Автобусный парк, перевозки и карта "Стрелка" Печать
29.10.2015 08:37

Накануне профессионального праздника работников автомобильного транспорта, который страна отметила в это воскресенье, мы побеседовали с генеральным директором автотранспортного предприятия «РАТА» Алексеем Строговым. На фоне экономического спада в первую очередь, естественно, говорим о состоянии подвижного состава – автобусов, ежедневно выходящих на линию.

Ресурс с запасом, но...

Как отметил Алексей Геннадьевич, экономический кризис, переживаемый в настоящее время во всех сферах экономики, не мог не отразиться и на предприятии. Но, несмотря на все перипетии, удалось сохранить и коллектив (это самое главное), и даже решить некоторые неотложные вопросы по ремонту и модернизации самой производственной базы автотранспортного предприятия.

– То есть дубненским пассажирам не стоит беспокоиться, что автобусы вдруг одномоментно  выйдут из строя, они не подведут, уточнили мы.

- Подвижной состав у нас относительно новый за счет того, что пару лет назад провели масштабную замену порядка 2/3 парка (купили 24 машины) при переходе на автобусы  средней вместимости, связанную с ограничением движения по мосту плотины. И до этого предприятие приобрело несколько больших автобусов.

Так что  пока ситуация не критическая, но  тем не менее мы уже в течение двух лет ни одного автобуса не купили, и на следующий год, судя по всему, у нас это тоже не получится, потому что суммы финансирования, выделяемые и под муниципальные, и под государственные контракты, не предусматривают расходов на обновление подвижного состава.

– Ресурс маленьких «Богданов», насколько знаю, составляет 7 лет, если в течение этого времени не предпринимать мер хотя бы по их частичному обновлению, то город встанет перед проблемой…

– На самом деле, потому что если дождаться срока, то в один год поменять 24 автобуса нереально, и по идее  надо уже начиная со следующего года менять по 6 автобусов в год, то есть  обновлять парк. На сегодня такой возможности нет, и проблема усугубляется, ее решение оттягивается.

Понимаем, что 2016 год для нашей страны еще кризисный, и мы будем его переживать, фактически выживать. Единственное, что мы хотели бы в будущем году, но теперь  придется отсрочить на 2017 год – это покупка автобусов, оборудованных для перевозки маломобильных групп населения. Нам очень хотелось это сделать, но, к сожалению, пока денег не хватает.

Оптимизировать перевозки, сократить часть рейсов

– Так понимаю, что предприятие вынуждено существовать в режиме экономии. Какие-то так называемые непопулярные меры нас, горожан, как пассажиров  общественного транспорта  ожидают?

– Нам придется пойти на изменение расписания и сократить часть малорентабельных рейсов (не маршрутов) – увеличить интервал движения, – делится руководитель автотранспортного предприятия.

– Каких именно рейсов это коснется?

– Пока не готов сказать, сейчас наши специалисты очень внимательно смотрят, считают,  анализируют. Как раз пришло время готовить документацию на заключение контракта на следующий год, и мы этим занимаемся.

Будем сокращать рейсы так, чтобы не пострадали пассажиры, возможно, это скажется на удобстве тех, кто привык приходить на остановку, не подстраиваясь  под расписание (интервал небольшой, и автобуса  ждать долго не приходилось). Просто пассажиропоток перераспределится на другие рейсы. Но однозначно в часы  пик  ничего трогать не будем. Скорее всего, сокращение коснется обеденного времени, может, где-то введем разрывы.

Повторюсь, в часы  пик  плотность движения сохранится: люди спокойно, как и раньше, будут добираться на работу и обратно, – заверил Алексей Геннадьевич.

– Наряду  с муниципальными  в городе есть маршруты, которые считаются областными...

– Из года в год в течение трех лет область выделяет недостаточно денег на содержание подобных маршрутов. Так сложилось, что в свое время областные перевозки вытащили объемы перевозок всего города. У нас маршруты 110 и 112  по своему объему сопоставимы со всеми муниципальными, то есть  примерно  половина.

Пока область их нормально  финансировала, городскому бюджету не приходилось тратить на них деньги. Потому что фактически произошло совмещение городского маршрута с пригородным,  что с точки зрения логистики  считаю  правильным.

Бюджет города тогда, впрочем, как и сейчас, испытывал финансовые трудности, то есть фактически не было возможности содержать такой большой объем перевозок. А у нас автобусы очень часто ходят, плюс настал момент, когда пришлось вместимость машин уменьшить. Это, помните, стало большой проблемой, и если бы мы ее не решили, пришлось бы сильно увеличивать интервалы движения.

