СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Амбициозные планы развития ОИЯИ Печать
14.04.2016 10:01

Масштабные торжества по случаю 60-летия Объединенного института ядерных исследований продолжились 4-5 апреля, когда в Дубну на весеннюю сессию съехались полномочные представители стран-участниц ОИЯИ. Помимо плотного графика заседаний, их ожидал и запуск «голубей мира», и великолепный концерт артистов Большого театра, и красочный фейерверк в ночном небе.

Напомним, работа сессии КПП ознаменовалась избранием руководителя Института на новый срок. Говоря о планах на ближайшие годы, директор ОИЯИ Виктор Матвеев отметил, что год избрания директора на новый срок и юбилейный год Института – это счастливое совпадение.

– Действительно, – сказал Виктор Анатольевич, – сегодня мы думаем, как нам успешно завершить седьмую семилетку, которая была утверждена Комитетом полномочных представителей, в то же время думаем о долгосрочных стратегических планах развития Института.

Знаете, общий настрой, который нам задают в том числе и решения КПП, это, конечно, продолжение поступательного движения по развитию. Мы реализуем очень амбициозные программы развития Института, развиваем проекты, которые востребованы международным сообществом. Без этой востребованности, без того, чтобы наши проекты, наши программы стали частью международных программ, трудно сохранить востребованность  Института талантливыми молодыми людьми и выполнить ту задачу, которая перед нами поставлена страной, представившей блестящие возможности для своего развития. Я говорю о России.

Мы должны и дальше содействовать интеграции российской науки, стран-участниц в международную науку. И у нас планы очень амбициозные: завершить в следующую семилетку сооружение сверхпроводящего коллайдера тяжелых ионов. Это, конечно, уникальный по сложности и по назначению комплекс для науки – понять свойства материи, которая возникла исторически, как убеждены физики, в первые моменты после Большого взрыва, давшей начало нашей вселенной – кварк-глюонной материи.

Казалось бы, абстрактное понятие, тем не менее мы знаем, что, исторически возникнув, она потом совершила базовый переход в тот вид материи, который создал всех нас, Землю, космические тела. Видеть закономерности, управляющие поведением перегретой сверхплотной барионной материи – вообще очень важное знание, которое вливается в общее представление о законах, которыми управляется вселенная, начиная с первого момента ее появления на свет до сегодняшнего дня, – поделился академик В.А. Матвеев.

Акцентировал внимание руководитель Института и на исследовании свойств нейтрино. Проекты в этой области также входят в разряд самых востребованных задач современной мировой науки, в частности, создание крупномасштабных детекторов нейтрино, которые используют даже сам земной шар в качестве его элементов. Речь в данном случае о создании глубоководного детектора нейтрино на озере Байкал, чтобы иметь возможность изучать информацию, которую несет естественный поток нейтрино, приходящий к нам из глубокого космоса.

Говорил директор ОИЯИ и об открытии новых сверхтяжелых элементов в Лаборатории ядерных реакций, и о доминирующей теоретической мысли во всех направлениях исследований, которая аккумулируется в Лаборатории теоретической физики.

– В то же время перед нами открывается совершенно необъятный мир загадок, который будет двигать наукой в ближайшие десятилетия. Конечно, любая лаборатория, крупный институт, думая о перспективах своего развития, должен направлять движение в раскрытие законов природы, которые станут существенным вкладом в сокровищницу фундаментальных знаний. И наши амбициозные проекты в первую очередь направлены на получение таких результатов, которые были бы серьезным вкладом в мировую науку, – заключил Виктор Анатольевич.

«Все сделаем, чтобы НИКА развивалась более динамично»

На вопрос заместителю министра образования и науки РФ Людмиле Огородовой, почему наше государство обратило пристальное внимание именно на мега-сайенс проект НИКА, она ответила:

– Дело в том, что у нас не один проект, который сегодня поддерживается российским правительством и планируется поддерживаться дальше. Есть еще проект ПИК Национального исследовательского центра «Курчатовский институт». Проект НИКА уже начал свою работу из бюджета ОИЯИ, поскольку технологии в мире развиваются очень быстро, и для того чтобы быть конкурентоспособными и выйти на прорыв, нужно ускориться. Поэтому необходимо сложение ресурсов, причем, обращаю ваше внимание, как интеллектуальных, так и финансовых.

Мы говорим об интеллектуальных ресурсах, это в первую очередь, конечно же, международное сотрудничество и привлекательность ОИЯИ для ведущих ученых в области физики в мире, но для того, чтобы привлекательность стала еще выше, необходимо создание лабораторий и установок, которые в области теории и эксперимента занимают уникальное место.

ОИЯИ со своим международным коллективом и физики, которые представляют разные страны в этом Институте, предлагают сегодня проект, который прошел многоуровневую экспертизу, в том числе и международного агентства, которое определяет приоритетность, уникальность и необходимость проекта класса мега-сайенс на мировой карте сегодня. Это международное агентство поставило НИКУ в число приоритетных проектов, которые необходимо развивать, чтобы ускорить наше развитие, понимание, появление технологий, тех знаний на грани реальности и нереальности.

