СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Моя поднятая целина Печать
22.11.2018 00:00

Прислонов Николай Николаевич – известный организатор городского управления, общественный деятель, историк-краевед, доцент университета «Дубна». В 1973-1979 гг. - секретарь комитета ВЛКСМ Сельского среднего профтехучилища №5 и секретарь дубненского ГК ВЛКСМ. С 1979 по 1991 гг. - работал в органах КПСС в г. Дубне и за рубежом. В 2000 - 2010 гг. - помощник главы города, начальник отдела общественных связей и международного сотрудничества Администрации г.Дубны. В 2000 - 2013 гг. - заведующий Общественной приемной губернатора Московской области. Награжден Почетным знаком «За заслуги перед Дубной».

 

К моменту окончания костромского пединститута, в 1973 г., у меня сложился довольно разнообразный опыт общественной работы, дающий основание попробовать себя в качестве освобожденного комсомольского работника. Распределение я получил в свой родной город Дубну. В начале мая отправился в горком комсомола. За время, что я учился в Костроме, здесь утекло много воды. Те ребята, что руководили дубненским комсомолом в период моей работы старшим пионервожатым школы №6, ушли. Пришли новые, которых я не знал.

 

Зашел в приемную, спросил: «Кто есть из секретарей?». Оба были на месте. Пошел ко второму - Юрию Недачину. Встретил он меня приветливо, довольно быстро понял, зачем я пришел, и предложил пройти к первому секретарю - Валерию Сардаку. В беседе с ним выяснилось, что я оказался в горкоме вовремя, так как здесь были озабочены необходимостью кадровой перемены в Сельском среднем профтехучилище №5. Работавшая в училище секретарем комитета комсомола девушка со своими обязанностями не справлялась. Нужно было её заменять, но кем? А тут появился я.

Как потом вспоминал В.Сардак, они с Юрой, побеседовав со мной, сразу поняли, что я тот, кто нужен. В начале июня, сразу после моей защиты диплома, мы встретились с директором, а в августе я вышел в училище на работу. И стал заниматься делами, частично связанными с моей будущей комсомольской деятельностью: оформлял стенды с комсомольской наглядной агитацией (тогда этому уделялось очень серьезное внимание). Полезной оказалась работа в приемной комиссии. Она позволила познакомиться со многими будущими комсомольцами. С кем-то и побеседовать как во время приема документов, так и на заседании комиссии. Уже само это знакомство заставило избавиться от некоторых романтических иллюзий, что в комсомол приходят только лучшие и активные. На самом деле большинство комсомольцев, решивших учиться в училище, стали ими в школе потому, что надо было ими стать, коль исполнилось 14 лет и ты перестал быть пионером. Многие ранее не выполняли никаких поручений, учились средне, а то и еще хуже. Это была типичная часть тогдашней советской молодежи, у которой, попав в профтехучилище, был шанс стать лучше, достичь каких-то высот, получить достойную профессию, а в конечном счете найти свое место в обществе и в чём-то быть ему полезным. И комсомол здесь помогал.

Честно сказать, профтехучилище для меня было абсолютно загадочным учебным заведением. В институте, несмотря на множество контактов с учебными заведениями, с ПТУ как-то ни разу не соприкоснулся. Поэтому предстояло не только понять всю систему учебно-воспитательной работы, но и определить свое место в ней и место комсомольской организации. А учитывая состояние сложившейся там комсомольской работы, предстояло, образно выражаясь, поднимать своеобразную целину. Так, неожиданно для себя, не имея достаточного представления о системе профтехобразования, я оказался втянутым в нее (и, как потом покажет жизнь, достаточно надолго). Сейчас, когда за плечами почти 50 лет педагогической деятельности, те первые три года комсомольской работы в сельском профтехучилище по-прежнему вспоминаются как особые и одни из интересных в моей трудовой биографии. Интересными во многих отношениях. И в первую очередь с точки зрения самого объекта педагогического и общественно-политического воздействия. Так как ребята из профтехобразования во все годы были сплошными педагогическими загадками, которые тебе как педагогу и как комсомольскому вожаку нужно было разгадывать. Имелась довольно сложная, но благоприятная среда для педагогического творчества, для организации всесторонней комсомольской работы, становившейся одним из ключевых элементов всего учебно-воспитательного процесса. Одним словом, твори, дерзай и пробуй! Тем более этому способствовал позитивный настрой педагогического коллектива. Пусть кое-кто относился к комсомольской работе с холодком, кто-то мало что понимал в ее тонкостях, однако большинство педагогов, как показало потом время, проявляли готовность к сотрудничеству, способность постигать замыслы комитета ВЛКСМ и реализовывать их. Что в конечном итоге и было тем конструктивным началом, помогающим осуществлять твои замыслы и планы. Осуществлять без административного и партийного кнута, а через понимание друг друга, требующее со стороны комсомольского лидера высокой степени коммуникативности, и умения впитывать все то лучшее и интересное, что было у твоих более опытных коллег.

