СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

ГосМКБ "Радуга" - Билимбай: к истокам ракетостроения Печать
03.11.2016 08:46

Накануне празднования 65-летия со дня образования ГосМКБ «Радуга» руководством предприятия, Евразийским фондом национального наследия «Строганофф» и фондом  «Уральский Союз Патриотов» было подписано соглашение о сотрудничестве по созданию в уральском поселке Билимбай уникального мемориального комплекса, посвященного первопроходцам реактивной авиации и космонавтики. Именно в этом поселке Свердловской области в годы Великой Отечественной войны первый генеральный конструктор и основатель ГосМКБ «Радуга» Александр Яковлевич Березняк, именем которого названо предприятие, стал одним из создателей первого советского самолета с жидкостным ракетным двигателем «БИ-1», который послужил основой для дальнейшего развития отечественной авиационной и космической техники.

Меньше полутора лет прошло с тех пор, как начальник управления кадров и социальной политики ГосМКБ «Радуга» Салават Каримов по приглашению организаторов побывал в Билимбае на торжественном открытии памятника «БИ-1», представляющего собой полномасштабную копию легендарного самолета, о чем мы рассказывали на страницах нашей газеты. Конструкторское бюро, сотрудники которого очень заинтересованы в сохранении памяти первого руководителя ГосМКБ «Радуга», за это короткое время установили тесное сотрудничество с представителями фонда и людьми, активно содействующими реализации проекта.

Андрей Моисеев, директор фонда «Строганофф», и Евгений Тетерин, председатель комиссии Общественной палаты Свердловской области по делам ветеранов, патриотическому воспитанию и добровольчеству, приехавшие в Дубну на праздничные мероприятия ГосМКБ «Радуга», рассказали о своей работе над проектом по созданию культурно-исторического центра в Билимбае.

Поселок, вошедший в состав г.о. Первоуральск, расположенного в 60-ти км от Екатеринбурга, действительно богат своей историей, напрямую связанной с представителями великого древнего рода Строгановых – русских купцов, промышленников, из которых происходили крупные землевладельцы и государственные деятели Российской империи. Грамотой от 25 марта 1568 года царь Иван Грозный пожаловал Якову Строганову «пустые» земли по берегам реки Чусовой. Развивая в своих владениях солеварение, рыбные, охотничьи, лесные и рудные промыслы, они строили города, крепости и присоединяли к России новые территории в Предуралье и Сибири. Помимо производства, меценаты Строгановы огромное внимание уделяли культурному и просветительскому воспитанию населения, поддерживали медицину, театральное искусство, литературу, живопись, на их пожертвования строились храмы, больницы, школы.

Являясь основателями нескольких железоделательных и медеплавильных заводов на Урале, в 1730 году Строгановы получили разрешение на строительство первого для них чугуноплавильного завода на реке Билимбаихе, правом притоке реки Чусовой. 1734 год, когда домна дала первую плавку чугуна, и считается годом основания п. Билимбай, который в то время относился к Пермской губернии. При успешно развивающемся заводе были построены церковь, госпиталь, открыты училище и библиотека, заложен каменный Свято-Троицкий храм, впоследствии построены театр, правленческий сад, заложен природный памятник «Сад Могилица».

Октябрьская революция 1917 года и дальнейшие события, происходившие в нашей стране, несколько раз меняли назначение построенных «на века» зданий и сооружений. Для дубненцев будет особенно интересной история Билимбая в период Великой Отечественной войны, так как она связана с основателем одного из градообразующих предприятий Дубны – ГосМКБ «Радуга».

В годы войны судьба страны решалась не только на передовой. Когда в европейской части СССР шли тяжелые бои, тысячи заводов эвакуировали на восток. На Урал в 1941-42 годах были эвакуированы более 700 предприятий оборонной промышленности. В Билимбай одними из первых прибыли сотрудники военного завода № 293 г.Химки под руководством В.Ф. Болховитинова. В конструкторском бюро завода тогда работали молодые сотрудники, которые позднее стали всемирно известными авиационными и космическими конструкторами. Сам Виктор Федорович «билимбаевский период» считал главным этапом своей жизни – временем начала эры отечественной реактивной авиации.

