Серенада для струнных как музыкальное наследие Чехии Печать
КУЛЬТУРА
22.09.2022 00:00

25 сентября в ДК «Мир» состоится четвертый концерт – знакомство с музыкальным наследием стран-участниц ОИЯИ. Композитор, чья музыка прозвучит в этот вечер, считается одним из самых известных чехов всех времен. Его произведения, сочетающие классические традиции и самобытные черты отечественной музыки, ценили во всём мире, т.к. музыкальная изобретательность композитора настолько богата, насколько неповторима красота его мелодий. О предстоящем концерте мы побеседовали с директором Дубненского симфонического оркестра Натальей Кастро.

 

- Наталья Александровна, начался новый творческий сезон и с ним - продолжение музыкальной истории «Знакомство через музыку». Очередной концерт цикла вы посвятили Чехии. Как обычно это происходит, идете от страны или все-таки от  композитора?

- Обычно от страны, но в данном случае – от композитора. Еще в июле, готовя программу ко Дню города, мы старались найти особенный репертуар для выступления open-air. Особенный, потому что нам была задана тема «усадебного» концерта, концерта в парке, создания посредством музыки атмосферы уюта и изысканности. Именно тогда, в череде многих других шедевров, мы и исполнили вальс из Серенады для струнного оркестра Антонина Дворжака. Словили при этом непередаваемый кайф, а по окончании программы приняли решение сыграть для дубненских слушателей это произведение целиком! Поэтому в сентябре у нас Антонин Дворжак, Чехия, знакомство с музыкальной культурой этой страны через одно из самых красивых произведений в мире!

- Антонин Дворжак - представитель романтизма. У вас как  у музыканта какие эмоции рождает его музыка?

- Надо признаться, что для многих из нас слово «романтизм» связано с такими заштампованными фразами, как «романтический вечер», «романтическое настроение» и ассоциируется с ужином при свечах, шампанским, розами, пастельным декором и смазливой музыкой. Для меня это совсем не так, конечно. И я позволю себе напомнить о том, что с точки зрения эпохи в литературе, музыке и искусстве вообще, романтизм, как и любое другое направление – это прежде всего отражение жизни, отражение времени. А время тогда дало опыт французской революции, которая, с одной стороны, привела к огромному подъему духовных сил, а с другой, - к глубокому разочарованию, когда принципы свободы, равенства и братства остались утопической мечтой. И обманутые в лучших надеждах художники нового времени выражали свой протест по отношению к новому порядку вещей, раскрывая такую сферу чувств, как кипение страстей, первенство чувства над разумом, высшая степень взволнованности, страстности, красочности, глубина и многообразие душевных переживаний, сложная внутренняя жизнь людей. Все стороны жизни, даже объективные, - все через призму личного! Ни у одного из композиторов других эпох мы не встречаем таких «интимных страничек дневника», как у композиторов-романтиков.

И музыка Антонина Дворжака, как истинного романтика, для меня прежде всего предельно живая, проникновенная, устало-красивая, порой тревожная, порой комичная, порой торжественная и всегда очень личная. С глубоко национальными корнями, безусловно, ведь чешский народ удивительно музыкален, есть поговорка даже – «что ни чех, то музыкант».

- Великий сын чешского народа - так соотечественники с любовью называют замечательного композитора, одного из основоположников национальной композиторской школы. Ведь в плодотворную композиторскую работу он погрузился, только став органистом в церкви. Интересно, что явилось моментом для начала сочинительства...

- Да, этот вопрос возникает закономерно, ведь Дворжак лишь в 16 лет начал профессионально обучаться музыке. До этого, хотя он и имел уроки игры на скрипке, альте и затем органе, все же большую часть времени проводил в мясной лавке отца, который хотел передать ему свое дело. И ведь какой чуткий и дальновидный был отец Антонина, когда согласился отправить сына в Прагу в органную школу, по-видимому, уступив его нескончаемым просьбам! Да, там молодой музыкант страдал от безденежья и, как пишут критики, много сочинял. Можно предположить, что денежная необходимость и послужила поводом для сочинительства. Но надо признаться, что повод – совсем не главное. А главное то, что Дворжак действительно был гением! Писал он быстро, признавался, что «руки не успевают записывать мысли», и сетовал на нехватку наименований для своей музыки. По его мнению, все поэтичные и оригинальные названия уже были использованы другими композиторами. А к тридцати годам он стал уже настолько известным, что в нотных магазинах за его изданными сочинениями выстраивалась очередь, и концерты проходили с неизменным аншлагом.

