Баннер
СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Большие победы юного чемпиона Печать
26.09.2019 00:00

Мы следим за спортивными победами нашего земляка – юного шахматиста Саввы Ветохина . Еще в четыре года Савва стал чемпионом Дубны, обогнав девятилетних спортсменов, а спустя шесть лет выиграл чемпионат мира среди ровесников. В конце августа в Вэйфане (Китай) состоялся чемпионат мира по шахматам среди кадетов. Среди мальчиков в возрастной категории не старше 10 лет золотую медаль завоевал Савва Ветохин - ученик Курчатовской школы и воспитанник детско-юношеской спортивной школы имени М.М. Ботвинника. Юный чемпион и его тренер - гроссмейстер и лучший шахматист Южной Кореи Алексей Ким - рассказали о спортивных успехах, своих увлечениях и мечтах.

 

- Когда вы начали заниматься шахматами? Как пришли в этот вид спорта?

А. Ким: - Я начал где-то с четырех лет. У меня дедушка играл в шахматы, именно он и познакомил меня с древней игрой. К слову, в моей семье по мужской линии все играют в шахматы.

- Вопрос Савве. Расскажи, когда ты начал играть в шахматы, кто тебя с ними познакомил?

С. Ветохин: - Я тоже начал играть с четырех лет. Познакомили и начали учить меня папа и брат с сестрой. Когда я еще был маленький, мне два года было, я видел, что они во что-то там играют. Меня это очень заинтересовало, и я решил тоже научиться. В четыре года я научился, а в пять лет выполнил второй взрослый разряд. И дальше уже начал заниматься профессионально.

- Какие у тебя были ощущения от первых побед?

С. Ветохин: - Я был очень рад. Я и проигрывал, конечно, и это меня расстраивало - все-таки не люблю проигрывать. Но первая моя победа - когда я выполнил второй взрослый разряд. Тогда подумал: я молодец, надо и дальше продолжать. И был очень рад этому.

- Какие качества развивают шахматы? Что они дают детям?

А. Ким: - В первую очередь шахматы дают возможность мыслить, развивать и тренировать ум. А во-вторых, это все-таки логическое мышление. Кроме того, шахматы как вид спорта помогают добиваться успехов, ставить определенные цели, которых надо добиться, развивают характер. А как образ мышления - позволяют структурировать и рассчитывать наперед, что помогает и в бизнесе, и в других экономических сферах.

- Савва, а чем тебе нравятся шахматы?

С. Ветохин: - Мне нравится, когда я на тактике переигрываю противника, и это очень красиво. Вообще шахматы мне с детства казались очень красивыми.

А. Ким: - Я могу добавить. Красиво - Савва имеет в виду, что это искусство. Знаете, как художник пишет картины, как поэт - стихи. Они получают удовольствие от самого процесса создания. И когда получается какой-то шедевр, это их очень воодушевляет. Сыгранную хорошую, красивую партию можно приравнять к созданию шедевра, то есть это такой же процесс творения.

- Вы и Савва пришли в шахматы в четыре года. Это лучший возраст, чтобы начать играть?

А. Ким: - На самом деле, тут не подберешь. Мы с Саввой начали в четыре года. А Карлсен (действующий чемпион мира по шахматам Магнус Карлсен. - Прим. mos.ru) начал серьезно заниматься в более позднем возрасте - в восемь. Кто-то начинает с трех лет, с шести - и тоже добивается успехов. Поэтому все-таки этот возраст индивидуальный. Например, некоторых детей мы не можем с трех-четырех лет взять элементарно потому, что они еще не готовы изучать фигуры и что-то другое. А кто-то в три года спокойно запомнит все фигуры и сам может рассказать, как они ходят.

- Как понять, что ребенок способный?

А. Ким: - В шахматах в принципе можно посмотреть, но это все же косвенные показатели: и память, и речь - все, что связано с умственным развитием ребенка. Однако на самом деле в итоге все, как и в любом спорте, зависит от работы человека, его мотивации, заряженности на сам процесс.

- Савва, шахматы тебе как-то помогают лучше понимать школьные предметы?

С. Ветохин: - Я математику стал лучше понимать. Сложные примеры решаю за пять секунд, и это очень отражается на шахматах.

А. Ким: - Так как в шахматах в большинстве случаев нужно просчитывать на много ходов вперед, то и в математике многие шахматисты просто просчитывают. Допустим, я в детстве писал начало уравнения и конец. Меня спрашивали: «Каким образом?» Я говорил: «Ну, это же легко, я просчитал - это туда, это сюда, и вот вам ответ». То же самое происходит и в шахматах. Мы от начальной позиции до конечной можем просчитать от пяти до десяти ходов, представив не просто один вариант, а ветки вариантов. Соответственно, это накладывается на остальные предметы. У многих шахматистов бывают такие проблемы, что заставляют расписывать - как мы это решили. А мы уже все в голове решили и выдаем ответ. То есть это достаточно привычное наше мышление.

- Как проходят тренировки в шахматных школах?

А. Ким: - Есть разные тренировки: есть групповая, когда сначала идет лекция, потом разыгрывание, есть просто лекционное время. Иногда необходимо переходить на индивидуальный подход, индивидуальные дебюты, решать индивидуальные проблемы. В большинстве случаев у нас индивидуальный вид спорта. Это непосредственная работа один на один.

- Расскажите про школу Ботвинника?

