в 2002 году и с тех пор регулярно выступает в России, Норвегии, Швейцарии и др. странах). Не менее востребован и скрипач Д. Хахамов – концертмейстер оркестра Большого театра России. Он регулярно принимает участие в концертах камерной музыки, играя как сольно, так и в партнерстве с различными известными музыкантами. Д. Хахамов много гастролирует по странам Европы, Южной Америки и Азии. Только этим летом он выступал с сольными и ансамблевыми концертами в городах Швейцарии и Италии. Дирижер В. Рылов желанный участник самых престижных художественных мероприятий России. Под его управлением регулярно звучат оркестры от Санкт-Петербурга до Омска и Барнаула. Если кто-то обращал внимание на титры давно полюбившихся всем музыкальных фильмов, то сумел и там обнаружить фамилию уважаемого маэстро – руководителя Оркестра кинематографии: при его участии были созданы «Летучая мышь», «Труффальдино из Бергамо», «Трое в лодке, не считая, собаки» и т.д. Знают В. Рылова и в Австрии – там под его управлением неоднократно звучал «Реквием» Моцарта. Однако обратимся к прошедшему концерту. В первом отделении прозвучали сочинения Чайковского и Моцарта. Сочный, чувственно притягательный звук виолончели Александра Загоринского, сделанной специально для маэстро московским инструментальным мастером Андреем Зубенко в традициях итальянской школы Страдивари, дубненцы слышали в ноябре прошлого года в Органном зале «Хоровой школы мальчиков и юношей». Как и в прошлый раз, инструмент Загоринского покорил аудиторию своим обаянием: проникновенная интонация, свойственная музыканту, в какой-то мере затмила виртуозную направленность «Вариаций» Чайковского – пьесы, входящей в обязательную программу конкурса им. Чайковского. Легкий, элегантный пианизм Эйнара Стин-Ноклеберга оставил не меньшее впечатление. Его несколько отстраненное исполнение концерта Моцарта лишний раз напомнило – произведения этого вечно юного композитора уже давно стали достоянием вечности, а потому взгляд на них может быть самым разным – от полудетской восторженности до доброй улыбки мудрого мастера. Не случайно публика вызвала маэстро бисировать – здесь он вновь поразил аудиторию изысканным пианизмом, блестяще исполнив пьесу венского классика («Бутерброд»). Представленный во втором отделении на суд дубненской публики концерт Бетховена для скрипки, виолончели, фортепиано и оркестра исполняется не часто. В этом сочинении композитор, возвращаясь к практике эпохи барокко, заставляет конкурировать солистов не только с оркестром, но и друг с другом. Ко всему в этой музыкальной конструкции достаточно сложно как выстроить звуковой баланс, так и раскрыть драматургию сочинения в целом. Музыкантам же под управлением В. Рылова удалось это сделать убедительно и интересно. Празднично радостная, наполненная жизненной силой первая часть, возвышенно поэтическая, дышащая выразительными паузами вторая и темпераментный финал в полной мере увлекли аудиторию. Программа пошедшего вечера доставила подлинное удовольствие любителям классики нашего города. Полагаю, меня поддержит дубненская публика, от лица которой хочется высказать всеобщую благодарность солистам, дирижеру, оркестрантам и организаторам этого концерта за доставленное эстетическое наслаждение.
Наталия Белага Фото игоря васильева |