СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Работаем над стратегией социально-экономического развития наукограда Печать
11.02.2016 08:58

О том, как продвигается работа над стратегией социально-экономического развития Дубны на 2017-2026 годы,  членам Общественного совета при ОИЯИ доложил директор Дирекции развития наукограда Дмитрий Куликов. Этот документ должен определить основные направления развития города в градостроительстве, экономике, социальной сфере, экологии и т.д.

Напомним, в июне прошлого года на заседании Общественного совета участники готовили и обсуждали свод-анализ стратегии, отмечали сильные и слабые стороны развития города, риски, угрозы и т.д.

Руководитель Дирекции развития наукограда еще раз подчеркнул юридическое обоснование того, зачем стратегия пишется – это  прежде всего требования закона «О наукоградах РФ» в новой редакции, который касается непосредственно и нашего города. Там написано, что города, претендующие на статус наукоградов или имеющие его, обязаны разработать и утвердить стратегию его социально-экономического развития. От этого будет зависеть размер финансирования.

Как отметил Дмитрий Куликов, при проведении анализа по разным направлениям развития города  более 200 запросов было направлено в трудовые коллективы организаций и предприятий, на сегодня собрано более 35 ответов, причем авторство шести из них принадлежит отдельным сотрудникам Объединенного института ядерных исследований.

Свод-анализ стратегии развития нашего города состоит из пяти разделов (по числу направлений), соответственно, по каждому созданы рабочие группы и в каждую вошли представители ОИЯИ.

Какие параметры, которые хотелось бы учесть в стратегии, при обсуждении были поставлены во главу угла? В частности, предельная численность города: согласимся, наукоград с населением в 100 тысяч или 500 тысяч – это по  сути  разные города и разный  комфорт жизни.

Следующее, на чем акцентируем внимание, безусловно, класс опасности производств, размещенных на территории города: все за то, чтобы сюда приходили инвесторы, чтобы город развивался, однако, к примеру, нефтеперерабатывающий завод – не лучшее для нас производство. Конечно, важна и площадь зеленых насаждений, и некоторые другие экологические параметры.

Объем производства и доход в бюджет

Руководитель дирекции остановился на одном из экономических показателей, который вызвал живую дискуссию в зале. Он прокомментировал график, на котором объем производства в городе вырос колоссально, а рост объема налоговых поступлений существенно от него отстал.

– У нас в Дубне теневой бизнес что ли? – задались вопросом члены Общественного совета.

– На графике, – уточнил Дмитрий Куликов, – отражен объем производства, то есть фактически доход, расходы не учтены. И мы понимаем, что не все налоги, которые платят предприятия, остаются в местном бюджете – свидетельство того, что не всегда производство напрямую влияет на бюджет города.

Его поддержал заместитель руководителя администрации города Александр Усов, по словам которого в городе налоговые поступления увеличились в несколько раз (4,4 млрд рублей на сегодняшний день), но из-за правил межбюджетных отношений по своим  доходам город остается на несравнимо низком уровне. Впрочем, он считает, что производство однозначно надо развивать.

Продукция НПК в общем объеме

Закон определяет несколько жестких критериев для присвоения статуса наукограда, в частности, один из них – процент продукции научно-производственного комплекса в общем объеме валового продукта. В целом мы превышаем этот показатель, но нисходящий тренд (основная тенденция) все-таки в графиках заметен.

Однозначно негативный тренд касается следующего показателя: количество работающих в НПК от общего количества работающих составляет  примерно  чуть более 30%. Цифра не радужная, хотелось, чтобы процент был выше.

Конкурсное  финансирование

Интересный момент, на котором акцентировал внимание докладчик. Как федеральное  финансирование наукоградов связано с разработкой стратегии? По закону определены три мероприятия, на которые будет распределяться федеральный бюджет, начиная с 2017 года. Это мероприятия, во-первых, по развитию научно-производственного комплекса города, во-вторых, способствующие реализации инновационных проектов, в-третьих, способствующие сохранению и развитию культуры наукограда.

Раньше все наукограды финансировались исключительно по душевому принципу: чем больше населения, тем больше денег. С 2017 года финансирование станет частично подушевым, частично конкурсным (порядка 60%). То есть гарантированные деньги будем получать в 2,5 раза меньшем объеме, где-то порядка 40%.