Выборы нового комитета ВЛКСМ состоялись 13 сентября 1973 года. С этого, собственно, и началась моя биография освобожденного комсомольского работника. Приступив к работе, я ясно понимал, что на меня возложена огромная ответственность и её нужно было подтверждать только делами и делами. Конечно, последующие три года моей жизни вспоминаются множеством дел и мероприятий, что удалось тогда провести в СПТУ №5, чтобы сделать жизнь ребят в комсомоле интересной, привлекательной, а самой организации иметь свое лицо и авторитет в ученическом коллективе, в городе, да и в Московской области.

Оглядываясь назад, можно с полным основанием сказать, что это удалось сделать - комсомольская организация действительно стала тем четвертым авторитетным «углом» в традиционном советском административно-политическом четырехугольнике: администрация, партийная и профсоюзная организации, ВЛКСМ. У комитета ВЛКСМ в данной структуре было четко обозначенное место и был свой весомый голос, который обуславливался не словами, а теми делами, которые он хотел делать и делал, активно вписывая себя в общую систему работы СПТУ №5 по подготовке и воспитанию профессиональных кадров.

Уже первые шаги секретарства заставили серьезно задуматься над таким существенным вопросом, как комсомольский актив. Для ПТУ он всегда был непростой, ведь выбор довольно ограниченный. В некоторых группах набиралось лишь 3-5 комсомольцев, не говоря уже о том, что у ребят фактически отсутствовал какой-либо опыт общественной работы.

Чтобы определиться с активом, пришлось беседовать с мастерами, классными руководителями, оценивать ребят в делах, изучать их школьные характеристики, подключать науку. Здесь пригодились институтские знания социальной психологии, позволившие по-иному, изнутри, увидеть процессы в ученических коллективах, выявить неформальных лидеров, определить место в системе межличностных отношений комсомольского актива.

Одним из главных открытий таких исследований было то, что лидерские позиции в группах заняли не комсомольцы. Поэтому мы стали думать о том, чтобы эту категорию охватить своим влиянием. У кого-то поменять мотивацию, действия и поступки на позитивные, с тем, чтобы потом, по мере того, как этот человек направленно изменится, принять его в комсомол.

Следом пришло решение о создании стройной системы ученического самоуправления. Пришлось обратиться к опыту А.С. Макаренко, съездить в другие училища Подмосковья и на основе этого создать нашу собственную систему работы с ученическим активом. Учили комсоргов, старост, культоргов, физоргов, и это давало главный результат - постепенно учащиеся становились активной частью всей жизни училища.

Главная цель, ради которой ребята пришли в училище - получение специальности. Комсомольская организация обладала определенным арсеналом форм помощи педагогическому коллективу в организации учебного процесса, повышении ответственности к учебным занятиям. Прежде всего у меня как у комсомольского секретаря имелись полномочия активно ставить те или иные проблемные вопросы на совещаниях у руководства училища, на педагогических советах, партийных собраниях (а я к тому времени уже был членом КПСС, позднее став членом партийного бюро), касалось ли это качества и содержания общеобразовательного и профессионального обучения или отношения учащихся, особенно комсомольцев, к учебе и своим учебным обязанностям.

Как и везде, в ПТУ проблемой в учебе была посещаемость занятий учащимися. И тут попросту стояла задача заставить учащихся учиться. Для этого комитетом комсомола из числа старост и хороших учащихся-комсомольцев была создана учебная комиссия, которая проводила рейды для оценки посещаемости, вела беседы с нерадивыми учениками. На её заседаниях разговор был строгим и серьёзным и довольно часто имел позитивные результаты. Комитет комсомола подключал и комсомольские организации совхозов и колхозов, откуда приезжали получать специальность учащиеся. Выпускали сатирические стенгазеты.

Не оставляли мы без внимания и отличников учебы. Старались как можно больше говорить о них, поощряли, награждали, размещали их портреты на Доске почета, писали благодарственные письма их родителям и в комитеты ВЛКСМ сельхозхозяйств.

