"Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках": вчера, сегодня и завтра Печать
02.07.2015 08:24

В следующем году одно из старейших российских предприятий по производству фарфора официально отметит свой 250-летний юбилей. Продукция завода до сих пор является эталоном высочайшего качества, а славные традиции  фарфорового промысла продолжаются в творчестве  современных  мастеров.

 

Многовековая история фарфора берет свое начало в Китае. Именно там почти 2000 лет назад нашли способ высокотемпературного обжига керамики, а несколько столетий спустя благодаря открытию богатых месторождений каолина (белой глины) начали выпускать настоящий фарфор. Предполагают, что название его возникло от китайского слова «императорский». Впрочем, в некоторых странах Европы его до сих пор называют порцелином – по названию белоснежной морской раковины, с которой сравнил фарфор посетивший в XIII веке Китай знаменитый путешественник Марко Поло.

Секрет производства фарфора хранили в строжайшей тайне. В Средние века в Европе он ценился буквально на вес золота, так как продавали его по весу, а цена на некоторые вещи могла превышать цену бриллиантов. В истории известен факт обмена китайского столового сервиза на целый полк бравых прусских солдат. Ювелиры обрамляли китайский фарфор в золотую оправу, и такие украшения могли позволить себе только дамы высшего света. Изделия из него хранились в королевских, дворянских и церковных сокровищницах наравне с драгоценными камнями, посудой и оружием из драгоценных металлов. Гораздо позднее фарфор стали производить в Корее, затем в Японии. В Европе секрет производства так называемого твердого фарфора разгадали только в начале XVIII века. Многие талантливые ученые Германии, Франции, Италии работали над поиском химического состава качественного фарфора.

И вот фарфор пришел в Россию…

В России путем самостоятельной научной и экспериментальной работы Дмитрия Виноградова был создан самобытный русский фарфор. Работая на Санкт-Петербургской Невской порцелиновой мануфактуре (позднее — знаменитый Императорский фарфоровый завод), он фактически разработал весь процесс его производства: изучал глины различных месторождений, исследовал составы фарфоровых масс и глазурей, проводил испытания различных сортов топлива для обжига, составлял проекты печей и горнов, изобретал рецептуру красок для декорирования. Примерно в это же время секрет фарфора открыл Иван Гребенщиков, сын хозяина  фаянсовой фабрики в Москве.

Благодаря этим открытиям в России один за другим стали создаваться частные предприятия по изготовлению фарфора. Английский купец Франц Гарднер организовал собственное производство в селе Вербилки (Вербильцы) Дмитровского уезда Московской губернии. Официальной датой его основания считают 1766-й год, хотя по другим источникам это произошло гораздо раньше – в 1754-м. Место было выбрано замечательное: бывшие владения князя Урусова, расположенные на берегах рек Дубны и Якоти, как нельзя лучше подходили для строительства завода. Производству требовались большие запасы водных и энергоресурсов, а здесь в изобилии было и воды, и леса, и торфа. Первых опытных мастеров Гарднер пригласил из немецкого Мейсена, признанного европейского центра производства дорогого фарфора, в качестве рабочих привлекались местные жители. Искусные умельцы из их числа становились художниками, лепщиками, передавая свои знания и опыт молодым работникам. Эта традиция сохранилась до наших дней. Сначала сырье для производства поступало из Англии, но вскоре Гарднер открыл месторождение глуховской белой глины, кварц брали под Петрозаводском, а серую гжельскую глину здесь же, в Московской губернии.

