СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Е.Н. Черемисина: "Слышать студента и видеть перспективу" PDF Печать E-mail
Автор: Встреча   
05.12.2013 06:49

Она руководит направлением системного анализа и управления в университете «Дубна» уже почти 20 лет. У нее есть редкий дар – слышать время и создавать своим студентам и преподавателям возможности для развития. Она понимает, какие спецкурсы нужны ее студентам, чтобы через два года они все, ВСЕ! были востребованы.

– Ты с ними работай как мать родная, – говорит Евгения Наумовна Черемисина (на фото) одной из своих преподавательниц, пока мы пьем чай на кафедре. – Не надо их лишать стипендии. Наоборот, нужно придумать, как их заинтересовать…

И ведь придумывает! 

– Евгения Наумовна, в следующем году Университету «Дубна» исполнится 20 лет. Вашему направлению САУ – тоже. Уже можно подводить итоги, с чего стоит начать?

– Могу сказать, что 99 процентов выпускников Института САУ работают по специальности. Средняя зарплата наших выпускников выше, чем всех других направлений в университете. Наши выпускники работают в самых крупных и престижных компаниях: Google, Oracle, IBM и т.д. Они могут работать по очень широкому спектру направлений и в самых разных предметных областях: в муниципальном управлении, в городском хозяйстве, системными аналитиками в крупных коммерческих структурах. Сегодня в ОЭЗ в Российском центре программирования, я думаю, работает больше 150 наших выпускников.

– Что для вас главный предмет гордости в связи с ИСАУ?

– Предмет гордости, что из 120 сотрудников института 35 – наши выпускники.

– Вот интересная вещь, как вы их мотивируете?

– Они занимаются интересным делом. 11 наших преподавателей – это профессора и доценты, которые ведут крупные научные направления, подключают к своим работам молодых преподавателей, бакалавров, магистров и аспирантов. Т.е. создаются такие научные творческие коллективы, в которых ребята могут быстро расти. Вот недавно вышли статьи наших преподавателей и студентов в трех журналах: «Наука и бизнес», «Программная инженерия», «Открытое образование». А всего за год опубликовано 112 научных статей. Преподаватели и студенты посетили 157 научных конференций, семинаров и выставок.

Я стараюсь, чтобы наши сотрудники участвовали в коммерческих проектах, которые мы выполняем, чтобы они зарабатывали параллельно с работой. Среди преподавателей, которых мы вырастили, уже 12 кандидатов наук. Это совсем другой заработок.

Я всегда говорю нашим студентам: если вы пришли к нам, значит, вы умные, а если вы умные, вы не должны быть бедными. Это важный фактор. Потому что сегодня время кардинально изменилось, и прагматика в людях очень выросла. Особенно у молодежи.

– А как вы мотивируете себя?

– Моральный долг. Ребята, которые сюда приходят, мне верят. Разве я могу их бросить? И потом, все время возникают новые идеи для развития. Сейчас мы создаем информационно-аналитическую систему управления ИСАУ, чтобы в этой системе была вся информация о том, как учатся студенты, их посещаемость, успеваемость, научные работы, чтобы мы быстро могли готовить любые отчеты и т.д. Чтобы преподаватели могли вывешивать задания для студентов, писать о себе и многое другое. Хочу, чтобы ИСАУ стал инновационной информационной площадкой. Такой подход к автоматизации и систематизации уменьшит рутинную работу.

– Я, кажется, знаю, почему студенты вам верят. Они видят в вас успешного человека. Такой образ «американской мечты», вы всего добились. И еще, знаете, вот я училась на журфаке МГУ, и ни один преподаватель нам никогда не говорил, что если мы умные, мы не должны быть бедными. Это было как бы ниже их достоинства.

– Этим мы отличаемся от МГУ. Такой университет, как МГУ, в России может быть только один. Мне кажется, что ему не так важно, где будут работать его выпускники: в Америке, в Англии или в России. Университет Дубна – это региональный вуз. Его задача – обеспечивать нужными кадрами Московскую область, и уж, конечно, Дубну.

Много выпускников ИСАУ работают в ОИЯИ. В прошлом году ЦЕРН совместно с ОИЯИ проводил студенческую школу. В ней участвовало 10 вузов, и МГУ, и Физтех, и люди из Церна отбирали 10 человек для стажировки в Церне. Нужно отметить, что от нас туда попали двое.

– Как можно поступить в Институт САУ? Что требуется от абитуриентов?

– Чтобы стать нашими студентами, помимо ЕГЭ по русскому и математике, наши абитуриенты должны сдать ЕГЭ по информатике. На все наши направления, за исключением бизнес-информатики, куда третий экзамен – общество-знание.

Проблема в том, что сдать ЕГЭ по информатике довольно трудно. Преподавателю школы  сложно подготовить ребят к этому экзамену, – так его составили преподаватели факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ.

– Что делать школьнику, которому не повезло с учителем по информатике?