История проектирования самолета БИ-1 началась в 1940-м году, когда Александр Яковлевич Березняк ознакомился с ракетным двигателем, разрабатываемым в НИИ-3 Л.С. Душкиным: он обладал достаточной тягой, но отличался большим расходом топлива и окислителя, при котором время полета самолета могло быть от 1 до 4 минут. Однако такой самолет имел большую приемистость, скорость и скороподъемность. Эти характеристики и определили назначение самолета – перехватчик. В то время радиолокационные станции только разрабатывались, и обнаружение целей противника осуществлялось в основном визуально, а затем, пока винтовые перехватчики готовились к взлету, бомбардировщики порой успевали выполнить задание и уйти. Задуманный нашими конструкторами  «быстрый» ракетный перехватчик должен был работать по схеме «молниеносный взлет – одна быстрая атака – посадка на планировании» (по аналогичной концепции построен и немецкий Ме-163).

Самолет, позднее получивший название БИ-1 по фамилиям главных разработчиков – Березняка и Исаева, на этапе проектирования называли «ближним истребителем». Начало войны ускорило разработку: 9 июля 1941 года эскизный проект был передан в Государственный Комитет Обороны, который в августе принял решение о постройке самолета. А с 1 сентября для самолета без двигателя уже начались летные испытания на проверку его аэродинамических данных, характеристик устойчивости и управляемости, соответствующим расчетным. 15 полетов провел летчик-испытатель Борис Кудрин. Когда было принято решение об эвакуации завода, вместо заболевшего пилота командование ВВС отправило на Урал Григория Бахчиванджи.

В Билимбай прибыли 7 ноября. Несмотря на праздник и 20-градусный мороз, сразу приступили к разгрузке эшелона. Временно разместиться всем предложили в большом Свято-Троицком храме – прямо на холодном каменном полу. Когда-то самый богатый и красивый храм епархии, основанный в 1820-м году, переживший в 1914 году сильное землетрясение, в 1934 году был закрыт: сначала новая власть сняла колокола, затем кресты, затем была разрушена колокольня. Пока женщины обустраивали быт, мужчины устанавливали оборудование завода на чугунолитейном заводе, куда следом прибыли коллективы вертолетного КБ Камова-Миля и агрегатного завода Привалова по производству парашютно-десантного оборудования.

Производственные площади эвакуированных конструкторских бюро размещались в корпусах бывшего чугуноплавильного завода Строгановых, с которым связаны интересные исторические факты: в 1812-1813 годах там же изготавливались пушечные ядра, бомбы и картечь для русской армии, воюющей с Наполеоном; в 1824 году Билимбай посетил царь Александр I, а в 1899 году – великий химик Дмитрий Менделеев.

Следует отметить, что условия для работы и проживания были очень тяжелыми. Семьи теряли заболевших родных, детей. В качестве еды каждому человеку в день полагались 600 граммов хлеба и горячая «билимбаиха», ею прозвали черную лапшу, сваренную в кипятке без добавления жиров. Тарелка на «первое» и такая же – на «второе» подавались в обед в бараке, который в шутку называли рестораном «Большой Урал». Выручал спирт, который понемногу распределяли между сотрудниками – его можно было обменять на молоко или мясо.

Несмотря на трудности, работа велась активно. Основные силы КБ были направлены на доводку двигателя Д-1-А-1100. Топливом для самолета был керосин, а окислителем – азотная кислота: такой двигатель мог работать вне пределов атмосферы, при отсутствии кислорода (по сути являясь прототипом ракетного двигателя). Первые стационарные испытания проходили на берегу Билимбаевского пруда. В феврале во время испытаний двигателя на стенде произошел взрыв, однако в марте, после устранения повреждений, работы были продолжены. Уже на аэродроме
г. Кольцово, куда самолет привезли в конце апреля, осуществили пробные включения двигателя, затем пробежку по аэродрому и подлет протяженностью около 50 метров на высоте 1 метр.