«Мануфактуры Гарднеръ» – роскошная элегантность

Фабрика выпускала фарфор, не уступающий по качеству европейскому. Здесь производились  настоящие шедевры искусства, ставшие украшением императорских дворцов России и Европы. Именно здесь был создан первый в истории российского фарфора сервиз, посвященный военным успехам России. Сервиз с росписью на тему победы в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. был подарен императрице Екатерине II.  Она была настолько восхищена им, что вскоре заказала фабрике четыре сервиза в честь орденов Георгия Победоносца, Андрея Первозванного, Александра Невского и святого князя Владимира, которые предназначались для приемов в честь кавалеров этих самых почитаемых орденов и использовались ежегодно в течение почти полутора столетий. Каждый состоял от нескольких сотен до полутора тысяч разнообразных столовых предметов, в том числе известных тарелок, выполненных в форме виноградных листьев.  За выполнение заказа Гарднер был приглашен на аудиенцию к императрице и получил от московского губернатора право ставить на своих изделиях изображение московского герба. 1855 году предприятию было дано почетное право использовать изображение Государственного герба России, а в 1856 году фабрика получила почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Сейчас «орденские» сервизы можно увидеть в Санкт-Петербургском музее фарфора.

«Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» успешно развивались. Их единственным конкурентом был только Императорский фарфоровый завод в Петербурге, но он выпускал изделия лишь для царского двора, а продукцию Вербилок могли позволить себе и люди более скромного достатка. Помимо высококачественного фарфора, здесь также освоили производство опаки – высшего сорта фаянса. Покупатели разных сословий с удовольствием раскупали столовую и чайную посуду, скульптурные изделия, люстры, декоративную и сувенирную продукцию. Русский художественный фарфор уже тогда активно использовался в оформлении интерьера. Художники завода разрабатывали свой собственный стиль, отказавшись от европейских образцов. Изображали портреты знаменитых современников и признанных красавиц, репродукции картин и литературных персонажей известных произведений, пейзажи и архитектурные виды красивейших городов мира. «Именные» сервизы, украшенные гербами аристократических родов, дворянскими коронами, монограммами и вензелями, были визитной карточкой завода и пользовались большим спросом у знати.

Сохраняя высокохудожественные традиции…

Марка Франца Гарднера долгие годы служила эталоном для большинства русских производителей фарфора, была настолько популярной в России и за рубежом, что Матвей Кузнецов, приобретший завод в 1891 году, посчитал нужным сохранить старое клеймо на всей продукции. Имя основателя знаменитого фарфорового завода сохранялось в клейме и при советской власти до 1920-х годов. Именно в советское время национализированный Дмитровский фарфоровый завод приобрел поистине мировую известность.  Росли объемы продукции, обновлялось оборудование, была создана собственная художественная лаборатория. Качество, красоту, самобытность фарфоровых изделий отметили более чем на ста зарубежных выставках, а на  всемирных выставках в Париже (1937 г.) и Брюсселе (1958 г.) они были оценены золотыми и серебряной медалями. Брюссельская серебряная медаль была присуждена за композицию «Илья Муромец и Соловей-разбойник», выполненную народным художником, скульптором Сергеем Орловым, который долгое время работал на заводе. Им же созданы и знаменитые скульптурные композиции на тему сказок «Конек-горбунок» и «Сказка о рыбаке и рыбке», а также «Клоун», которые до сих пор выпускают «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках». Всемирную известность народному мастеру принесли его работы в области монументальной и станковой скульптуры: он автор памятников Юрию Долгорукому в Москве, Афанасию Никитину в Твери, композиций для павильонов ВДНХ и станций Московского метрополитена.

Целая плеяда талантливых художников и скульпторов, профессионалов и практиков  в разные годы работала на заводе: Константин Тихонов, Дмитрий Горлов, Евгений и Петр Смирновы, Александра Чекулина, Сергей Уваров, Юрий Ганрио, Юрий Золотов, Татьяна Деморей, Елизавета Лопатухина и многие другие.

После распада СССР завод не только выжил, но и продолжал успешно развиваться, сохраняя высокохудожественные традиции отечественного фарфора и народных художественных промыслов, при этом удерживая лидерские позиции на российском рынке, несмотря на жесткую конкуренцию со стороны дешевой китайской продукции, качество которой оставляет желать лучшего. В 1996 году «Мануфактуры Гарднеръ» отмечены Бриллиантовой и Золотой звездами на международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико.  Предприятие с 2007 года является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера».