Сейчас снова настал сложный момент, когда нам приходится оптимизировать перевозки, чтобы как-то спасти ситуацию. Что касается самого предприятия, благодаря слаженному профессиональному коллективу  база живет, ремонт осуществляем вовремя, по графику.

– В связи с вынужденной оптимизацией расходов  планируется ли сокращение коллектива автотранспортного предприятия?

– Моя основная задача как руководителя не допустить этого, несмотря на сложную ситуацию. У нас по итогам года планируются убытки порядка 8-9 миллионов рублей, связанных, во-первых, с недостаточной суммой финансирования, заложенной изначально под контракт, во-вторых, с введением новой системы безналичной оплаты проезда с помощью карты «Стрелка», которая вместо прогнозируемого Минтрансом дохода  на сегодняшний день приносит убытки, – констатировал генеральный директор ОАО «РАТА».

«Стрелка» – благо или?..

– Получается, с введением единой транспортной карты дубненское автотранспортное предприятие, наоборот, пострадало?

– В той части, что у нас в городе, в отличие от других предприятий  Мострансавто,  всегда была хорошая собираемость платы за проезд, мы над этим активно работали, причем само руководство Мострансавто это признает. В итоге получилось, что количество учтенных пассажиров не увеличилось, а сумма оплаты... Во-первых, с каждой транзакции 5% (это очень много) уходит оператору, во-вторых, введение навязанного нам  несмотря на все сопротивления  40-рублевого тарифа, заставило часть платного, не льготного пассажиропотока уйти на альтернативный вид транспорта.

Сюда нужно добавить и тех, кто по своему менталитету не готов сразу использовать современную систему оплаты проезда, им удобнее заплатить наличными: они всю жизнь так делали и не хотят ничего менять. На мой взгляд, резкое введение 40-рублевого тарифа для разовой оплаты проезда, частично, конечно, подтолкнуло пассажиров покупать карту, но гораздо больше ушли, хотя сейчас уже и «маршрутки» принимают «Стрелку».

– То есть за этой системой все равно стоит будущее...

– Это политика и федерального правительства – перевод наличных транзакций в безналичную сферу. Оно понятно. Государство хочет видеть финансовые потоки, контролировать их, чтобы налоги вовремя платили и т.д. Поэтому все телодвижения идут в этом ключе: чтобы зарплаты наши на пластик переводили,  госуслуги по безналу оплачивались и оплата проезда...

– Хочу понять: для перевозчиков она удобна?

– В принципе для перевозчиков по карте «Стрелка» удобно работать, несмотря на то, что она не принесла предприятию доходов. Кондукторам, например, не надо решать вопрос, где найти мелочь на сдачу, плюс от них ушла наличность, а значит, и возможность положить себе лишние деньги в карман, ведь, что скрывать, не без этого.

Еще один плюс:  все транзакции идут через сервер, то есть собираются статистические данные, анализируя которые можно думать об оптимизации планирования маршрутов и расписания. Это некий инструмент.

– Удобства  использования единой транспортной карты для пассажиров тоже имеются? Давайте  их перечислим.

– Эта система полностью рассчитана на удобство пассажиров, гораздо в большей степени, чем на удобство перевозчиков. Прежде всего  пассажир покупает карту разово, и действует она пять лет, ему не надо каждый месяц покупать проездной, как раньше.

–  А можно ли пополнить счет карты в автобусе?

– Дело в том, что возможность пополнения карт постоянно растет, то есть растет количество банков, которые позволяют это делать через свои платежные терминалы:  сначала был Сбербанк, сейчас добавились  банки «Возрождение», «Индустриальный», можно пополнять карту через платежную систему «Киви».

В автобусе мы карты не пополняем, только продаем. Кондуктор ее активирует, и пассажир может сразу же оплатить проезд. Кстати, было время, когда мы не имели возможности реализовывать карты в автобусе, и точек продажи в городе было мало.

А купив карту, хочешь – пополняй через терминал, хочешь  – через личный кабинет, где можно и баланс посмотреть. Сейчас широкое распространение получили смартфоны, которыми горожане активно пользуются, для них разработаны мобильные приложения карты «Стрелка».

Привязываешь один раз банковскую карту и потом всегда можешь посмотреть баланс, пополнить его и посмотреть историю поездок. Я, между прочим, тоже загрузил себе на телефон приложение ради интереса, пользуюсь, очень удобно.

– А как быть, если человек уже едет в автобусе и не знает, сколько на карточке средств?