Главное событие, ставшее первым шагом к освоению космоса, вошедшее в летопись отечественной космонавтики – полет первого самолета с жидким реактивным двигателем – произошло 15 мая 1942 года. Он длился 3 минуты и 9 секунд, и за 66 секунд работы двигателя самолет достиг высоты 840 метров при максимальной скорости 840 км/час! В тот день впервые прозвучала команда не «от винта», а «от хвоста». Григория Бахчиванджи назвали летчиком, совершившим полет в новое! Для вождения такого самолета от летчика требовались совершенно новые качества, в том числе ускоренная реакция действий и мышления. Самолет оказался сильно поврежден азотной кислотой, поэтому было принято решение о создании еще двух экспериментальных «БИ-2» и «БИ-3» и  производстве 30 машин войсковой серии  «БИ-ВС», дополнительно оснащенных бомбовым отсеком для 10 бомб калибра 2,5 килограмма, помимо двух пушек под фюзеляжем.

В подтверждение этому имеется уникальный архивный документ, найденный активистами фонда «Строганофф» – Постановление от 9 июня 1942 года, завизированное лично Сталиным: «За, с поправкой». Документу присвоена категория «Особой важности» вместо «Совершенно секретно». Эти самолеты выпустили в Нижнем Тагиле.

Седьмой испытательный полет самолета закончился трагически. 27 марта 1943 года Григорий Бахчиванджи, выполняя задание, произвел взлет, сделал два разворота,  на прямолинейном участке вышел на максимальную скорость, а после остановки двигателя  по окончании топлива самолет неожиданно вошел в пике и упал на землю. Летчик-испытатель погиб. Причиной катастрофы стало неизвестное на тот момент явление  –  «затягивание в пике» летящего на больших дозвуковых скоростях (свыше 800 км/час) самолета с прямым крылом обычного профиля в результате развития волнового кризиса.

После аварии испытательные полеты в Кольцово прекратили, выпущенную партию «БИ-ВС» уничтожили, а вскоре завод вернулся в Москву. Уральский опыт оказался очень ценным для развития отечественной авиационной и космической техники: через 6 лет был создан уникальный реактивный истребитель «МИГ-15», через 10 лет – сверхзвуковой истребитель «МИГ-19», а через 18 лет состоялся первый полет человека в космос. Совершивший его Юрий Гагарин говорил, что без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, не было бы и полета 12 апреля 1961 года.

Удивительно, насколько схожими оказались их судьбы. «… История ракетной техники породнила Бахчиванджи и Гагарина. Оба взлетели, оторвавшись от земли ракетным двигателем. Оба погибли в авиационных катастрофах в возрасте 34 лет. Оба погибли 27 марта. В обоих случаях аварийные комиссии, разнесенные по времени на 25 лет, не установили истинных причин гибели летчиков», – писал Борис Черток, один из конструкторов «Билимбаевской школы» Болховитинова, позднее ставший одним из заместителей С.П. Королева, главного организатора ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположника практической космонавтики. Из прошедших Билимбай многие ученые и инженеры работали с Королевым, а конструкторы «БИ-1» Александр Яковлевич Березняк - создатель крылатых ракет и Алексей Михайлович Исаев – разработчик жидкостных ракетных двигателей для ракет подводных лодок  и космических аппаратов стали основателями двух конструкторских школ.

Кстати, один из трех полномасштабных макетов «БИ-1», существующих на сегодняшний день, – моноплан с низкорасположенным крылом и размахом крыла 7,5 метров – изготовлен сотрудниками ГосМКБ «Радуга» – он установлен на родине летчика-испытателя Григория Бахчиванджи в станице Бриньковская Краснодарского края. В следующем году 15 мая исполнится 75 лет со дня совершения им первого полета на «БИ-1». Сейчас обсуждается вопрос подготовки и проведения совместных мероприятий с фондом «Строганофф», филиалом фонда «Уральский Союз Патриотов», который проводит огромную работу по сохранению исторического наследия, воссозданию памяти о людях, которые писали страницы героической истории Родины.

