СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

У истоков образования: когда все было первым... Печать
16.06.2014 05:43

(Окончание. Начало в №21 от 29 мая)

Игру проводили в лесу,  в районе Новой дороги. Все было серьезно. Разведчики ходили в разведку, брали «языков», сами попадали в плен, устраивали допросы. Ориентировались по компасу и природным ориентирам. В общем, романтики хватало, тем более, что финалом был обед, сваренный на костре. Абсолютным победителем школьной «Зарницы» стал 6 «А» класс. Ему предстояло защищать честь дружины на первом в истории городском финале «Зарницы». Это  было масштабное городское  событие,  в котором были задействованы серьезные силы: военно­строительный полк, ветераны – офицеры, комсомол, педагоги. Лучшими оказались юнармейцы из школы № 8, а на 2­м месте  представители школы № 2. Ребята там были повзрослее,   так   что  мы довольствовались скромным предпоследним местом. Ребята,  конечно, расстроились, но ведь  главное – участие, а оно все-­таки  было достойным.

Начавшаяся весна наполнилась трудовыми традициями. Вот здесь­то нашей школе удалось стать  в городе лидером. Пионеры всегда что­нибудь собирали: золу, растения, металлолом, но особенно – макулатуру. Чтобы сбор бумаги не был скучным, кому­то в высоких пионерских кругах пришла мысль назвать это операцией «Миллион – Родине». Все эти сборы через призму рыночного времени опять-­таки выглядят наивным  и, может быть, ненужным делом, но именно через такие дела дети приучались к важному нравственному правилу – быть участниками пусть малых, но национально значимых дел,  приобщаться таким образом к общественно  полезному труду.

Пионеры шестой школы оказались очень хорошими сборщиками макулатуры и металлолома. Во-­первых, они еще не потеряли наивной романтичности и обладали трудолюбием. К тому же,  на совете дружины мы с ребятами решили, что заработанные деньги они потратят на свое усмотрение: купят игры, сходят в поход или поедут на экскурсию. Развернулось соревнование. Очень быстро школьный сарай был заполнен старой бумагой. Мне приходилось «выбивать» машину у уполномоченного Облвторсырья Н.И. Липатова для внеочередного вывоза собранной макулатуры. Каждый день экран соревнования пополнялся новой информацией. Ее обсуждали,  спорили,  кто больше собрал. Втягивались в этот процесс педагоги, родители.

Также активно школьный двор заполнялся кучами металлолома. Чего только не принесли!   Возле  каждой кучи стояли сторожевые посты, следящие за тем, чтобы ребята из других классов из их кучи металла ничего не утащили. Не обошлось и без курьезов. В один из дней в пионерскую комнату ввалились возбужденные рабочие из ОГЭ ОИЯИ. Перемешивая слова с матом, разъяренно констатировали, что школа воспитывает хулиганов. Как  выяснилось, ребята из 6 «Б» класса утащили на улице Инженерной все приготовленные к замене новые чугунные крышки водосточных колодцев. Пришлось извиняться и заставить ребят вернуть все крышки.

К 19 мая подвели итоги в школе и в городе. Наша дружина заняла 1 место в городском смотре по сбору макулатуры и призовое – по сбору металлолома. Радость была великая, ведь мы впервые заявили о себе как реальная сила. Позднее  школа не один раз подтвердит звание лучшей не только в городе, но и области, за что будет отмечена наградами Обкома ВЛКСМ.

Когда пришли каникулы,  на заработанные деньги 4 «А» класс, ставший победителем, поехал на экскурсию в Петрищево и  на Бородинское поле. Сводный отряд шестиклассников совершил многодневный поход по местам боевой славы. К походу готовились основательно. Ребята изучали маршрут, который был выбран не случайно. Решили пройти по местам боев 1­й ударной армии. Сами ребята собирали необходимый для похода инвентарь, закупили продукты. Группа подобралась не очень большая, но надежная,  и в походе быстро сплотилась. Доехали до Дмитрова, посетили музей, а потом пешком прошли до Солнечногорска и также пешком обратно.

Впечатлений и у меня,  и, самое главное, у ребят была масса. А еще помню, что после возвращения первое, что сделал – пошел в ванную комнату, лег в воду и не заметил,  как уснул. Отец меня еле растолкал и уложил спать. Проспал почти сутки. Вот как утомился.

Вот такой он был мой первый год в трудовой жизни – первый год пионерской жизни в школе №6, увлекший пионерской романтикой так, что определился мой выбор поступать  учиться в Костромской педагогический институт на историко­пионерский факультет. Был очень рад, когда в августе успешно сдал экзамены и стал студентом. Но,  придя в школу, оглядев коридоры, невольно взгрустнул от того, что не будет ее хватать. И потом, учась в институте, постоянно заходил, интересовался всем, что делалось в школе, но уже без меня.

С Э.Э. Лийваком мы остались на долгие годы добрыми друзьями, коллегами. В нем всегда подкупала системность и основательность, раздражавшая некоторых скрупулезность и въедливость. Он был добрым и отзывчивым человеком, всегда болевшим за дело образования. И  не без его участия я вернулся  после окончания  института  в Дубну.

Когда в силу определенных причин  Н. В. Негановой  пришлось покинуть свой пост заведующей гороно,  Эльмар Эдуардович стал достойной заменой. Он не только сумел сохранить в городском образовании лучшее, что оставила в наследство Нонна  Васильевна, но и  многое нарастить. И касается это не только школьного образования, но и организации внешкольной работы с детьми. Особо стоит отметить, что  благодаря его настойчивости  в реформенные 90­е годы удалось не растерять лучшее. Э. Э. Лийвак проработал на посту начальника гороно, а потом и горуно  до 1999 года. В 2003 году его не стало.

Н.Н. Прислонов, доцент кафедры «Государственное
и муниципальное управление» университета «Дубна»

 
 
< Июня 2014 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.