Белоснежный фарфор по рецепту Гарднера

Наверное, в каждой российской семье можно найти продукцию, в разные годы выпущенную в Вербилках. Мне посчастливилось воочию наблюдать, как производят этот удивительный белоснежный фарфор.

После заводской проходной нас встречают огромные кирпичные корпуса с арочными окнами. Многие производственные здания были построены еще до революции Матвеем Кузнецовым. Постройки времен Франца Гарднера не сохранились, но главное – сохранился его уникальный рецепт фарфоровой массы, который используют до сих пор. Главная его составляющая – каолин, белая глина с оптимальным содержанием оксида железа: чем его меньше, тем светлее получится  фарфор. Закупают каолин на Украине (Просяновское месторождение), которой сейчас принадлежит 7% его мировых запасов.

В производстве используют несколько видов глины, полевой шпат, кварцевый песок и пегматиты. Каменистое сырье перерабатывают в шаровой мельнице до более тонкого состояния, используя уралитовые цилиндры. Очищенную глину и каолин распускают в воде и вместе с молотыми каменистыми материалами тщательно перемешивают в мешалках. Во избежание брака жидкая масса проходит ситовое и магнитное обогащение для удаления железистых включений, так как в случае попадания металлических частиц в фарфор при обжиге на изделиях проявляются бурые пятна расплавленного металла.

Полученную суспензию под давлением закачивают в фильтр-прессы, чтобы удалить воду с растворенными в ней ненужными примесями. Спрессованные коржи пластичной массы попадают в  вакуум-мялку – пресс-машину с вакуумной камерой, очень похожую на мясорубку, которая предназначена для равномерного перемешивания и пузырьков воздуха, чтобы не было пустот.  Фарфоровая масса выдавливается из пресс-машины в виде огромной «колбасы», которая легко разрезается леской. Цилиндрические заготовки выдерживаются от суток до трех, чтобы «дозреть» (как тесто в кулинарии!), а затем процесс повторяют для улучшения качества и получения более тонкой консистенции. После этого фарфоровая масса считается готовой.

Фарфоровый завод или «кондитерская фабрика»?

Все производство удивительным образом напоминает кондитерскую фабрику: замешивается «тесто», формируются изделия, запекаются и декорируются.

В формовочном цехе еще интереснее. Во второй вакуум-мялке массу продавливают, используя насадки с прорезями меньших диаметров, получая «колбасы» разной толщины. В зависимости от массы будущего изделия ее нарезают на кусочки, каждый из которых помещают в форму. С помощью конвейера формы последовательно подаются во вращающиеся чаши станка. В это время в полость формы на несколько секунд опускается формующий шаблон или ролик, который равномерно распределяет массу по ее внутренней поверхности, а излишки материала в виде стружек удаляет в находящийся рядом контейнер. Слегка подсушенное изделие вынимают из формы, края закругляют влажной губкой. Далее вручную приставляют к изделию дополнительные детали, чаще всего выполненные литьевым способом, – ручки, носики, крышки, элементы пластики, а затем 2 часа сушат в камере при температуре 900.

В литьевом цехе используют не фарфоровую массу, а шликер  – суспензию на основе глины, каолина, кварца и других составляющих, на треть состоящую из воды. Литье проводят двумя способами. Оба основаны на свойстве гипса впитывать влагу и способности глины при снижении влажности переходить из жидкого шликера в состояние пластичного теста. В первом случае шликер заливают в форму и оставляют на некоторое время. По мере накапливания в гипсе воды, содержащейся в суспензии, внешний слой заготовки твердеет: чем дольше она стоит, тем больше толщина слоя. В нужный момент остатки шликера выливают, а на внутренних стенках формы остается слой загустевшей массы – сырец. После высыхания он легко отделяется от стен формы. Второй способ заключается в заливке шликера в разборные гипсовые формы через специальные отверстия, после просушки формы раскрывают, извлекая изделие. Существует как ручное, так и механизированное литье.

