ОАО "Рата": о льготах и маршрутах Печать
17.12.2015 09:19

С 11 января 2016 года вступают  в силу некоторые существенные положения Федерального закона №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским электрическим транспортом в Российской Федерации».  В частности, изменения затронут маршруты, пересекающие границы Московской области с соседними областями, в  связи  с чем пассажиры, пользующиеся этими маршрутами, в новом 2016 году потеряют возможность льготного проезда, а тарифы на этих маршрутах перестанут регулироваться Правительством Московской области.  Эти маршруты  лишаются бюджетных субсидий и находятся теперь под угрозой закрытия перевозчиками из-за нерентабельности.

Основываясь на требованиях нового федерального закона, Министерство транспорта Московской области своим распоряжением исключило из реестра маршрутов регулярных перевозок Московской области 61 маршрут, соединяющий Московскую область с соседними областями. Теперь  ведение реестра межрегиональных маршрутов регулярных перевозок  будет осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, установившим данные маршруты – Минтрансом России.

По  сути,  перенос маршрутов из одного реестра в другой не означает их закрытия. Однако теперь областной Минтранс  больше не имеет права организовывать на них перевозки по регулируемым тарифам и оказывать на них меры социальной поддержки.    Ранее Московская область имела такую возможность благодаря положениям другого федерального закона – №184-ФЗ от 06.10.1999. В полномочия субъектов Российской Федерации, согласно нему, входит организация транспортного обслуживания населения  автомобильным транспортом в межмуниципальном и пригородном сообщении. Именно в качестве пригородного сообщения  Московская область могла устанавливать тарифы и льготы на маршрутах, идущих в Москву и сопредельные с Подмосковьем области.

В числе других  маршрутов, на которых перестанут применяться тарифы Московской области и больше не будут предоставляться льготы на проезд, окажутся и два дубненский пригородных маршрута: №110 «Дубна (улица Мичурина) – Федоровка» и №112 «Дубна (вокзал «Б. Волга»)  – с/т «Сатурн».

Эти  маршруты  фактически являются внутригородскими, так как основной пассажиропоток на них присутствовал именно в черте города (примерно 90%).   В свое  время  в связи с тем, что в городском бюджете не хватало необходимого  количество средств на транспортное обслуживание, во избежание  сокращения объема перевозок (рейсов) решили эту проблему за счет  продления муниципального городского маршрута №2  в Кимрский район Тверской области, а затем за счет слияния муниципального   городского маршрута №1  с межсубъектным  пригородным №110.   В результате  эти  маршруты стали пригороднми межсубъектными под № 112 и 110 соответственно.

В итоге бремя финансирования по ним было перенесено на областной бюджет.  Эти маршруты состояли в реестре маршрутов Московской области как пригородные по регулируемым тарифам, по ним выделялись суммы дотаций, а также компенсировался проезд льготных категорий пассажиров.

Теперь Министерство транспорта Московской области, выполняя федеральный закон, «скинуло» эти маршруты  со своего бремени. С вступлением в силу некоторых положений 220-ФЗ эти маршруты становятся межрегиональными и переносятся из  областного в федеральный реестр, причем со статусом нерегулируемых. По ним теперь, как ранее, не могут из бюджета оплачиваться дотации, а также предоставляться льготы за проезд.

Окончательно  это стало ясно только в середине ноября (9 ноября Минтранс области еще запрашивал данные  для   формирование  аукционной документации и расчета сумм выпадающих доходов на 2016 год). Поэтому времени для каких либо шагов, которые бы исправили  ситуацию – увеличение суммы финансирования из городского бюджета, возврата маршрута номер 2  и маршрута номер 1, что помогло бы сохранить льготы,  –  уже не осталось.

Для максимально возможного в таких условиях смягчения ситуации с льготниками  предприняли ряд шагов.  ОАО «РАТА» не будет закрывать эти маршруты, несмотря на то, что они станут нерентабельными, поскольку иначе не будет обеспечена  транспортная доступность на городское кладбище и в Федоровку, а также  в  Юркино. При этом тарифы на этих маршрутах сохранятся на уровне областных, не будет только льгот. Но льготы для студентов будут сохранены – на этих маршрутах по-прежнему будут действовать студенческие проездные билеты.  Также  рассматривается возможность сохранения на этих маршрутах и  сетки накопительных  скидок по карте «Стрелка».

С учетом того, что данными  маршрутами большая часть пассажиров пользовалась именно в черте города, чтобы как-то компенсировать ситуацию со льготниками, была заново перестроена вся система расписания движения по регулярным маршрутам, обслуживаемым ОАО «РАТА».

В частности, вводятся новые дополнительные  рейсы по будням  на городском муниципальном маршруте № 7  на отрезке ул. Березняка – ул. Мичурина, что  полностью компенсируют на данном отрезке соответствующие выбывающие рейсы на пригородном маршруте №110, даже расписание практически будет совпадать.  Что касается рейсов непосредственно до Федоровки – они остаются без изменений:  также будут ходить два автобуса.

Что  касается сокращения рейсов  на пригородном маршруте №112, то для компенсации объема перевозок  будет сделано следующее:  увеличен в два раза объем перевозок по маршруту № 14 для  максимально возможной компенсации перевозок льготников с ул. Энтузиастов, а также  добавлен еще один  большой  автобус на 11-й  маршрут на отрезке вокзал «Большая Волга» – ЗЖБИ.  Кроме этого,  11-й  маршрут теперь будет работать и в выходные дни.

С учетом того, что помимо отмены льгот по  110-м и 112-м межрегиональным  маршрутам, по ним будет прекращено финансирование из областного бюджета, а компенсации  в виде увеличения финансирования из местного бюджета не предвидится, несмотря на увеличение объема работы по другим муниципальным маршрутам. В  связи  с чем предприятие лишилось  не только инвестиционной составляющей, но и может оказаться в глубоком упадке из-за непокрываемых убытков.

В частности, с этим связано сокращение некоторых  вечерних рейсов в выходные на 5-м  и 17-м  маршрутах, на которых пассажиропоток был крайне мал, а также отказ от введения маршрута № 15 (ул. Мичурина – ул. Большеволжская) в ОЭЗ

В целом ситуация с отменой льгот скажется  только на пассажирах, которые будут ездить в Федоровку и на кладбище, а также в Юркино и в садовые товарищества в районе «Сатурна» , то есть большинство льготников не пострадает.  Причем  с  Юркино  вопрос будет урегулирован, если удастся изыскать дополнительные средства в городском бюджете на финансирование маршрута №2,  а также убедить область включить его в Перечень маршрутов Московской области, на которых предоставляются меры социальной поддержки.

Подготовил Олег КВИТКО