СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

К юбилею великих музыкантов Печать
26.11.2015 07:17

14 ноября в ДК «Мир» в рамках XXVI концертного сезона 2015-2016 гг. Дубненского симфонического оркестра состоялся концерт вокальной музыки, посвященный 175-летию со дня рождения П. Чайковского и 100- летию со дня рождения Г. Свиридова.

В концерте приняли участие лауреаты международных конкурсов, солисты Московского театра «Новая опера» Виктория Яровая (меццо-сопрано), Илья Кузьмин (баритон)  и пианистка Светлана Радугина. В программу вечера были включены романсы Чайковского и вокальные сочинения Свиридова, среди которых выделялась его масштабная поэма для голоса и фортепиано «Отчалившая Русь», написанная на стихи Есенина.

Виктория Яровая, выступавшая в начале и в заключение концерта, хорошо известна в Дубне. Так,  в 2012 году она представляла на суд меломанов наукограда барочные арии из опер Г.Ф. Генделя, колоратурные арии из опер Дж. Россини, Г. Доницетти  и народные песни основоположника испанской композиторской школы Мануэля де Фальи, теперь же исполнила романсы П. Чайковского и Г. Свиридова. Представ перед слушателями в качестве камерной певицы, вокалистка вновь продемонстрировала не только отличные вокальные данные, но и прекрасную школу. И это понятно: за плечами вокалистки музыкальное училище при МГК, обучение в Центре оперного пения Г. Вишневской и в школе пения г. Пезаро у маэстро А. Дзедды («Accademia Rossiniana», Италия), а также участие в мастер-классах музыкантов мирового уровня  Р. Мути, М. Тромбетты, И. Богачевой.

Напряженный гастрольный график, при котором певица (с 2009 года – солистка «Новой оперы») постоянно задействована в различных оперных постановках, не позволяет Яровой погружаться в изучение камерного репертуара, несмотря на это ее выступление с романсами Чайковского и Свиридова прошло на  ура. Тонкое ощущение стиля великих композиторов XIX и XX веков, связь их сочинений с национальной русской песенной культурой были донесены до аудитории проникновенно и убедительно. Как особую удачу вечера хочется отметить в ее исполнении романсы Чайковского «Ты куда летишь, как птица?», «Нам звезды кроткие сияли»  и песни Свиридова на стихи Блока «Флюгер» и «Утро в Москве».

Илья Кузьмин, исполнивший в ансамбле с пианисткой С. Радугиной поэму для голоса и фортепиано Свиридова «Отчалившая Русь», тоже хорошо знаком нашим любителям классики. «Песни странствующего подмастерья» Малера и романсы Рахманинова на стихи русских поэтов еще в 2012 году завоевали их сердца.

Здесь хочется напомнить, что «Отчалившая Русь» – один из самых масштабных и ярких вокальных циклов второй половины XX века. В заголовок этого произведения Г. Свиридов вынес строки из поэмы С. Есенина «Иорданская голубица». Многие музыковеды считают «Отчалившую Русь» своего рода «удивительным признанием в любви к Родине, полным плача по невозвратному, восторга перед красотой родной земли, наполненным теплом, поэзией, мистикой, верой и колокольными звонами», а ее построение «не только характерным для стилистики "позднего" Свиридова, но и близким по композиции русской иконе».

Создавая «Отчалившую Русь» для  голоса с фортепиано, Свиридов с самого начала мыслил эту поэму как оркестровую. В тетради 1981-1982 года сохранилась запись: «Теперь моя задача оркестровать «Отчалившую». Оркестр – камерный состав, струнные.  Рояль-соло,  арфа, челеста (tam-tam, campanelli, campani, vibrafon...» Между тем, этот замысел не был воплощен автором, вместо этого Свиридов создал новую версию поэмы, сохранив неизменным состав ее исполнителей.

И. Кузьмин, исполнивший в этот вечер «Отчалившую Русь» в ансамбле с пианисткой С. Радугиной, уже несколько раз представлял ее в Московском театре «Новая опера». Возможно поэтому их исполнение носило законченный характер. С самого начала было понятно: музыканты превосходно знают трактовки этого сочинения Е. Образцовой в сопровождении автора, а также Д. Хворостовского в ансамбле с заслуженным артистом России, пианистом и композитором М. Аркадьевым.

Похоже, столь высокие образцы и вдохновили московских музыкантов – исполнение Кузьмина и Радугиной очаровало дубненских любителей классики. Кузьмин, за плечами которого выступления в Ла Скала, Большом театре, в театрах Казани и Перми и у которого большой репертуар в «Новой опере», продемонстрировал прекрасное владение и стилистикой сочинений Свиридова. Ему удалось передать самобытность языка автора, сочетающую глубину образов с изысканной простотой.

В который раз хочется отметить выверенный пианизм С. Радугиной, которому подвластна разнообразная палитра музыкальных средств выразительности. У пианистки в равной мере убедительно звучат и колористически утонченные пассажи, и звуковая имитация колокольного звона, и фортепианные речитативы, которые она искусно превращает в равноправных участников диалога с вокалистами.

Дубненская аудитория встретила московских маэстро чрезвычайно тепло – она попала под эмоциональное воздействие талантливых музыкантов, которые неоднократно собирали полные залы как в Москве, так и во многих крупных городах Европы.

Наталия Белага

 

 
 
< Ноября 2015 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.