Почему правительство поддерживает ту ответственность, которую берут на себя ученые ОИЯИ? Потому что мы просто видим по характеристикам работы международной организации. Она мировой лидер по открытию новых сверхтяжелых частиц в таблице Менделеева, открытия совершаются регулярно, постоянно. Не случайно у нас и дубний там уже есть, и флеровий, надеемся, что будет московий. Такой репутации в мире еще не удостоилась ни одна организация.

Кроме того, мы каждый год мониторируем, как эффективно используются государственные деньги. Сравниваем публикации ЦЕРНа и ОИЯИ. Качество научной работы здесь и эффективность государственной поддержки сопоставимы.

Но, конечно, самое главное: правительство должно обеспечивать условия работы ученым, и оно отвечает за то, чтобы Россия была частью глобальной науки. Это  сегодня приоритет  российского правительства. Уникальный проект, создающий возможности уникальной технологии, и который уже сегодня признан частью инфраструктуры. Он абсолютно ассоциируется с проектом ФАИР (Дармштадт), в котором Россия тоже является активным участником. Поэтому все сделаем, чтобы НИКА развивалась более динамично, – пообещала Людмила Михайловна Огородова.

Перспективы исследования на НИКЕ после 2030 года…

Вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников на весенней сессии КПП говорил о перспективах исследования на комплексе НИКА до 2030 года. Насколько это реально, если в начало его строительства заложен только первый камень? – поинтересовались журналисты.

– Я всегда ссылаюсь на Виктора Анатольевича Матвеева, который ссылается на Николая Николаевича Боголюбова, он говорил: «Не ограничивайте милость Божью». Мы не знаем, кто и что будет на этой земле после 2030 года. Надеюсь, что все мы в это время будем работать на НИКЕ.

Но если отвечать абсолютно серьезно, то ни одно государство мира сейчас в одиночку не может себе позволить реализовать проекты масштаба НИКИ или ФАИР. Каждый проект – это огромные интеллектуальные и финансовые ресурсы, и политические. Затевая такое, конечно, горизонт действия мега-проекта должен быть не три и не пять лет, а как минимум 20-30. Поэтому программа на 20 ближайших лет работы комплекса НИКА определена уже нашим Ученым советом, КПП и международной экспертизой.

Чтобы заинтересовывать проектом НИКА молодежь, сегодняшних школьников и студентов, мы обсуждаем научную программу работы на комплексе после 2030 года. Есть несколько замечательных предложений от вполне реальных до, я бы сказал, на грани фантастики.

Всерьез обсуждаем на совете по тяжелым ионам РАН предложения о попутных пучках ядер урана, чтобы исследовать границу стабильности вакуума, границу стабильности существования самых больших, самых тяжелых ядер. Несомненно, перспективная программа – спектрометрия ядра, редких радиоактивных ядер, тоже одна из перспективных задач на НИКЕ.

Возможное продолжение проекта – создание на ее базе сверхпроводящих ускорителей мощного протонного пучка мегаваттной мощности, который, попадая в мишень, являлся бы источником интенсивных потоков нейтрино, и дальше использовать байкальский телескоп: вообще-то нейтринный пучок может быть томографом земной коры, земных недр… То есть проект НИКА имеет заведомо много прикладных выходов, – обозначил перспективы вице-директор ОИЯИ.

Плотная конкурентная среда

На пресс-конференции шла речь и о возможности приглашения специалистов иностранных государств  для работы в ОИЯИ. Как отметил председатель Комитета полномочных представителей стран-участниц ОИЯИ Лачезар Костов, это реальность, к примеру, в ЛНФ, помимо сотрудников из стран-участниц,  работают представители иностранных государств, в том числе Индии и Китая.

Кстати, по официальной статистике, из 1200 научных сотрудников Института более 400 – сотрудники из стран-участниц, которые приезжают сюда на разные периоды. Ежегодно через Институт проходят практику порядка 400-500 молодых людей из разных университетов и вузов всего мира.

– Из Болгарии в настоящее время в ОИЯИ работают около 30 человек, среди них около 10 – это молодые люди, которые выполняли дипломную работу. Кроме них, каждый год бывает по 60-80 краткосрочных командировок, примерно 10 человек посещают Институт на три месяца, – уточнил председатель КПП стран-участниц ОИЯИ, председатель Агентства ядерного регулирования республики Болгария, полномочный представитель правительства Болгарии в ОИЯИ Лачезар Костов.