Более того, на конкурс по закону можно вносить мероприятия только из второй категории: способствующие реализации инновационных проектов. Причем для Дубны это реальная возможность получить больше денег.

Статистика финансирования наукограда Дубна за последние годы выглядит следующим образом: если в 2000-х  годах оно достигало 200-500 млн рублей, потом постепенно падало, было порядка 80 миллионов (здесь появление Сколкова, кризис), то теперь финансирование наукограда составляет где-то 35-37 млн рублей в год – достаточно  скромная сумма для развития.

– Какие шаги предпринимаются для участия в конкурсах? – уточнил помощник директора по экономическим и финансовым вопросам ОИЯИ Виктор Катрасев.

– Пока еще федеральное министерство образования не сформулировало требования к конкурсу, поэтому, как только прояснится, будут и шаги, – ответил Дмитрий Куликов.

Как сейчас сформулируем, так и будем жить дальше

– Хотя позиция министерства еще не сформирована, но мы активно участвуем в ее формировании, не ждем, чтобы за нас определили те правила, по которым деньги будут распределяться, а  готовим свои предложения и регулярно их высказываем, ведь нам надо будет с ними жить, – добавил советник главы города по экономическому развитию Никита Смирнов.

Он отметил, что единственное мероприятие, которое было проведено с наукоградами по обсуждаемой тематике, прошло с представителями министерства в Дубне, в ОЭЗ, где констатировалось, что из 13 наукоградов реальное продвижение по созданию стратегии есть меньше чем у половины.

Сегодня по наукоградской программе средства идут на развитие социальной инфраструктуры города, создание музея ракетной техники, в той или иной степени это все инфраструктурные проекты. За наукоградские деньги в городе построено жилье для молодых специалистов и спортивная инфраструктура.

– Пока федеральный закон написан таким образом, что мы можем поддерживать только конкретные инновационные проекты, понятно, что они коммерческие. И это на самом деле серьезно отличается от того, что есть сейчас, что осложняет разработку самой стратегии, планов мероприятий к ней. Но самое главное, деньги мы можем получить только на те мероприятия, которые отразим в стратегии. Раньше такого не было, раньше можно было поправками в бюджет поменять статьи финансирования. Сейчас мы этого сделать не можем.

Сейчас мы утвердим стратегию, план мероприятий, она будет согласована правительством Московской области и утверждена Министерством образования и науки России, после чего сможем двигаться только по ней. На самом деле мы до конца не понимаем правил бюджетного финансирования, причем их пока не понимает никто, в том числе и те, кто работу организует, – заключил советник главы города.

Кстати, наши рабочие группы по разработке стратегии тоже имеют совершенно разные мнения по всем вопросам. Поэтому в заключение участников заседания Общественного совета ОИЯИ призвали внимательно посмотреть, какие тезисы на сайте  http://dubna2026.ru/ сформулированы, и дать свои оценки и предложения.

До 1 сентября город  должен представить проект стратегии в минобрнауки. Реально, как обозначил Никита Смирнов, завершить разработку стратегии, по крайней мере в черновом варианте, планируется до конца апреля, чтобы в мае уже перейти к публичным слушаниям. Самый главный вопрос в ней: на что направлять деньги. Как мы сейчас это сформулируем, так и будем жить дальше.

Посетите сайт «Стратегия»!

Со всеми наработками по стратегии можно ознакомиться, посетив сайт http://dubna2026.ru/ под названием «Стратегия». Туда выкладываются материалы рабочих групп, там же есть вспомогательные материалы, свод-анализ и данные, которые получает Дирекция развития наукограда Дубна.

На сайте также выложены предварительные тезисы, в том числе и по развитию городского транспорта, а также по взаимодействию органов власти и горожан. Имеется и обратная связь: можно присылать свои комментарии.

Кстати, в феврале планируется общее заседание рабочих групп, потому что, как пояснил докладчик, многие по тематике пересекаются: экономика с градостроительством, градостроительство с архитектурой и т.д. В этом же месяце пройдет  заседание Научно-технического совета Дубны и соберется Коррекционный совет. В конце марта предполагается публикация тезисов по всем разделам для дальнейшего обсуждения.

Также планируется выложить на сайт экономические показатели города за 2000-2014 годы (за 2015 пока еще не все экономические показатели есть): численность населения, объем производства, доходы в бюджет, налоговые поступления.

С заседания ОС ОИЯИ Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 
 
< Февраля 2016 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.