Главная гордость завода – тонкостенный фарфор. Толщина стенки чайной чашки в готовом виде 1 мм, весит она вместе с ручкой всего 55 граммов. Нанесенный на нее рисунок легко просвечивает сквозь стенки изделия, даже если его просто развернуть к окну.

В цехе исключительно женщины, а работа требует серьезных физических усилий. Попробовав приподнять половину гипсовой формы весом около 10 кг, почему-то вспомнилось, что предприятие относится к отрасли легкой промышленности... В помещении довольно жарко и влажно за счет испарений, работа весь день «на ногах», так что после смены о тренажерном зале и думать не захочется! Елена Белова отработала на предприятии 37 лет, Зинаида Колосова – 45. Такой стаж у большинства работников завода, которые пришли сюда сразу после школы или училища и стали мастерами высокой квалификации. А вот молодежь не считает эту работу престижной, несмотря на хорошую зарплату.

После литья сушка проходит не в камерах, а в естественных условиях. Специалист определяет время готовности, которое зависит от многих факторов: массы изделия, толщины стенок и температуры окружающего воздуха. Пока изделие не высохло, мелкие полости можно убрать, отшлифовав с помощью того же жидкого шликера. Сложные изделия отливаются отдельно по деталям, а затем скрепляются по помеченным точкам, которые пронумерованы в местах будущей склейки. Когда деталей много, собрать такой «конструктор» весьма непросто.

Обжиг, глазурование и снова обжиг

Изделия, выполненные любым способом, обязательно подвергаются обжигу. Первый проводится в течение 8 часов при температуре 8000 в рольгандовой печи. Рабочее пространство ее имеет форму проходного туннеля, по которому продукция продвигается за счет медленно вращающихся роликов. Движение обычному глазу почти незаметно. После этого обжига изделия еще довольно хрупкие и шершавые.

Далее очень важный этап – глазурование. Изделия простых форм поливают глазурью на конвейере, сложные окунают вручную, шлифуют, подсушивают и отправляют на второй обжиг. Глазурь, в состав которой входит кварцевый песок и пегматит, в печи расплавляется до состояния жидкого стекла, что придает поверхности фарфора гладкость и блеск. Фарфор, который не покрывается глазурью, называется бисквитным (еще один «кулинарный» термин!)  Используют его в производстве бюстов и статуй для придания изделиям более натурального вида.

Второй обжиг проходит в печи в течение суток при температуре 13800. Печь работает круглосуточно, так как  рассчитана на непрерывное производство. Последняя в эксплуатации с 1971 года, длина ее 95 метров, работает на газе (более ранние модели отапливались углем и дровами). Вагоны с продукцией на полках, двигаясь внутри  печи, проходят все зоны постепенного нагрева, обжига и остывания. Для получения качественного фарфора необходимы не только высокая температура, но и правильная газовая среда.

Следует отметить, что на каждом этапе производства изделие проходит строгий контроль качества, чаще визуальный. Чтобы увидеть мелкие трещинки, его покрывают специальным фуксиновым раствором, помогающим выявить дефекты. Отметка о пройденном контроле ставится краской, которая полностью сгорает при обжиге.

Здесь витает дух творчества…

Живописный цех – это огромная творческая мастерская, где работают талантливые художники, которые из белоснежного фарфора создают яркие, красочные и незабываемые изделия. Здесь дух творчества и радость созидания неотделимы от ремесленного запаха скипидара, которым разводят керамические краски. При ручной росписи используют жидкий 12% раствор металлического золота и платины. В процессе работы изделия на разных этапах могут подвергаться дополнительному обжигу в находящейся здесь небольшой муфельной печи: сначала обжигают подмалевок – первоначальный эскиз картины, затем послойно нанесенные краски. Так создают изделия премиум-класса, на которые ставится герб Гарднера. Интересно, что марки завода менялись несколько десятков раз, по ним можно даже определить примерное время изготовления продукции. Декорируют изделия и с помощью деколей – готовых  изображений, которые переносятся на фарфор с бумажной основы, а затем фиксируются высокотемпературным обжигом. В цехе используют и смешанную технику, когда наносят основу рисунка с помощью деколи, а детали прорисовывают.  Иногда контур рисунка переводят по трафарету древесным углем через отверстия в кальке.