– Инициатива, которая последнее время обсуждается с Минобразования и науки РФ, с коллегами учеными за рубежом, – добавил Григорий Трубников, – создание в Дубне центра для мозгового штурма самых перспективных, ярких теоретических задач. И как первое предложение – создание теоретического центра вокруг будущих задач проекта НИКА. Эта физика сейчас очень яркая, востребованная, минимум 4 огромных установки в ЦЕРНе, Америке, Германии и у нас направлены именно на нее. Кстати, идея была горячо поддержана нобелевским лауреатом Дэвидом Гроссом, недавно побывавшим в Дубне, он организовал такой центр у себя в Санта-Барбаре.

– Конечно, нельзя не рассказать об УНЦ ОИЯИ,  которому в последние годы оказывается большая поддержка. Считаем, что Учебно-научный центр должен быть масштаба  примерно  отдельной лаборатории. Есть у нас и постоянно действующие летние школы, причем последнее время мы их проводим на базе конкурсного отбора. И конкурс сейчас оказался очень непростым: на одно место претендуют многие молодые люди из разных мест земного шара. Созданы лаборатории, где они не только теоретически, но и кончиками пальцев могут почувствовать, как работают ускорители, научиться понимать вопросы радиационной безопасности, – дополнил академик Матвеев.

Многое, о чем говорили академики Лачезар Костов и Виктор Матвеев о привлечении молодых людей в ОИЯИ, уникально для России, считает замминистра образования и науки РФ Людмила Огородова.

– Мы увидели здесь плотную конкурентную среду: довольно серьезно стало нашим российским аспирантам конкурировать с аспирантами из Индии, Швейцарии, Италии. А это самое главное: если механизм создает конкурентную среду, значит, развитие будет. Поэтому, нам кажется, еще много открытий сделает ОИЯИ  благодаря тому, что организация международная, – заключила Л.М. Огородова.

Вектор на увеличение стран-участниц

– Возможно ли в ближайшее время увеличение количества стран-участниц в ОИЯИ? – уточнили журналисты.

– Не только возможно, Институт, руководствуясь рекомендациями международного ученого совета и членов КПП, ведет систематическую работу с возможными странами-кандидатами в участницы. Организуются научные форумы с привлечением ведущих ученых из таких стран, как Бразилия, Индия, Китай, используются возможности координации исследований, которые проводятся в этих странах и в ОИЯИ.

Надо сказать, что заинтересованность очень большая, в частности, в отношении Китая. Есть большие успехи продвижения в этом направлении, – отметил директор ОИЯИ.

Напомним, в декабре был подписан в присутствии глав-правительств России и Китая протокол о сотрудничестве и перспективах участия Китая в проекте НИКА. В этом году планируется продвинуться еще на один шаг и подписать с Китаем протокол о конкретизации формата участия в проекте.

– Мы предполагаем, что КНР будет участвовать в двух форматах: интеллектуальные ресурсы и участие в виде разработок, создания, поставок оборудования. И, надеюсь, не за горами то время, когда Китай официально присоединится к странам-участницам ОИЯИ, – поделился вице-директор Института Григорий Трубников.

– Определяя сотрудничество со странами БРИКС, – сказала в заключение Людмила Огородова, – Правительство РФ исходит из стратегии, объявленной президентом страны, то есть оно должно быть стратегически взаимовыгодным, поэтому в первую очередь интересуют проекты, с помощью которых государство очень быстро выйдет на взаимные рынки.

Что выгодно нам, например, в области медицины? Циклотрон для лечения онкологических заболеваний необходим и России, и Китаю. КНР может делать железо, но инженерными работами на стыке науки он сегодня не владеет. И поэтому, не передавая интеллектуальную собственность, просим изготовить приборы. Первая опытная партия будет изготовлена китайской стороной, – прокомментировала Л.М. Огородова.

Консолидация научного сообщества

В беседе с нашим журналистом профессор Лачезар Костов продолжил тему  международного сотрудничества и консолидации научного сообщества.

– В своём выступлении директор ОИЯИ Виктор Анатольевич Матвеев  уделил особое внимание международному сотрудничеству. В сегодняшних непростых политико-экономических условиях дирекция ОИЯИ принимает ряд важных решений, которые способствуют консолидации научного сообщества. Способна ли наука сплотить не только ученых, но и политиков, и в чем, по Вашему мнению, роль международного коллектива ОИЯИ в вопросе преодоления разногласий на политическом уровне?

– Я убежден, что любой, кто хотя бы на один день посетит наш Объединённый институт ядерных исследований, непременно почувствует ту особую творческую и дружескую атмосферу, которая царит в Институте. И сразу становится понятно, что фраза «Наука сближает народы» – это не только лозунг, не только девиз Института, но и неотъемлемая часть очарования Института, некая магнетическая составляющая и смысл существования ОИЯИ. Я думаю, что сегодня, когда мы видим, как мир раздирают всякого рода противоречия, на мой взгляд, нет более важной задачи, чем способствовать сплоченности и взаимопониманию между народами. И было бы очень хорошо, если бы было  побольше таких мест, как Дубна.

Татьяна Крюкова, Ольга КУЗНЕЦОВА

Фото Юрия ТАРАКАНОВА

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.