Мы серьезно работали с ученическим профкомитетом в организации соревнований «Лучший по профессии». Особенно популярными были конкурсы профессионального мастерства на лучшего пахаря, тракториста, шофёра. Сначала они проходили в группах, затем в училище. Это были самые настоящие праздники профессий, которые очень любили ребята. Интересно было наблюдать, как менялись подростки, превращаясь из неорганизованных пацанов в собранных и целеустремленных мастеров своего дела. Конкурсы были еще и конкретным делом, объединявшем и сплачивавшем комсомольскую инициативу и педагогов-профессионалов.

Оказывая ребятам помощь в получении профессии, комитет ВЛКСМ уделял пристальное внимание профессиональной ориентации, любви к сельскому хозяйству. Здесь главный акцент делался на организации практического труда учащихся в учебном хозяйстве училища, являвшегося по масштабам производства средним сельхозпредприятием. Ребята работали здесь всегда и были, по сути, дармовой рабочей силой, не получая каких-либо экономических и материальных выгод. Оценив эту ситуацию, мы решили поменять отношения с учебным хозяйством с тем, чтобы был налажен учет труда учащегося по всему циклу работ: посев и уход за растениями, работа на фермах, заготовка кормов, сбор урожая. А чтобы труд их был заинтересованным, стимулировался по его итогам. Все эти замыслы мы воплотили в соревнование под девизом: «Нечерноземье - наша целина». На каждый вид работ формировались бригады, ежедневно учитывались результаты их труда. Итоги подводились еженедельно и отражались на специальном стенде. Передовики награждались. Окончательно мы определяли лучших в конце октября - ко Дню работника сельского хозяйства.

По решению групп половина заработанных средств перечислялась на отдельную статью, которой распоряжался лишь комитет комсомола. Теперь у него не было проблем со средствами на проведение вечеров, спортивных соревнований, на поощрение лучших учащихся памятными подарками. Остальные деньги шли группам на туристические поездки, маршрут которых определяли сами учащиеся в зависимости от объема заработанных ими средств. Куда только не ездили ребята! Они побывали в Крыму, Бресте, Ленинграде, Волгограде, часто посещали Москву, особенно ВДНХ, Музей Вооруженных сил и др.

Чтобы ребята лучше осознавали свою будущую работу, мы регулярно организовывали встречи с передовиками производства, кадровыми работниками Дубны, Талдомского района. Нашим гостем был и выпускник училища Е.Н. Царьков, известный картофелевод из совхоза «Куликовский» Дмитровского района.

Летом комитет комсомола особое внимание уделял работе трудового лагеря, где ребята круглосуточно жили и занимались заготовкой кормов. Я часто туда выезжал с тем, чтобы оценить организацию труда, условия жизни и быта, да и просто потрудиться вместе с комсмольцами. Понятно, что такого рода воспитание и обучение оказывало на определенную часть ребят положительное воздействие.

Не оставляли мы без внимания и наших выпускников, особенно тех, кто уезжал работать в колхозы и совхозы Подмосковья. Устанавливали с ними связь и имели представление о том, как они начинали свой трудовой путь. По необходимости и вмешивались, используя возможности райкомов комсомола. Так, широкий резонанс в области в 1975 году имела история с возвращением в родной совхоз нашей выпускницы, трактористки Вали Голополосовой. Активная девушка, член комитета комсомола, влюбленная в свою профессию, с желанием трудиться в сельском хозяйстве, вернулась к себе в совхоз. Однако, когда она приехала работать, ей дали старый трактор и поручали лишь малооплачиваемую работу. Приехав по осени в училище, она с грустью поведала нам свою историю. Мы поняли: надо вмешаться и помочь. Написали в виде очерка письмо в «Московский комсомолец», и газета его опубликовала. А в то время любая критическая статья тут же становилась предметом внимания и партийных, и комсомольских органов. На место выехал корреспондент. Факты, как тогда писали, подтвердились. Обком комсомола поручил Волоколамскому РК ВЛКСМ разобраться в истории Валентины. Поработала комиссия, и руководству совхоза «надавали по шапке». Ситуация в корне изменилась. Валя получила новый трактор, ей стали поручать престижную работу. Девушка ожила и стала ударно трудиться. Её избрали членом бюро РК ВЛКСМ. А обком комсомола принял тогда специальное решение о работе комсомольских организаций по закреплению девушек-трактористок в колхозах и совхозах области.

Училище наше было молодое, только начинавшее свою деятельность в новом учебно-производственном комплексе, поэтому учащимся приходилось много трудиться по благоустройству территории, оформлению учебных кабинетов и лабораторий, обустройству быта в общежитиях. Здесь мы тоже находили свое место, организовывая трудовые десанты по высадке деревьев на территории училища. Приезжая туда сегодня, я с радостью смотрю на березовые аллеи, выросшие голубые ели, кусты сирени, что посадили тогда мы с ребятами. Объектом комсомольского участия было и создание спортивного комплекса.

В поле зрения комитета комсомола находились и бытовые условия учащихся, состояние общежитий. Проводили конкурсы на лучшие комнаты в общежитии, и не было дня, чтобы я как секретарь комитета комсомола не посещал их. А тогда в двух общежитиях проживало около 700 человек. Конечно, бывали нарушения учащимися правил проживания, имели место и «дедовщина», и аморальное поведение - выпивки, гулянки, воровство. И комитет комсомола не мог быть в стороне от борьбы с этими явлениями, проводя общественные рейды, профилактические беседы, дежурство комсомольского оперативного отряда. Не обходилось и без персональных дел отдельных комсомольцев - нарушителей порядка.

Конечно, некоторые парни заслуживали серьезных наказаний, вплоть до уголовных. Однако мы не стремились подводить к этому оступившихся учащихся. Брали их на учет, и по нашей просьбе с ними проводили профилактическую работу комсомольские оперативные отряды предприятий, детской комнаты милиции. Хорошие связи у нас были и с отделом внутренних дел: участковыми инспекторами, отделом уголовного розыска. Некоторых преступивших закон ребят мы брали на поруки, давали им возможность исправиться. Зачем им ломать судьбы?

Стремление оградить учащихся от правонарушений и преступлений, способствовать духовному росту и физическому развитию ребят заставляло нас серьезно заниматься разумной организацией досуга. Конечно, этому помогала и работа кружков художественной самодеятельности, спортивных секций, куда стремились привлечь как можно больше учеников. Дополнением были смотры самодеятельности, вечера, различные спортивные соревнования.

Однако первый год моей работы позволил сделать весьма неутешительные выводы в отношении досуговой деятельности. Вечера проходили редко. Много молодежи являлось на них в нетрезвом состоянии. Возникали конфликты, перераставшие в драки. Стали анализировать происходящее в комитете комсомола, и возникла идея пойти по пути частого проведения вечеров отдыха, привлечения к их подготовке и проведению самих учащихся, формирования интересных программ отдыха. Нашу позицию поддержало руководство училища, и ситуации стала меняться в лучшую сторону. Добились того, что каждую неделю стали проводиться танцы в общежитиях, «Огоньки» (тогда дискотек еще не было), куда разрешили приглашать подруг и друзей из города, приглашали и старшеклассников из школ. Изменили репертуар вокально-инструментального ансамбля. Стали приглашать с концертами коллективы художественной самодеятельности Дворца культуры «Октябрь». А начиная с осени 1974 года стали проводить досуговые мероприятия непосредственно в его стенах. Специально для учащихся создали «Университет культуры».

Особое место в организации досуга занимала демонстрация кинофильмов два раза в неделю. Мы организовывали тематические кинопоказы, встречи перед фильмами с интересными людьми, беседы и короткие лекции.

Что касается спортивных дел, то здесь тон задавал энергичный руководитель физвоспитания, прекрасный организатор, подлинный фанат физкультурно-массовой работы В.З.Червяков. Комсомолу оставалось встать, что называется, в одну связку и общими усилиями проводить различные спортивные мероприятия - соревнования, спортивные праздники, эстафеты, спортивные вечера. Много внимания уделялось сдаче норм комплекса ГТО, чему способствовало проведение соревнования между группами.

Спортивная работа дополнялась и военно-прикладной работой, которая должна была помогать учащимся в будущем стать воинами Советской армии. Вместе с военруком В.Д.Поповым дополняли военную подготовку проведением соревнований по стрельбе, разборке и сборке автоматического оружия, смотров строя и песни. В 1974 году впервые провели училищную игру «Орленок», а в городском финале наши ребята показали хорошие результаты. Регулярно проводили встречи с ветеранами Вооруженных сил, участниками войны. Частыми гостями у нас были Герои Советского Союза В.Н.Толстов, В.Е.Стрельченко, кавалер 3-х орденов Славы А.Ф.Кукушкин и другие.

