«Musica Integral» - энергия любви к музыке Печать
06.05.2021 05:11

15 мая в Доме культуры «Мир» ОИЯИ Ассоциация студенческих клубов классической музыки вновь представит Фестиваль «Musica Integral». Традиционно солисткой выступит пианистка, педагог, солистка Московской государственной филармонии, заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат премии Президента Российской Федерации Екатерина Мечетина. Также на сцене Дома культуры «Мир» встретятся сразу два оркестра - оркестр фестиваля «Musica Integral»и Дубненский симфонический оркестр.

Уникальность фестиваля в том, что в камерных ансамблях и оркестре играют как профессиональные музыканты, студенты консерватории, так и студенты самых различных специальностей ведущих вузов страны, имеющие музыкальное образование, но не выбравшие музыку своей профессией.

Идею присоединиться к фестивалю поддержали и представители Объединения молодых ученых и специалистов (ОМУС) Объединенного института ядерных исследований. Уже известно, что на сцену вновь выйдет Ольга Иваньшина, которая исполнит одно из произведений - ноктюрн Шопена или «Шествие гномов» Грига.

Накануне фестиваля мы побеседовали с Екатериной Мечетиной, которая поддерживает этот исключительный проект, где физик может играть вместе со всемирно известным музыкантом на одной сцене. Это событие буквально создано для воплощения в наукограде Дубна, поэтому становится традицией один из дней фестиваля проводить на сцене Дома культуры «Мир» ОИЯИ.

- Екатерина, чем изначально сама идея подобного фестиваля привлекла лично вас?

- Меня привлек энтузиазм самих музыкантов. Они мне рассказали про проект, который к тому времени уже был в достаточно проработанном состоянии. Но им нужен был импульс, чтобы выйти на новый уровень. Ребята решили, что найдут поддержку в моем лице, и они ее нашли! Меня привело в восторг то, что люди могут настолько любить музыку и продолжать ею заниматься всю жизнь. Мне в этом видится какая-то прекрасная традиция, идущая из 19 века, когда Бородин был химиком и ведущих музыкантом (А.П. Бородин — русский композитор, химик-органик, общественный деятель, медик - прим. автора). Или как Римский – Корсаков: он был морским офицером и музыкантом. Примерам нет числа. П.И. Чайковский сначала был юристом и только лишь потом изменил свою жизнь в пользу музыки окончательно и бесповоротно. Мне показалось, что это прекрасная традиция, и эти ребята - лучшее, что есть в нашем мире талантливых молодых людей, настоящих интеллигентов во всех смыслах.

- Воплощая год за годом этот проект, удалось ли вам дополнить его новыми красками? Может быть стали проводиться мастер-классы, какие-то уникальные мероприятия в рамках этого творческого события?

- Конечно, проект развивается! И прежде всего он прирастает городами, что, наверное, самое очевидное. Мастер-классы проводятся педагогами Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и РАМ им. Гнесиных. Их проводят и молодые педагоги, и профессора, у нас много энтузиастов со стороны профессионалов. И города добавляются: Новосибирск, Пермь, Казань… В последнее время Борис Жилинский, который стоит у истоков фестиваля, развивает идею фестиваля в сторону комбинации музыки и танца - был, к примеру, такой проект под названием «Vivaldi Seasons» на тему «Времен года» Вивальди. И там наши ребята, участники фестиваля - и профессионалы, и любители вместе с инструментами даже исполняли хореографические номера. Я дважды видела этот спектакль, совершенно невероятные впечатления. Если музыканты – любители занимаются еще и танцами, то это мне кажется врожденно одаренные люди. На самом деле это так и есть, у этих ребят многогранные, многоликие таланты.

- Да, это бесспорно. Еще и название фестиваля в переводе звучит как «музыка объединяет». Зрителям наверняка будет интересно узнать про суть слияния профессионалов и любителей. В чем она?

- Суть в том, что любители, общаясь с профессионалами, повышают свой уровень мастерства, потому что профессиональные ребята подсказывают им важные вещи по аппликатуре, по звукоизвлечению, они помогают им и обучают этим тонкостям. А для профессионалов это настоящая миссия, потому что они бескорыстно общаются с ребятами, это даже не помощь, а настоящая дружба. Это так прекрасно, когда объединяются ребята и потом получаются многолетние творческие контакты. Честно говоря, на слух не каждый раз уже и поймешь, где играет профессионал, а где любитель. Бывали такие концерты, где эта грань становилась максимально тонкой. Я не могу не упомянуть одного из основоположников движения Алексея Богданова – кандидата химических наук, который явился сначала альтистом, выступил в этой роли, потом он явился композитором, а кульминацией было его выступление в роли дирижера, причем не просто какой-то маленькой пьесы. Мы с ним исполнили Пятый концерт Бетховена. Я была в абсолютном счастливом шоке от того, что такое возможно. А оно оказалось более чем «успешно возможно»!

