Музыкальная философия радости Печать
18.04.2012 11:01

Зрители, пришедшие на концерт 8 апреля в большой зал ДК «Мир», имели возможность погрузиться в мир музыки великого австрийского композитора Йозефа Гайдна. Пятый заключительный концерт абонемента «Золотой фонд мировой музыкальной культуры» Дубненского симфонического оркестра назывался «Музыкальная Вселенная Йозефа Гайдна» и был посвящен 280-летию со дня рождения композитора.

В первом отделении концерта в исполнении оркестра под управлением Уинстона Фогеля прозвучал Дивертисмент соль мажор и Концерт №1 для виолончели с оркестром. Солировал заслуженный артист России, лауреат международного конкурса им. П.И. Чайковского, солист Московской государственной филармонии Александр Загоринский.

(Александр Загоринский дважды выступал в Дубне с сольными концертными программами, включавшими произведения Бетховена, Шостаковича, а не так давно в Доме Ученых ОИЯИ он играл в дуэте с выдающимся норвежским пианистом Эйнаром Стин-Ноклебергом).

Виолончель в руках Александра Загоринского пела мягким, теплым, бархатным тембром, а в верхнем регистре звучала нежно и утонченно, как скрипка. Легкий красивый звук парил над оркестром и свободно летел в зрительный зал, не ведая никаких акустических преград. Слушатели (отрадно, что в их числе по традиции были и городские руководители) вновь могли насладиться и восхититься игрой настоящего мастера.

Постоянная ведущая концертов Дубненского симфонического оркестра Виктория Щербакова в перерывах между исполнением музыкальных произведений рассказывала о творчестве Йозефа Гайдна, в том числе о том, что в 1761-90 годах он служил у венгерских князей Эстерхази придворным капельмейстером. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази было написано большинство симфоний. Гайдн создал около 1000 разнообразных произведений, центральное же место в его творчестве принадлежит симфониям и струнным квартетам. Но если в области симфонии Гайдн развивает и совершенствует намеченное его предшественниками и вместе с К.В. Глюком и В.А. Моцартом своим творчеством утверждает характерные особенности венской классической школы, то в области квартета его можно считать первооткрывателем. Квартет №40 соль мажор в исполнении Семена Елизарова (1-я скрипка), Таира Хисамбиева (2-я скрипка), Михаила Ковалькова (альт) и Антона Павловского (виолончель) как раз и стал тому наглядным примером. Ансамбль солистов звучал легко, виртуозно и стильно. То же самое можно сказать и об игре остальных оркестрантов в этот вечер.

Исполнение симфонии №92 стало еще одним ярким событием вечера. Впервые она была исполнена на церемонии вручения премий Оксфордского университета, и с тех пор стала называться «Оксфордской».

Само слово «симфония» с древнегреческого переводится как «согласие», «созвучие». Долгое время симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков. Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в 18 веке.

Также ведущая поведала публике, что Гайдн вел жизнь, наполненную трудом, но как истинный сын своего века он никогда не знал уныния и не сетовал на судьбу. Во всем человек эпохи Просвещения находил светлые стороны: он был убежден, что чтение, музыка, общение с детьми и друзьями вполне могут создать иллюзию счастья, в которой так нуждается каждый. Музыка Гайдна идеально передает эту «философию радости» и чаще всего опирается на музыку светского досуга, связанную с самыми счастливыми минутами бытия.

Стоит сказать и об оркестре Гайдна. В 18 веке не было упорядоченных сведений о составе оркестра, группах инструментов. Тембру не придавалось особого значения. Гайдн первый разделил музыкальные инструменты оркестра на четыре группы: струнно-смычковую, деревянную духовую, медную духовую и ударную. Написанные с помощью весьма ограниченных средств симфонии Гайдна, по выражению Римского-Корсакова, оркестрованы так хорошо, как никакая иная музыка Западной Европы. Конечно, современные симфонические оркестры значительно отличаются по составу от оркестра Гайдна, но заслуга его не померкла в веках.

Весь вечер за дирижерским пультом был маэстро Уинстон Фогель-выпускник Джульярдской школы. В разные годы он возглавлял оркестры Германии, Голландии, Филармонический оркестр в штате Вирджиния и симфонический оркестр в штате Нью-Джерси. Он основатель и президент Музыкального общества США. В настоящее время руководит оркестром города Хайфа и является дирижером Израильской Национальной Оперы.

В заключение концерта заместитель главы администрации города Н.Ю. Мадфес поблагодарил музыкантов и дирижера за прекрасное выступление, вручив Уинстону Фогелю благодарственное письмо от В.Э. Проха и художественное фото Дубны. Публика же благодарила артистов щедрыми аплодисментами.

Маргарита Арабей