СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Тарифы ЖКХ: оправдано ли повышение? Печать
21.07.2016 12:14

Очередное повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и его последствия мы решили обсудить с председателем Общественного совета Государственной жилищной инспекции Московской области, членом Общественной палаты региона Станиславом Бычинским.

- Станислав Олегович, мы беседуем с Вами после очередного июльского повышения тарифов на ЖКХ. Скажите, с чем вообще связана необходимость ежегодно поднимать тарифы, насколько это, на Ваш взгляд, действительно необходимо и оправдано?

- С моей точки зрения, необходимо и оправдано добиваться снижения уже существующих тарифов, поскольку они уже сегодня являются непосильным бременем для огромной части населения. А мы вынуждены говорить об очередном повышении, к сожалению.

- Но ведь каким-то образом такая ситуация объясняется, существует официальная позиция Правительства РФ по этому вопросу?

- Конечно, существует. Более того, эта позиция была актуализирована вице-премьером Козаком применительно к нынешнему июльскому повышению. Если коротко, эта позиция заключается в том, что индексация тарифов по-прежнему необходима и будет осуществляться и в этом, и в последующие годы, с той лишь разницей, что теперь она должна будет укладываться в рамки инфляции. А необходима она потому, что отрасль требует огромных инвестиций в модернизацию, и денег постоянно не хватает. Но по мере осуществления этой модернизации необходимость в постоянном повышении тарифов будет снижаться и, наконец, совсем отпадёт.

- Звучит как фантастика!

- А это и есть фантастика. Объём рынка в сфере ЖКХ оценивается минимум в 2,5 трлн рублей ежегодно. Называются и более высокие цифры - 4- 4,5 трлн. Очень сомневаюсь, что цифры реальных прямых инвестиций в отрасль сопоставимы. Иначе мы бы просто не имели такой картинки по ветхому и аварийному жилью, по состоянию инфраструктуры. Да и программы капитального ремонта, финансируемого за счёт собственников, не потребовалось бы.

- Почему же так происходит? Это связано с коррупцией, с откровенным воровством?

- Прежде всего это связано со сложившейся системой. Крайне запутанной и непрозрачной, неконкурентной, а следовательно, неэффективной. И уж точно не направленной на защиту интересов собственника. В основе этой системы лежит простое правило, принцип - деньги всегда можно взять у собственника. Ещё и ещё. Снова и снова. А Правительство в очередной раз проштампует решение об индексации, или очередных взносах. Как можно говорить о каком-либо качественном развитии в такой ситуации? Вот поэтому мы получаем то, что получаем: неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры, низкий уровень качества коммунальных услуг, постоянно растущие тарифы.

- Но ведь рано или поздно люди окажутся просто не в состоянии оплачивать коммунальные услуги, и что тогда?

- Они уже не в состоянии, по большому счёту. Задолженность в сфере ЖКХ исчисляется миллиардами и будет расти как снежный ком, поскольку эффективных способов борьбы с ней нет и найти их крайне сложно. К чему это приводит? Вспомните прошлое лето, когда из-за задолженности перед газовиками в ряде муниципалитетов Подмосковья отключили котельные и люди остались без горячей воды. Причём даже те, кто исправно платил. Тогда проблему удалось решить благодаря оперативному вмешательству губернатора и работе регионального Министерства ЖКХ. Но кто гарантирует что ситуация не повторится куда в более серьезном масштабе? Просроченная задолженность в отрасли - это тлеющий бикфордов шнур, способный привести к мощному социальному взрыву. Это очень серьёзная проблема, но решить её в рамках существующей модели управления ЖКХ невозможно.

- Но Вы же сами говорите, что региональное министерство продемонстрировало чёткую работу, в той же ситуации с остановкой котельных?

- Совершенно верно. Но беда-то в том, что проблема не сводится к эффективности отдельных чиновников или министерств, поймите! Проблема в самой системе. А система - это прежде всего законодательство, это работа местных администраций, это монопольное положение на рынке ресурсоснабжающих компаний. Вы же наверняка замечали, что и в периоды между плановыми индексациями тарифов цифры в наших платежках продолжают расти. И объяснить это иногда просто невозможно, ни погодными факторами, ни какими-то другими разумными аргументами.

- С чем это связано?

- С применением разного рода схем и методик, не соответствующих действующему законодательству, в том числе ресурсоснабжающими организациями. С попытками монопольного поглощения рынка. С практикой некоторых управляющих компаний раздувать сметы, подгонять цифры, выставлять счета за не оказанные услуги, за некачественно выполненные работы. Все это, безусловно, ложится дополнительным бременем на плечи собственника и помимо растущих тарифов.

- Если Вы говорите, что в рамках существующей модели эти проблемы не решить, то каким образом изменить эту модель? Что, на Ваш взгляд необходимо предпринять?

- Чтобы изменить модель, нужно пересмотреть главный принцип её работы, о котором я уже говорил - собственник за все заплатит. Не должен собственник платить за модернизацию ЖКХ, понимаете? Не должны все эти вещи закладываться в тарифы. Это уж очень похоже на двойное налогообложение. Не зря, когда в Конституционном суде РФ рассматривался иск о правомерности взносов за капремонт, суду было предложено дать правовую оценку природе этих взносов, не являются ли они скрытым налогом. Суд с такой однозначной оценкой пока не согласился, но, что называется, вопросы остались.

- Хорошо. А что ещё?

- Ещё необходимо любыми способами заставить субъекты хозяйственной деятельности в этой сфере исполнять действующее законодательство. Особенно это касается ресурсоснабжающих организаций. Мало того, что по сути своей, они являются фактическими монополистами, некоторые из них, простите за такое выражение, используют разного рода «кривые» методики расчёта потреблённых ресурсов, и управу на них найти невозможно.

- Но есть же надзорные органы, та же Госжилинспекция …

- Возможные действия ГЖИ строго ограничены их полномочиями, установленными рамками закона. И их не всегда хватает, в той же ситуации с ресурсниками. Поэтому нужно думать о том, чтобы расширять полномочия законодательно. Но ресурсниками все не ограничивается. Сколько у нас разного рода мошеннических действий, незаконных поборов со стороны тех же управляющих компаний! Надзорные органы реагируют, штрафуют, добиваются возбуждения уголовных дел. А чем все заканчивается очень часто? Пшиком. Суд устанавливает, что человек украл у жителей, скажем, 30 миллионов. И он получает условный срок и штраф в миллион рублей. Разве это поможет в борьбе с криминализацией этой сферы? Очевидно, нет.

- В сложившейся ситуации реально как то экономить на оплате услуг ЖКХ, действуя в рамках закона? Что бы Вы посоветовали жителям?

- В первую очередь, я бы посоветовал прежде чем оплачивать очередную пришедшую платежку, не полениться и очень внимательно разобраться с теми цифрами и суммами, которые в ней фигурируют. Если есть сомнения в правильности начислений, если суммы вдруг значительно отличаются от сумм, указанных в квитанциях за прошлые месяцы, необходимо идти в расчётный центр или управляющую компанию и разбираться. Ничего вразумительно объяснить не могут - письменно требуйте произвести перерасчёт. Безусловно, это требует времени и нервов, но ведь именно на то, что вы не захотите их тратить, а плюнете и оплатите, все и рассчитано. Подумайте об этом.

Материал подготовила
Ольга Титова

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.