СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Ученые ОИЯИ – герои Великой Отечественной Печать
21.05.2020 00:00

В юбилейный год 75-летия Великой Победы сотрудники Музея ОИЯИ решили посвятить специальную лекцию ученым ОИЯИ, внесшим личный вклад в Победу на фронтах Второй мировой войны. В ней будет рассказано о десяти ветеранах ОИЯИ, которые хорошо известны старшим поколениям дубненцев. Будут более или менее подробно прослежены жизненные вехи каждого из них, начиная с 1939 - 1941 годов вплоть до победного 1945-го. Кто-то из героев встретил 22 июня молодым и перспективным специалистом, кто-то - студентом, а кто-то - выпускником средней школы. Война опалила их судьбы, но не убила в них ни человеческое достоинство, ни тягу к науке.

Лекция будет прочитана в Музее ОИЯИ, как только представится возможность. В настоящее же время желающие могут ознакомиться с ней на сайте Музея - «Ученые ОИЯИ в Великой Отечественной войне».

Сегодня мы начинаем знакомить читателей газеты с этими героическими историями.

 

Первая история - об основателе научной Дубны и директоре двух лабораторий Института Михаиле Григорьевиче Мещерякове.

Переломный день 22 июня застал его в Петербурге/Ленинграде - городе, где он уже успел состояться как выдающийся физик. Михаил Григорьевич Мещеряков - ветеран двух войн. В 1939 году младший лейтенант Мещеряков был призван на войну с Финляндией, известную в историографии как Зимняя война, а также как «война незнаменитая» (по выражению А. Т. Твардовского). Сам Мещеряков тоже почти ничего не писал и не рассказывал о своём участии в этой войне. Известен лишь такой любопытный факт: именно во время Финской кампании прошла защита его кандидатской диссертации. Мещеряков был тогда аспирантом у Игоря Васильевича Курчатова. Большинство биографов Мещерякова утверждают, что защита была проведена заочно.

В 1940 году Мещеряков возглавил циклотронную лабораторию Радиевого института АН СССР в Ленинграде. В марте 1941 года при его участии был запущен первый в СССР циклотрон. А через 3 месяца началась Великая Отечественная война. Мещеряков, не дожидаясь повестки, пошёл добровольцем в народное ополчение. Его зачислили в состав 3-й Ленинградской дивизии ополчения, где вскоре обнаружился избыток научных работников и инженеров - в основном младших лейтенантов запаса.

«Большую часть из нас, в том числе и меня, командировали в другие части, где не хватало офицеров», - вспоминал Мещеряков.

И в начале сентября его перевели на офицерскую должность в 261-й артиллерийский дивизион, который оборонял от немцев ленинградский пригород Колпино.

17 сентября (аккурат в день своего рождения) Мещеряков был легко ранен, но при этом тяжело контужен. Он остался в строю. Воевал вплоть до 20 ноября 1941 года. Но все же из-за последствий той контузии его отправили в госпиталь, где дважды прооперировали. Зиму 1941-1942 года младший лейтенант провёл в госпитале блокадного Ленинграда. В палате, где лежал Мещеряков, из 22 человек выжили только он и ещё один боец. В мае 1942 года Мещеряков был официально демобилизован и 26 июня по Ладожскому озеру эвакуирован в тыл. В июле 1942-го прибыл в Казань, куда уже раньше эвакуировали его родной Радиевый институт. Ещё месяц Мещерякова долечивали в Казани…

После снятия блокады лаборатория Мещерякова первой была возвращена в Ленинград. И под его руководством снова заработал циклотрон, простоявший 4 года. А в 1967 году увидела свет повесть Николая Асанова «Богиня победы», в которой физик Мещеряков был выведен под говорящей фамилией Богатырёв.

В Ленинграде встретил 22 июня и Венедикт Петрович Джелепов - будущий заместитель и преемник Михаила Григорьевича Мещерякова.

А тогда он тоже работал под началом Курчатова. Как рассказывал Джелепов, «Так как у меня в военном билете лежало предписание в первый день мобилизации явиться в военкомат, то через два часа я уже был там. Лейтенант, принимавший документы, посмотрев на моё предписание (оно было синего цвета), сказал: «Вы, вероятно, недавно из армии? Сейчас мы вас не возьмём. Явитесь сюда, как только вам вручат красную повестку».

Через несколько дней в конференц-зал Физико-технического института были приглашены все молодые сотрудники ФТИ, и А.Ф. Иоффе объявил, что по указанию А.А. Жданова, буквально с завтрашнего дня все присутствующие в этом зале переводятся на оборонные работы. (…) В течение следующего месяца (…) профессор А.П. Александров, М.С. Козодаев и я были направлены в лабораторию профессора Ю.Б. Кобзарёва, возглавляющего в Физтехе работы по радиолокации самолётов».

Но в связи со стремительным продвижением Вермахта к Ленинграду эти работы были прерваны.

«Физико-техническому институту было приказано срочно эвакуироваться в Казань. (…) 23 августа буквально с последним эшелоном мы поздно вечером прошли на восток через станцию Мга. Как потом выяснилось, через несколько часов немцы варварски её разбомбили и замкнули Ленинград в кольце блокады», - вспоминал Джелепов.

Двухэтажные бараки, где первоначально поселили эвакуированных из Ленинграда, располагались на берегу Казанки, напротив городского центра. Они были снесены лишь в XXI веке…

Продолжение следует...

 
 
< Мая 2020 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.