Андрей Моисеев и Евгений Тетерин, приехавшие в Дубну в дни празднования 65-летнего юбилея ГосМКБ «Радуга», рассказали, что они занимаются разработкой и реализацией собственных социальных программ и проектов,  активно привлекая к работе молодежь, работают с военно-патриотическими клубами, знакомят ребят с историей родного  края, которая неразрывно связана с историей всей страны. Они наравне со взрослыми занимаются исследовательской работой, помогают в проведении экскурсий по музею, который был открыт в декабре прошлого года, читают лекции по школам, студенты приезжают для подготовки и защиты собственных проектов. Из затронутых тем ребята часто касаются периода Великой Отечественной войны, когда в Билимбае работали ученые-конструкторы, первопроходцы реактивной авиации, создавая фундамент развития современной ракетно-космической отрасли. По-настоящему заинтересовавшиеся этой работой, дети могут продолжить учебу в профессиональных вузах, а в дальнейшем стать сотрудниками ГосМКБ «Радуга» – именно в этом направлении проводится работа на предприятии.

Директор фонда «Строганофф» рассказал, что они уже в пятый раз приезжают в Дубну. У них собраны важные исторические документы, связанные с деятельностью Александра Яковлевича Березняка на уральской земле, которые интересны ГосМКБ «Радуга». Ими были вручены памятные подарки и материалы об истории создания самолета-ракеты «БИ-1». Андрей Михайлович отметил, что им самим полезно было получить опыт, накопленный здесь по развитию музейной деятельности – на «Радуге» есть свой музей предприятия, в том числе музей под открытым небом, где собраны модели созданных здесь ракет, а недавно в Дубне открылся Музей истории создания крылатых ракет.

Гости также рассказали о последних итогах работы и ближайших планах. С весны этого года ими велись активные поиски захоронений родственников сотрудников конструкторов, работавших в Билимбае. Военное кладбище долгое время оставалось заброшенным, что очень осложнило работу, но в результате удалось найти и восстановить захоронения матери академика Бориса Чертока Софьи Явчуновской и детей создателя  отечественной вертолетной авиации Михаила Миля. В этом году фонд «Строганофф» провел общественный форум «Билимбай – философия прошлого, развитие будущего» в рамках продвижения своего проекта по созданию культурно-исторического, духовного и туристического центра, в состав которого войдет мемориальный комплекс, посвященный первопроходцам реактивной авиации и космонавтики.

Свято-Троицкий храм, в подвале которого в годы войны авиаконструкторы создавали легендарный самолет «БИ-1», в 60-е годы прошлого века после капитального ремонта передали Дому культуры и использовали под краеведческий музей, театр, концертный зал, музыкальную школу, библиотеку, кинотеатр. В 1973 году здание храма передали Билимбаевскому экспериментальному заводу строительных конструкций и деталей. В 90-е годы бесхозное здание стало разрушаться,  и только в 1994-м его вернули Екатеринбургской епархии. Помимо создания копии «БИ-1», фондом «Строганофф» по оригинальным чертежам и фотографиям восстановлен полномасштабный макет капсулы, в которой спускался Юрий Гагарин после космического полета.

В планах фонда – восстановление первоначального вида исторического памятника архитектуры, а также сохранение всего комплекса архитектурных и природных объектов на территории Билимбая. Гости рассказали, что на сегодняшний день к проекту подключились все ветеранские движения Уральского федерального округа, ОКК «Энерго», Госкорпорация «МиГ», НПК «Уралвагонозавод», Российская академия архитектуры и строительных наук, президент которой Александр Кузьмин, ознакомившись с достопримечательностями Билимбая, сказал: «В России такого почти не осталось. Да и в мире тоже…» Говоря о значимости работы авиационных конструкторских бюро в годы войны, Билимбай порой сравнивают с современным инновационным центром «Сколково».

Сотрудничество ГосМКБ «Радуга» с фондом «Строганофф» и в дальнейшем продолжится, в частности, представители конструкторского бюро войдут в состав экспертной комиссии по развитию культурно-исторического комплекса в Билимбае.

Евгения ШТАЙН

Фото из архива фонда «Строганофф»

 

 
 
< Ноября 2016 >
П В С Ч П С В
  1 2 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.