СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Ударники быта Печать
17.01.2013 12:21

Эту заметку мы обнаружили в журнале «Огонек» за 1930 год. В номере «Огонька» №6 от 28 февраля 1930 года под рубрикой «Новая промышленность. Новый социальный быт» был напечатан очерк Аркадия Млодика «Ударники быта». Приводим заметку полностью. Стилистику и орфографию оставляем без изменений.

«Молодежь фабрики «Скороход», соединившись с несколькими товарищами с других бригад, организовала в Ленинграде первую бытовую коммуну.
В течение нескольких месяцев искали инициаторы коммуны помещение для жилья. Наконец, Райжилсоюз предоставил коммунарам помещение бывшей Синагоги на Лиговке.
Вскоре удалось раздобыть новое помещение на Таврической ул. Это новое помещение более или менее отвечало элементарным требованиям благоустройства коммуны.
Ударники коммуны живут по-настоящему новой жизнью. Личное имущество каждого обобществлено до одежды.
В столовой на столе стоит ящик с деньгами – каждый коммунар может взять отсюда на карманные расходы. Впрочем, в последнее время шкатулка пустует. Дело в том, что Коммунотдел отремонтировал Синагогальное помещение на Лиговке как раз перед тем, как коммуна выехала оттуда. В новом помещении Коммунотделом тоже был произведен ремонт. Ныне же ведомственный аппарат Коммунотдела методически взыскивает за оба ремонта, несмотря на то, что отремонтированной Синагогой пользуется Коммунотдел. В результате некоторые коммунары принесли с получки по 13 копеек. Тем не менее, коммуна не падает духом, и жизнерадостное чувство здорового коллективизма поддерживает её в борьбе с препонами ведомственного бюрократизма.
Приготовление пищи лежит на двух членах коммуны, освобожденных от службы для работы в коммуне.
В коммуне есть один ребенок. За годовалой коммунаркой ухаживает специально освобожденная коммунарка.
Конечно, в коммуне есть много недостатков, но смешно было бы требовать безупречности от первых опытов лаборатории нового коммунистического быта. Бытовая коммуна играет огромную пропагандистскую роль, ибо любая коммуна, создающаяся ныне, считает необходимым строить много по образцу первой бытовой коммуны Ленинграда.
Не так давно Ленинградская бытовая коммуна связалась взаимным шефством с крестьянской коммуной имени Ленина в Пугачевском округе Нижневолжского края.
На днях рабочей коммуной получена от крестьянской коммуны характерная и яркая телеграмма: «…Коммуна заверяет, что намеченный план реконструкции сельского хозяйства по расширению посева на 35 процентов и поднятию урожайности на 25 процентов при вашем участии  нами будет выполнен».
Заметку сопровождали две фотографии А. Антонова. На первой запечатлены четыре члена коммуны – две девушки и два парня – за столом. На столе чашки, стаканы, одна из коммунарок стоя разливает чай. Под снимком подпись: «Коммунары за завтраком».
На другой фотографии – крупным планом лицо маленькой девочки в наушниках, напоминающих те, что сейчас носят подростки, и улыбающейся няни-коммунарки. Подпись: «Дитя первой бытовой коммуны Ленинграда, Нинель, слушает радио».
С трудом верится, что такое было. Но ведь было! Что стало с «общей дочерью» Нинель, не знаем. А «лаборатория нового коммунистического быта» потихоньку свернула свою деятельность, похоронив без фанфар идею об аннулировании семьи и замене ее коммуной.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.