СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Всемирная паутина: польза и вред Печать
17.10.2013 09:39

30 сентября Россия отпраздновала День Интернета. 15 лет назад, в последний день сентября, впервые подсчитали всех российских пользователей Глобальной сети. Тогда их был миллион, сейчас Интернетом пользуются порядка 50 миллионов человек, или 43% совершеннолетних жителей страны. По числу интернет-­пользователей Россия занимает первое место в Европе. Есть данные, что Всемирная паутина соединяет между собой две трети населения Земли. Интернет удовлетворяет самые разные запросы и позволяет получить ответ практически на любой вопрос. Однозначна его польза для взрослых. А что касается детей, всё не так просто, говорят психологи. Сегодня на эту тему мы беседуем с педагогом-­психологом гимназии №3 Натальей Гребенюк (на фото).

Так чего в Интернете больше – пользы или вреда?

Н. Г.: Однозначного ответа на этот вопрос дать невозможно. Прежде всего, нельзя забывать, что во Всемирной сети практически нет цензуры. И все дети, и маленькие, и большие, могут легко зайти на любой запретный сайт и получить информацию, которая может негативно отразиться на их здоровье – физическом и психическом.

Буквально несколько лет назад статистика показывала, и все были согласны с этим, что Интернет позволяет нашим детям лучше читать, быть более грамотными, познавать мир, отвечать на многие вопросы, ускоряет интеллектуальное развитие. Теперь же, парадоксально, но это факт, исследователи отмечают существенное снижение грамотности у детей, которые много времени проводят в сети Интернет.

То есть получается, что Интернет – система, негативно воздействующая на детей?

Н.Г.: Я бы так не сказала. Подростки часто сталкиваются с проблемой, характерной для их возраста – с одиночеством. Они не могут найти себе друга, остаются непонятыми окружающими – собственными одноклассниками, учителями, родителями. Часто они становятся изгоями, «белыми воронами». И именно Интернет позволяет им познакомиться с другими людьми, найти с ними общие интересы, сойтись во взглядах, подружиться. Это позитивная сторона медали.

С другой стороны, на сайтах Всемирной паутины наши дети могут получить самую разную информацию. Например, какие на вкус наркотики, что происходит с организмом, когда люди употребляют алкоголь, и как это «чудесно».

В Интернете можно найти подробные сведения о том, как изготовить взрывчатку. На форумах и в чатах часто обсуждают суицид, побег из дома. Для детей существует большой риск познакомиться через Интернет с опасными людьми, попасть под их влияние, вступить в какие-­либо политические радикальные группы, к примеру, экстремистской направленности.

Разумеется. Но немногие, наверное, попадают на такие специфические сайты. Есть ли подобная статистика, кто-­нибудь когда­-нибудь подсчитывал это?

Н. Г.: Да, у меня есть цифры. 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет заходят на сайты, которые можно назвать опасными. 17 процентов регулярно попадают на порнографические сайты, а 5,5 процентов готовы претворить в жизнь всё то, что они там увидели. Вот что, собственно, является очень опасным для них.

Кроме того, обычно самое главное для постоянных посетителей сети Интернет – виртуальные игры, причём самого разного характера – не только интересные и познавательные квесты, но и стрелялки-­убивалки. Некоторые из них развивают агрессию. А самое плохое в том, что дети, участвуя в них, перестают понимать, что такое жестокость, и ведут себя также в реальности.

Есть данные, что, выполняя домашние задания в ожидании очередного сеанса игры, дети совершают множество ошибок, качество учёбы снижается, поскольку они в этот момент лишены свободы, они ограничены во времени, уже вовлечены в игру и часто забывают доделать, закончить задание, как следует разобраться в теме. Кроме того, в таких условиях они не могут по-­настоящему отдохнуть. Полдня в школе, полдня за компьютером, немного времени на уроки. В общем, отдыхать некогда.

Проблем перечислено много. Какая, по мнению психологов, всё же самая острая?

Н.Г.: Некоторые мамы очень радуются, когда их дети, даже самые маленькие, трёхлетние, пользуются компьютером. Или другая ситуация – родители конфликтуют, и им удобно, что ребёнок в это время занят компьютером и не мешает взрослым выяснять отношения.

Так почему дети часто уходят в эту виртуальную реальность? Почему родители там задерживаются? Потому что нарушены отношения между родителями и детьми. Нет взаимодействия. И дети нам, психологам, признаются, что когда родители ссорятся, лучше спрятаться, например, в компьютерной игре, отвлечься таким образом от домашних проблем. Или когда родителей дети попросту не видят, поскольку они много работают, и ребёнку не с кем общаться, а через Интернет можно поговорить с друзьями на том же форуме.

Что делать родителям? Что рекомендуют психологи?

Н. Г.: Прежде всего очень хотелось бы, чтобы родители научились слышать и слушать собственных детей. Мы понимаем, что лекций и нотаций им хватает. Стоит научиться правильно разговаривать, чтобы взаимодействие между ними было позитивным и конструктивным, а не конфликтным.

Кроме того, предупреждать гораздо легче, чем лечить. Поэтому необходимо знать о вреде злоупотребления Интернетом и не закрывать на это глаза.

Вы знаете, что все школы нашего города подключены к сети, дети на уроках пользуются Интернетом. Но на школьных компьютерах установлены специальные программы и фильтры, которые не позволяют ребятам заходить на запретные, опасные сайты, которые могут принести вред их физическому и психическому здоровью. Если родители возьмут их на вооружение, есть надежда, что дети будут использовать Интернет как источник информации для собственного развития.

Ольга Панина

 
 
< Октября 2013 >
П В С Ч П С В
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.