Пиком военно-патриотической работы стал 1974-1975 учебный год. Страна готовилась к 30-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне, и, конечно, эта дата не могла быть не отмечена в училище. Осенью 1974 года возникла идея изучить боевой путь 64-й морской стрелковой бригады, показавшей в боях под Москвой чудеса героизма и стойкости. Именно на этом примере можно было воспитывать ребят. В группах пошли беседы о боевом пути бригады в боях под Москвой. Начали собирать материалы о ней, узнали, с каких кораблей формировалась бригада. Завязалась пе-реписка с Тихоокеанским флотом, гвардейским крейсером «Варяг». Попросили ребят, проживавших в местах боевых действий в Подмосковье, привезти для музея военные реликвии. Чего только они не навезли: гильзы от снарядов, поржавевшие каски, пистолеты, винтовки. Эти экспонаты и стали основой экспозиции музея Боевой славы, который мы открыли в мае 1975 года. В феврале 1975 года совершили лыжный пробег по местам боев бригады. В с. Белый Раст, в небольшом музее, посвященном боевым действиям бригады, узнали много подробностей о бое за село и подвиге старшины первой статьи В. Федорова.

Летом все группы совершили походы по Подмосковью, по местам, где воевала бригада - от Дмитрова до Волоколамска. Возвращались оттуда тоже с военными реликвиями и массой впечатлений о событиях военной поры. Наша работа была высоко оценена ГК ВЛКСМ. Комсомольская организация училища была признана в городе победителем смотра походов Боевой славы. А наш поиск продолжался. Мы завязали интересную переписку с немногими оставшимися в живых моряками-тихоокеанцами, их родными и близкими. Созданный нами музей просуществовал до 1993 года.

Обращали внимание на комсомольскую дисциплину, повышение активности членов ВЛКСМ, чему способствовала созданная система проведения Ленинского зачета. Мы разработали положение о проведении зачета в училище, создали аттестационные комиссии, куда вошли комсомольцы и коммунисты. Придумали форму зачетной книжки. Через год начали ощущать положительные результаты зачета. Многие ребята стали буквально на глазах меняться в лучшую сторону.

Постепенно комсомольская организация завоёвывала всё больший авторитет среди учащихся, педагогов училища. Возрос интерес к ней несоюзной молодежи. Многие ребята без всякого принуждения стали вступать в ряды ВЛКСМ. К июню 1976 года в нашей организации насчитывалось 360 комсомольцев, тогда как к моменту моего прихода в сентябре 1973 года в ней было лишь чуть более 100 человек. О нашей комсомольской организации хорошо знали в Обкоме ВЛКСМ, ЦК ВЛКСМ. Работу по организации Ленинского зачета там положительно оценивали, распространяя наш опыт на другие комсомольские организации Московской области. Высокий авторитет был и в городе.

Стоит отметить, что комсомольская работа стала значительной частью всей системы учебно-воспитательной работы училища, сумевшего занять лидирующее положение среди сельских училищ Московской области и страны. По сути, СПТУ № 5 к 1976 году стало опорной площадкой в РСФСР, где отрабатывались интересные новации в деятельности сельских ПТУ. Наша активная деятельность в 1977 году была высоко оценена - училище стало победителем Всесоюзного социалистического соревнования за 1976 год, ему было вручено переходящее Красное знамя ЦК КПСС, Совета министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. Это была большая победа, и в ней был труд и комсомольской организации.

Авторитет нашей организации был признан и в городской комсомольской организации. У нас сложились замечательные отношения с комсомольскими организациями города. Мы обрели многих друзей и товарищей, чему способствовало и то, что с декабря 1973 года я был членом дубненского ГК ВЛКСМ, где возглавлял школьную комиссию, что позволяло часто бывать в учебных заведениях, изучать шефскую работу производственных комсомольских организаций.

Когда секретарь ГК ВЛКСМ по работе с учащейся молодежью В.Кашатова перешла на партийную работу, I секретарь ГК ВЛКСМ С.Бабаев пригласил меня занять эту должность С октября 1976 года я приступил к работе. Но это уже другая, не менее интересная страница в моей комсомольской биографии, длившейся до ноября 1976 года, когда я стал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды дубненского ГК КПСС.

Н.Н. ПРИСЛОНОВ,

секретарь комитета ВЛКСМ СПТУ №5 (1973-1976 гг., секретарь дубненского ГК ВЛКСМ (1976-1979 гг.)

 
 
< Ноября 2018 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 23 24 25
26 27 28 29 30    
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.