А. Ким: - Это одна из старейших школ в Москве, с большими традициями. Школа родилась в 1936 году в городском Доме пионеров и октябрят на Стопани. В 1962 году шахматисты переехали на Ленинские (ныне Воробьевы. - Прим. mos.ru) горы. В разные годы здесь учились очень сильные гроссмейстеры: экс-чемпионка мира Александра Костенюк, чемпионка Европы Алина Кашлинская, чемпион мира (в возрасте до 20 лет) Михаил Антипов. Одними из первых гроссмейстеров были Евгений Васюков, Александр Никитин. В школе работал выдающийся педагог Марк Дворецкий - один из сильнейших тренеров в мире. Здесь занимался Владимир Чучелов - тренер достаточно сильной элиты нынешних шахмат. У него, я думаю, занимались человек шесть из первой десятки. Отсюда выходили и другие очень сильные гроссмейстеры. А около пяти лет назад дочь шестого чемпиона мира Михаила Моисеевича Ботвинника подарила нашей школе имя своего великого отца. Для нас это знак продолжения традиций выдающейся шахматной школы.

- Отличаются ли как-то тренировки чемпионов от обычных?

А. Ким: - Вообще, конечно, отличаются, потому что исходя из того, на что вы претендуете, выстраивается определенный график. Допустим, у Саввы практически дня нет свободного - он занимается. Плюс график турниров на год - приходится планировать, чтобы понять, где подготовительный турнир, где он только тренируется. А чемпионатам, конечно, уделяется особое внимание. И не какой-то один тренер ведет - здесь все-таки нужна группа тренеров и определенный менеджер, который контролирует все, что около шахмат, - без команды не обойтись.

- Чем увлекаются шахматисты помимо игры? Чем интересуются?

А. Ким: - Я встречал разных шахматистов с разными предпочтениями и увлечениями: кому-то интересна музыка, творчество, литература. Многие из нас играют в спортивные игры, потому что шахматы - это все-таки сидячий образ жизни, и физическая нагрузка необходима. Практически во всех школах есть настольный теннис, и многие шахматисты хорошо в него играют.

С. Ветохин: Я тоже умею.

А. Ким: - Практически на всех чемпионатах стоит стол для настольного тенниса, поэтому и практика большая. Еще футбол, как обычно, большой теннис бывает. Сам я занимался и волейболом, и единоборствами разными, и в футбол играю. Единственное, наверное, зимние виды спорта не так хорошо идут.

- Савва, а чем ты увлекаешься помимо шахмат?

С. Ветохин: - Я люблю футбол, играю во дворе. Еще у нас есть настольный теннис недалеко, играю с папой. Он также заставляет и отжиматься, и подтягиваться.

- А какую музыку слушаешь?

С. Ветохин: - Я сам играю на фортепиано, уже два года, раньше играл на балалайке еще.

- Сейчас дети постоянно в смартфонах, гаджетах. Это как-то мешает игре в шахматы?

А. Ким: - Из плохого можно сделать хорошее. Есть очень много шахматных программ. Многие дети, которые приходят к нам, в этих гаджетах играют и в шахматы. Это помогает развиваться, они решают задачки. Например, получают эту информацию не только из книжек, как в классическом варианте с задачниками, а уже из гаджетов. А в принципе, у детей, которые увлечены каким-то видом спорта, не так и много времени остается на гаджеты.

- Технологии шагнули вперед очень далеко. Повлияла ли цифровизация жизни на шахматные тренировки?

А. Ким: - Да, конечно. Во-первых, сами шахматы изменились благодаря компьютерам. Есть программы, которые могут просчитывать на много ходов вперед. И сама тренировка, конечно же, изменилась. Если раньше можно было что-то придумать и долгое время об этом никто бы не знал, то сейчас, в век технологий, каждая партия известна. И любая твоя находка, если ты ее показал на каком-нибудь турнире, будет у всех на виду. Конечно, шахматы ускорились. Я еще застал дни доигрывания - это когда партия откладывалась, анализировалась, а потом доигрывалась. Сейчас уже такого нет. Ускоряться начинает все - и процессы обучения благодаря как раз гаджетам, определенным программам. Благодаря тому же скайпу можно заниматься дистанционно.

- Назовите топ шахматных держав мира?

А. Ким: - Сейчас, конечно, Китай везде, во всех видах спорта. Не исключение и шахматы. Индия исторически сильна, бывшие союзные республики - у них та же советская школа осталась. США сейчас начали развиваться, потому что туда переехало много сильных гроссмейстеров, в том числе наших, там тоже шахматный бум.

С. Ветохин: - Ну и мы - Россия.

А. Ким: - Мы в первую очередь, конечно же. У нас остается сильная школа, исторически мы - сильнейшая шахматная держава, это все-таки накладывает некий отпечаток. И опять-таки - сейчас все открыто. И методы, которые использовались во время обучения в Советском Союзе, теперь используются уже по всему миру.

- Савва, какие титулы ты еще завоевывал, кроме чемпиона мира?

С. Ветохин: - До чемпионата мира я выиграл первенство Европы (европейский турнир проходил в первой половине августа этого года. - Прим. mos.ru). Год назад я тоже был чемпионом мира, но среди школьников, и второй раз подтвердил это.

- Какие у тебя были ощущения, когда ты эти титулы завоевал?

С. Ветохин: - Я был очень рад выигрышам, знаю, что надо выигрывать дальше. И что не надо расслабляться.

- Как друзья относятся к твоим победам?

С. Ветохин: - В школе меня поддерживают, всегда желают удачи, когда я еду на всякие соревнования.

По материалам Mos.ru

Фото – Юлия ИВАНКО

 
 
< Сентября 2019 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 27 28 29
30            

Простая математика
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.
Встреча, Газета , Ооо