– Приходить к нам. Раз в неделю, по субботам, ИСАУ проводит бесплатные занятия по информатике. Это первое. Второе – мы разработали  электронный  учебник по информатике для сдачи ЕГЭ. Он есть на сайте университета «Дубна». Третье – наши студенты идут в школы и помогают школьным преподавателям готовить ребят к ЕГЭ. И в Дубне, и в Талдоме, и в Дмитрове, и в других городах. Кроме того, кафедра довузовской подготовки также организует подготовку школьников к сдаче ЕГЭ по информатике.

– У вас большой конкурс?

– Не больше двух человек на место. К тому же в этом году у нас увеличивается набор. Мы будем набирать 165 человек на шесть наших направлений: информатика и вычислительная техника; прикладная информатика; программная инженерия; фундаментальная информатика и информационные технологии; электроника и электронное оборудование; бизнес-информатика.

– Вы уже очень много лет руководите людьми. В Москве работаете заместителем директора во ВНИИГЕОСИСТЕМ, в Дубне – директором Института САУ. Чем руководствуетесь, создавая среду для своих сотрудников?

– В любом коллективе очень важна атмосфера. Она должна быть такой, чтобы сотрудникам хотелось в этой команде работать. Важно, чтобы это был круг единомышленников. Создавая любой коллектив, я понимаю, что дети тоже должны в нем бывать. В Институте САУ мы создали «Школу волшебников» для малышей от 3 до 6 лет. Это дети и внуки наших преподавателей. Совсем недавно в течение двух дней у нас был мастер-класс: ребята варили мыло, лепили из соленого теста. Волшебников было человек 15. У нас получилась потрясающая выставка детского творчества.

– Я так понимаю, что везде, где вы работаете, оказывается детская выставка… Во ВНИИГЕОСИСТЕМ выставки вообще первоклассные.

– В Москве, помимо выставок рисунков, мы проводим детский новый год. Раз в год всей лабораторией едем на выходные в дом отдыха, причем все сотрудники едут семьями, с детьми.

Если я стала руководителем, то я должна так организовать жизнь коллектива, чтобы людям в нем было комфортно. Ведь жизнь – это не только работа, это удовольствие от многих вещей. Праздники, общение, поездки, путешествия… Важно, чтобы мои сотрудники могли многого достичь, чтобы у них была возможность зарабатывать. Деньги ведь не платят, их зарабатывают. А организовать возможность зарабатывать – это задача руководителя. На мой взгляд.

Преподаватель – это особая миссия. Это человек, который должен слышать студента и видеть перспективу для развития.

В вузовском коллективе важна такая обстановка, чтобы каждый ощущал движение. Если преподаватель остановился и каждый год читает одно и то же, он будет студентам не интересен. Эволюция для преподавателя неизбежна. Духовная эволюция – это некий авантюризм. Только авантюрной могла быть идея создания университета людьми, которые до этого не были связаны с образованием, а с университетом «Дубна» именно так и вышло.

– Зато эти люди хорошо понимали, какие кадры нужны новой России. Евгения Наумовна, расскажите, а чему бы вам сейчас было интересно поучиться?

– Я мечтаю поучиться английскому. А то иногда ощущаю себя в среде говорящих по-английски Эллочкой-людоедкой, не успеваю посмеяться вместе с ними. Чувствую, что у меня проблемы с произношением, что интеллектуально я выше, чем могу себя выразить. В общем, английский – это сейчас для меня первое. И с декабря я им займусь.

Второе, я мечтаю о том, чтобы сделать свои курсы образными и наглядными. Чтобы я вела занятия не научными словами, а всем понятными, и чтобы примеры были практичными.

– Вы чувствуете себя человеком, который во всем реализовался?

– В чем-то реализовалась, в чем-то еще нет.

– В чем вы не реализовались?

– Все время возникает что-то новое. Изменившаяся система жизни и рост информационных «прибамбасов» (назовем так всевозможные гаджеты) меняет психологию молодежи. И те вещи, которым они придают много значения, надо внедрить в учебный процесс, чтобы они обучались, играя. Для этого нужно сделать такие примеры и коллекции прикладных задач, через которые у ребят росла бы мотивация к обучению.

– Потрясающе. В то время когда ваши 30-летние преподаватели пытаются отнять у своих детей айпады и увлечь их чем-то другим, вы придумываете, как сделать так, чтобы с айпадами студентам было интереснее учиться.

– Дело в том, что нельзя перестроить мир, к нему надо адаптироваться.

– Расскажите, а в чем вы были не правы? Необязательно на работе, вообще по жизни.

– Ну, например, я учила своих детей убирать за собой вещи, наводить дома порядок, а когда потом приходила с работы в убранную квартиру, я их забывала похвалить. Это было неправильно. Они что-то делали, чтобы доставить мне радость, а я этого как-то не отмечала. Людей вообще надо чаще хвалить и говорить им приятные вещи. Они от этого растут.

Марина ЛАСТОЧКИНА

 

 
 
< Декабря 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.