– К сожалению, система устроена так, что не позволяет через кондукторский терминал посмотреть остаток. Потому что на самой карте данных о деньгах нет, они находятся на сервере. Задача кондукторского терминала считать информацию: достаточно ли  средств для оплаты поездки или нет, а сколько их конкретно, не видно. Может, когда-нибудь и это будет реализовано...

– Но есть ситуации, когда пассажир перед поездкой положил деньги на карту, а кондукторский терминал говорит, что средств недостаточно, и он вынужден заплатить 40 рублей.

– Несмотря на то, что система «Стрелка» работает около года, с апреля 2015, все равно она еще развивается, поэтому не все возможности реализованы. Бывает, что сервер дает сбой, и деньги зачисляются не сразу, а через несколько часов, а бывает, через день, но подобные случаи  единичные.

– Так необходимо что-то предпринимать, чтобы избегать и единичных случаев.

– Знаете, на сегодняшний день мы сделали уже десятую прошивку кондукторского терминала, то есть прошло десять обновлений программного обеспечения. И каждое учитывает какие-то ошибки, исправляет их. Одним словом – система активно развивается...

– Эта система предполагает когда-либо сокращение на линии кондукторов?

– Пользы от сокращения, – уверен  А.Г. Строгов, – не будет, потому что тогда в автобусах надо установить турникеты, а это однозначно неудобство для пассажиров. Вообще данная система предполагает два вида работы: без кондуктора и с кондуктором. Мы изначально выбрали кондукторскую систему, к тому же кондукторы у нас,  помимо непосредственного обилечивания  пассажиров, являются представителями перевозчика, которые следят за безопасностью перевозок, ведь водитель такой возможности не имеет – он смотрит за дорогой.

ЕТК школьникам и студентам

– Что касается льготных карт «Стрелка» для учащегося, которые в настоящее время в городе купить невозможно, есть ли подвижки в этом направлении?

– В ближайшее время планируется перевести на учет через кондукторский терминал новые социальные карты, и следующий шаг – единую транспортную карту для учащегося. Кстати, возможности приема карты у нас есть, но вопрос с возможностью ее реализации на сегодняшний день не решен.

Связано это с тем, что сама карта – это льгота, в ней зашита половинная стоимость проезда. Льгота адресная, предоставляется исключительно учащимся, поэтому должен вестись их учет, должно быть подтверждение права на льготу. Поэтому правительство планирует распространять карту учащегося через многофункциональный центр госуслуг (МФЦ). В настоящее время идет согласование с министерством образования, чтобы получить  список учащихся и ввести его в электронную базу.

– Сейчас льгота реализуется по-старому:  школьники и студенты покупают проездные?

– На сегодняшний день пока еще они не отменены, проездные мы продаем на основании справки учащегося или студенческого билета, – ответил Алексей Строгов.

– За рубежом, например, в Китае, множество оплат, в том числе и проезда на общественном транспорте,  производится с помощью мобильного телефона. Мы к этому когда-нибудь придем?

– В России тоже есть такие технологии. В Москве, я слышал, в некоторых магазинах работают соответствующие терминалы. Будет ли это в карте ЕТК? Знаю, что в планах есть, но чтобы подобные технологии реализовать,  в автобусах должны быть установлены стационарные терминалы. Тоже удобно, потому что тебе не надо ждать, когда освободится кондуктор, чтобы оплатить проезд. Пока выпустили только опытную партию стационарных терминалов.  Но на первоначальном этапе, думаю, надо убрать все огрехи из программного обеспечения, чтобы у пассажиров не возникало никаких вопросов, – считает руководитель дубненского автотранспортного предприятия.

Точка возврата карт

– В завершение разговора еще один вопрос по «Стрелке».   Где можно карту сдать, обменять, если она по какой-то причине вышла из строя?

– Важный момент с точкой возврата: в Дубне у пассажиров нет возможности  ее обменять и вернуть деньги. Операторы ЕТК, к сожалению, не очень торопятся такую точку открывать. Ближайшая на базе Мострансавто была в Дмитрове, сейчас, слышал,  сделали в Талдоме.

Мы, честно говоря, не торопились этому способствовать, потому что было принято решение открыть ее на базе Евросети, но недавно узнали, что она там не появится. Придется нам самим организовывать, и мы это обязательно сделаем в ближайшее время.

Здесь сложность в том, что от обратившегося человека нужно принять оригинал заявления, снять копии с удостоверяющих личность документов, отвезти их в Москву вместе с «битой» картой, после чего в течение 10 дней деньги будут зачислены. Наверное, мы будем это делать два раза в месяц. К сожалению, дистанционный документооборот  у операторов не предвидится, поэтому возникают некоторые трудности, – заключил Алексей Геннадьевич.

Беседовала Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова