Открыто, просто, с надеждой на будущее |
22.05.2014 07:00 |
Еще одной наградой пополнилась копилка достижений коллектива школы №1 с углубленным изучением отдельных предметов – дипломом Мособлдумы за первое место регионального этапа областного конкурса в номинации «Лучший публичный доклад» за 2012-2013 учебные годы, итоги которого были подведены несколько месяцев назад.
Кстати, второе место в этой номинации конкурсная комиссия отдала нашему лицею № 6 имени академика Г.Н. Флерова. Причем публичный доклад дубненского горуно среди органов местного самоуправления Московской области, осуществляющего управление в сфере образования, в своей категории также был признан лучшим, получив первое место. О том, что за зверь публичный доклад, какие преимущества отметило жюри конкурса, которые в результате позволили присудить школе первое место, мы беседуем с директором школы №1 имени А.Я.Березняка Александром Ивановичем Руденко. Но разговор, естественно, не замыкается на одном докладе. Отчитываться перед родителями и партнерами – Ежегодно по закону мы обязаны предоставлять родителям публичный доклад директора школы о результатах работы за прошедший учебный год. В 2000 годах это начиналось в виде эксперимента, в город приезжали специалисты из Академии социального управления, нас убеждали, и мы стали писать. То есть опыт за плечами уже огромный. И только совсем недавно подобная форма отчета стала обязательной, - делится директор. – Опыт не совсем отечественный, он привнесен с Запада?.. – Опыт, конечно, западный, чтобы отчитываться не только начальнику, но и, прежде всего, родителям, заказчикам образовательной услуги, хотя это слово мне ужасно не нравится, и плюс еще социальным партнерам. Мы должны и с ними налаживать сотрудничество, а они будут иметь представление о школе тогда, когда могут прочесть о деятельности школы. – Доклад ведь существует не только в письменной форме, его можно послушать, задать интересующие вопросы? – Обязательно озвучиваем для родителей и обязаны текст «повесить» на свой школьный сайт. Родители смотрят, задают вопросы. Кстати, на сайте у нас есть специальный раздел «Задай вопрос директору». Пока, надо признать, вопросов задают не так много, но они есть. И некоторые родители, которые выбрали наш город для обучения своих детей, к моему удивлению, не зная в городе образовательной среды, ориентировались на выдержки из этого публичного доклада. – Сколько таких реально? – уточнили мы. - Среди первоклассников сейчас будет пять. Это примерно 10% (у нас два первых класса, это 50 учеников) из тех, кто приехал в город и ориентируется таким образом, не имея возможности использовать сарафанное радио, которое, конечно, самое эффективное. Видеть перспективу – Так на что еще, помимо строгих разделов публичного доклада (качество образования, выполнение государственных программ, вопросы питания, здоровья и прочее), обратили внимание члены конкурсной комиссии? – поинтересовались мы. – Знаете, мне сказали после подведения итогов, что публичный доклад написан очень простым языком, его можно читать людям, которые вообще не посвящены в вопросы образования. И второе, на что они обратили внимание: доклад дает в самых, казалось, безнадежных вопросах надежду. «Вы видите перспективу», - подчеркнули члены комиссии. И правда. Допустим, у нас нет школьного стадиона, и мы написали, что он в настоящее время не соответствует современным требованиям, и нет сейчас денег, но все, что можно, коллектив делает. Начали с малого: заказали в один год проект, теперь он у нас есть, со всеми расчетами, сметами, и если вдруг денежки появятся, мы готовы включиться в любую программу по строительству стадиона... Точно так же это касается школьной столовой. Нас не очень устраивало количество детей, которые в ней питаются. А анализ медиков говорит, что количество желудочно-кишечных заболеваний пока очень большое. И мы поставили задачу увеличить количество детей, получающих регулярное горячее питание. С помощью проведения фестиваля здорового питания, газеты, которая его отражала, родительских собраний, школьного сайта. И мы выиграли областной конкурс на улучшение школьного питания, где финансирование составляет миллион рублей. И летом ждем этот миллион плюс 400 000 рублей городского софинансирования. В своей программе мы заказали самое лучшее немецкое оборудование для столовой, настолько электронное, что человеческий фактор здесь сведен к минимуму. Не знаю, получим ли мы его в свете сегодняшних политических событий. В докладе, кстати, мы описали, что раз нет у школы денег, то будем решать проблему путем участия в конкурсах, искать бюджетные средства, – заключил А.И.Руденко. Свое видение, свои решения Как воспитать патриотов своей родины? – Задача нелегкая, и, обозначая ее, школа приглашает к участию родителей, социальных партнеров. К удивлению, люди нашлись и деньги нашлись, и к 70-летию Победы в школе откроется новый музей – Музей фронтового письма. Что касается образования. Все хотят высокое качество, а если у ребенка особых способностей нет и здоровья особого тоже нет, как ему тогда в этом мире быть? Как выстроить такую систему, которая давала бы каждому возможность двигаться, чтобы даже если нет способностей, он не был аутсайдером, чтобы его любили. Коллектив школы предложил в публичном докладе свое видение. Он берется выстроить новую систему федерального образования, которая бы дала новые государственные стандарты, внеурочные занятия. Выстроят ее с группами детей, которые имеют разные способности. Есть занятия, которые очень полезны, там работают и логопеды, и психологи, которых в штате наших школ нет. – Причем, логопеда в школе нет, а логопедическая услуга есть, – отмечает Александр Иванович. – Платная? – Бесплатная. Вообще, моя позиция: я категорически против платных образовательных услуг. Меня за это ругают, призывают, государство продавливает, что учителя должны заработать сами. Ну, как заработать, если дети с тем объемом информации, который уже есть по основной программе, тяжело справляются вследствие разных причин. А мы еще им хотим за деньги. Государство нам добавляет в начальной школе по 10 часов внеурочных занятий в неделю, в среднем звене – пять. Это много. Считаю, такой путь неправильный, и плюс мы ограничены в педагогических ресурсах. Рынок труда педагогов, увы, у нас не сложился, нет конкуренции за рабочее место. – Причина в заработной плате? – Конечно, хотя и говорят, что она повышается, мы в публичном докладе показали, как ее повышаем, в том числе и за счет внутренних резервов. Но этот внутренний резерв –увеличение нагрузки на людей, которая тоже не может быть беспредельной. В советское время учебная нагрузка на педагога равнялась 18 часам в неделю, а сейчас ее надо довести, чтобы была больше 24. А это отражается на качестве. Поэтому здесь такая вилка. Внутренний резерв по нагрузке для повышения зарплаты мы исчерпали, но будем искать. Будем оказывать платные образовательные услуги, но только населению, не школьникам. Сейчас думаем про это. – Возвращаясь к публичному докладу, какую все-таки основную миссию он несет? Какого результата вам бы больше всего хотелось? – Хочется, чтобы наши родители читали эти доклады, задавали вопросы. Поскольку в нем описываются не отдельные лица, а происходящие в школе процессы. Чтобы люди понимали, какие происходят процессы, ведь сейчас стоят другие задачи, цели, и дети совершенно другие. А когда они читают, тогда возникает объемное представление. Кстати, конкурсную комиссию еще поразило, что мы не закрыты, не скрываем своих проблем. А от кого я их скрывать-то буду, от родителей, которые по большому счету все знают и все понимают и голосуют ногами, конечно. Есть проблемы, мы их решаем, но степень открытости тоже ведь пришла не с первым публичным докладом и не со вторым, а в тот момент, когда мы уже что-то сделали, нашли взаимопонимание с родителями, когда они воспринимают проблемы как наши общие, а не как проблемы одного директора. – Наверняка в докладе общественно активной школы нашли отражение множество социальных проектов... – Судьи тоже отметили большое количество социальных проектов, которые включены в нашу деятельность, что тоже есть продолжение образовательного процесса. Если мы, например, не будем заниматься патриотическим воспитанием, если не будем включать в воспитательный процесс встречи с людьми разных поколений (а сейчас они сильно разошлись), то взгляд молодежи на жизнь людей нашего поколения как на жизнь в космосе будет только укрепляться. Наши социальные проекты, когда к нам приходят ветераны войны, герои труда. Сейчас ведь не хватает нам образцов честного отношения к труду, пусть не за очень большие деньги. Мы все проекты описали, последний, например, «Сергий Радонежский» заканчивается сейчас, в мае. Мы всей школой (с 4 по 11 класс) на пяти автобусах поехали в Радонеж, предварительно изучив жизнь Сергия. Провели на эту тему викторины, конкурс рисунков, дискуссии. Я был удивлен, нам самим надо было все это пережить, понять, что Сергий Радонежский – современный герой. Потому что он с помощью своих учеников больше сотни монастырей основал на Руси, распахал, освоил Русь, людей, которые 300 лет жили под монголами, довел до высочайшего состояния духа... Кстати, в этом проекте нужны были так называемые практики. Сделали первый шаг и поехали в дом-интернат для граждан пожилого возраста и инвалидов «Рождественский» с презентацией проекта «Сергий Радонежский», нас с интересом слушали. Еще мы в практике милосердия собрали средства на операцию одному мальчику. Третья практика - наши ученики поехали убирать территорию дома-интерната. Это очень тяжелый труд. Потом был субботник, когда мы отучились по сокращенному варианту и пошли всей школой убирать набережную Волги. Еще один большой проект – помощь ветеранам, дети делают по своим силам и возможностям, в основном это сельхозработы, на огороде. – То есть школа живет не только уроками? – Должна быть, кроме уроков, какая-то событийная жизнь. Поэтому на следующий год мы тоже задумали участвовать в нескольких конкурсах, – подытожил разговор А.И.Руденко. - Удачи вам! Беседовала Татьяна КРЮКОВА Фото Юрия ТАРАКАНОВА |