- Под влиянием П.И. Чайковского Дворжак посещал Россию в 1890 году и  дирижировал оркестрами, исполняющими его музыку. Что известно об этом периоде его творчества?

- 1888 год. Дворжак познакомился с Чайковским. Это была знаменательная встреча двух выдающихся славянских композиторов, почти ровесников, вступивших в пору высшего расцвета своего творчества. «Вы - великий художник»,- писал Чайковский Дворжаку. А тот поделился с ним мыслями о музыке «Онегина»: «С радостью признаюсь, что Ваша опера произвела на меня большое и глубокое впечатление - именно такое, какое я всегда ожидаю от настоящего художественного творения. Это чудное сочинение, полное теплого чувства и поэзии, разработанное до деталей, короче говоря: это музыка, манящая к себе и проникающая столь глубоко в душу, что ее нельзя забыть».

Дворжака и Чайковского долгие годы связывала тесная дружба. Неудивительно, что сразу же по возвращении на родину автор «Онегина» начал хлопотать о вызове Дворжака на гастроли в Россию. Они состоялись в 1890 году; в авторских концертах, прошедших с огромным успехом в Москве и Петербурге, Дворжак исполнил Первую и Третью симфонии, Симфонические вариации на собственную тему, Славянскую рапсодию и другие свои произведения.

- Расскажите, пожалуйста, о наиболее знаменитых его произведениях и, конечно же, о Серенаде для струнных, которая прозвучит для нашей публики.

- Композитор знаменит тогда, когда его творчество тесно, неразрывно связано с культурой его страны, уникальностью интонаций, колорита, глубокими национальными истоками. Антонин Дворжак обожал народные мелодии родной Чехии, вплетал их в мелодическую ткань своих лучших работ: Седьмой симфонии, которую регулярно играют по всему миру, непревзойденного цикла виолончельных концертов. Даже главный «хит»- Девятая симфония «Из Нового Света» - был косвенно посвящен родине композитора: ее он писал в 1893 году в Соединенных Штатах, но…тоскуя по дому.

Говоря о Серенаде для струнных, которую Дубненский оркестр исполнит в предстоящем концерте, не уверена, что смогу словами передать очарование этой музыки. Да и не стоит, наверное, облекать в слова то, что можно только услышать и почувствовать. Известно, что Дворжак создал ее в 1875 году - в счастливую пору первых творческих побед и семейной гармонии, что ощущается в атмосфере его музыки. Многие слышат в ней элегантный оттенок, наводящий на мысль о изящной жизни в сопровождении «серенады» в величественном доме некоего аристократа 18 века…Музыканты, исполняющие эту музыку, воспринимают ее как терапевтическое занятие для исполнителей:

«В ней так много «чистого добра». Почему-то даже моменты, которые могли отбрасывать мрачную тень - легкая меланхолия вальса или хрупкость вступления Ларгетто, сохраняют удивительно безоблачную атмосферу ... Замечательная особенность Серенады Дворжака - в этой «безоблачной доброте», вполне достаточной для поддержания содержательного общения в течение почти получаса музыки» (Миша Рахлевский, 2000 г).

- Дирижировать снова будет Сергей Поспелов. Какие у вас творческие планы на предстоящий сезон?

- Мне бы очень хотелось, чтобы все намеченное осуществилось. Есть предложения оркестру снова выступить в залах Москвы, в концертном зале Соборной палаты с программой из двух фортепианных концертов Шопена. Наш майский опыт выступления в этом престижном концертном зале не прошел бесследно. Серьезная программа, исполненная Сергеем Поспеловым в качестве солиста с полным симфоническим составом ДСО, произвела огромное впечатление на московскую публику, и нам, конечно, хотелось бы выступить там снова. Для дубненской публики готовятся интересные проекты, объединяющие различные жанры, в том числе художественное слово, живопись; готовим разные форматы наших программ и составов.

- Наталья Александровна, давайте расскажем читателям о новом проекте Music Talk.  Как вы видите его в идеале?

- Да, это как раз один из наших новых форматов. Идея  в том, что классическая, академическая музыка - это наше интеллектуальное наследие, и ее интересно не только слушать, но и узнавать много нового для более глубокого и полноценного понимания замысла. Это важно, поверьте! Для этого - диалог музыкантов со зрителем в формате концерта в живой и непринужденной обстановке. Но это уже тема следующего интервью, я думаю!

Беседовала Элеонора Ямалеева

Фото из личного архива Н. Кастро