- Как проходит подготовка к главным фестивальным концертам? Это же столь ответственно, волнительно для непрофессионалов в первую очередь.

- Наблюдая лишь за частью подготовки, могу сказать, что есть большой эпизод, который происходит до всеобщей встречи. Организаторы всем рассылают партии, если мы говорим об оркестре или о камерных ансамблях, и музыканты заранее начинают их разучивать. Мы формируем репертуар раньше всего. Затем, когда за майские праздники все собираются в Москве, первоначальные репетиции идут еще без моего присутствия. Мне кажется, что для ребят это такое счастливое время, которое возможно только в студенчестве: они много общаются, делают что-то вместе. Мне запомнился первый фестиваль – он стал потрясающим, не в смысле великолепным, а оставляющим глубокое душевное потрясение. Главное - глаза этих ребят, которые после финального концерта в буквальном смысле светились. Это не было преувеличением, это на самом деле было так. Я впервые увидела группу молодых ребят, которые сидели за столом, где не было ни капли алкоголя (что является принципиальной позицией на нашем фестивале), и они были счастливы и заражали счастьем всех, кто просто проходил мимо. Это была добрая атомная энергия, настоящая энергия любви. Если возвращаться к рассказу о подготовке, то в итоге мы все вместе собираемся на репетиции в наших концертных залах. А это залы ВУЗов: мы играли и в МАРХИ, и в клубе МГУ, и в Бауманке. А наш финальный концерт, тут честь и хвала ректору Московской консерватории А.С. Соколову, который с большим добром относится к нашему движению и каждый раз предоставляет для гала-концерта Большой зал Московской консерватории. Я не знаю, что может быть важнее и что может быть более ответственнее. Это очень волнительно для всех - выход на сцену Большого зала консерватории. Это то, к чему привыкнуть практически невозможно. Все время трепещешь!

- Екатерина, однажды вы поверили в ребят, увлеченных столь интересной идеей, поддержали их и дали возможность поверить в себя и в то, что возможно все. Вы представили эту идею на Совете по культуре при Президенте и получили поддержку В.В. Путина. Быть проводником культуры – значимая миссия для вас?

- Да, для меня важно, чтобы наша культура развивалась и не только в направлении профессионалов, когда высокоодаренные талантливые и гениальные музыканты играют для тех, кто способен это оценить. Я совершенно не отрицаю этот путь, но чувствую себя наиболее счастливой, когда понимаю, что в зале находятся те, кто впервые пришел на концерт академической музыки. И тогда я понимаю, что на мне ответственность, чтобы они пришли не в последний раз. И самым большим подарком для меня являются моменты, которые, кстати, происходят часто, когда за кулисами подходит человек и говорит, что никогда раньше не был на концерте и насколько же это поразительно здорово и какие же это непередаваемые через звукозаписи энергии. Живая музыка - это совершенно другое. И вот мне кажется, что чем больше людей испытают эти энергии, эти вибрации, которые происходят только на концертах, тем больше станет добра в нашем мире. Именно потому я отстаиваю интересы детских школ искусств, именно из-за нашего движения – Ассоциации студенческий клубов классической музыки. Это все в моем сознании абсолютно взаимосвязано. Чтобы становилось больше людей, для которых искусство и культура - это не просто какой-то факт человеческой цивилизации, существующей от них довольно-таки далековато, а нечто, что они могут сделать своими руками – будь то музыка, хореография, живопись… Человек обедняет себя, если он ни разу не попробовал что-то своими руками сделать для искусства. Причем уровень не важен. Я люблю, когда взрослые начинают заниматься с нуля игрой на музыкальном инструменте. Все вот это для меня необыкновенно важно!

Беседу вела

Элеонора Ямалеева,

член союза театральных деятелей РФ

Дорогие наши зрители! 15 мая наукоград Дубна вновь примет в стенах Дома культуры «Мир» ОИЯИ Всероссийский молодёжный фестиваль классической музыки Musica Integral. Приглашаем вас на удивительный проект, в ходе которого профессиональные музыканты и музыканты­-любители выступят на одной сцене, а поддержат их Екатерина Мечетина и Дубненский симфонический оркестр, что, безусловно, значимо и знаково для нашего города. Приходите на эту встречу!