Глаза разбегаются от всего великолепия, которое здесь представлено! Каждое изделие хранит тепло рук мастеров, вложивших душу в свои произведения. Изумительной красоты шахматные наборы, расписные настенные блюда с репродукциями картин, подарочные чайные и кофейные пары с ручной росписью, уникальные чайные и столовые сервизы, в том числе из тонкостенного стекла, вазы из бисквитного фарфора, роскошные конфетницы и фруктовницы,  изящные статуэтки и целые композиции. Некоторые изделия выпускаются со времен Гарднера, спрос на них давно проверен временем. Например, большой тонкостенный фарфоровый чайник формы «Собрание» объемом 3,5 литра. А вот ограниченная серия для коллекционеров – генералы Отечественной войны 1812 года: Кутузов, Александр I, Багратион и Барклай де Толли. Есть и относительно новые скульптуры: Елочка, Дед Мороз и Снегурочка, за основу которых взяты советские игрушки. Сегодня здесь возрождают традицию «именных» изделий, предлагая нанесение дарственных надписей, фамильных вензелей и личных монограмм на продукцию.

Достижения и перспективы

Совсем недавно «Мануфактуры Гарднеръ в Вербилках» участвовали в X Юбилейном фестивале народных художников и мастеров России «Жар-птица», который проходил в Москве на ВДНХ, где представляли подарочную линию сувениров, посвящённую 70-летию Великой Победы: дизайнерские чайные пары с сюжетами на военную тему, фарфоровые статуэтки героев войны, военной техники. А в марте завод принял участие в XVIII Всероссийской выставке «Ладья. Весенняя фантазия – 2015», которая прошла в Московском ЦВК «Экспоцентр». Знатоки фарфора смогли оценить удивительные сервизы под названием «Совершенства природы», выполненные мастерами легендарного промысла Вербилок.

С февраля текущего года на заводе новый руководитель – Вячеслав Усолкин, который до этого работал в должности технического директора. Вячеслав Юрьевич поделился ближайшими планами предприятия. В целях оптимизации производства идет установка новых печей  для обжига, выпущенных в Португалии. Две из трех запланированных уже установлены, осталось только подключить газ. К августу ждут специалистов, которые проведут подключение и запустят печи в работу. Если сейчас используется оборудование проходного типа, то это – камерное. Продукция будет находиться в печи стационарно на весь период проведения обжига. Преимущества в том, что технологический цикл по времени сокращается в 2 раза, не налагаются требования к непрерывности производства, что влечет экономию газа и электроэнергии. Появится возможность и более точно регулировать температуру и давление, это улучшит качество выпускаемой продукции: меньше мушек-вкраплений, выше белизна.

Сейчас на заводе работают 280 человек, большинство из которых опытнейшие специалисты, отдавшие производству не один десяток лет. Старейший работник – Павел Степанович Родионов, бывший главный теплотехник,  в свои 80 лет до сих пор делится с коллегами знаниями и опытом. Вячеслав Юрьевич отметил, что о каждом работнике можно рассказывать отдельно, а выделить кого-то особенно очень сложно. На прошедшем недавно дне празднования поселка,  совпавшим с Днем легкой промышленности, чествовали Татьяну и Надежду Федоровых, Романа Зорина, Надежду Иванову, Светлану Лагутину, Веру и Татьяну Кузнецовых, Ларису Савельеву, Надежду Капралову, Василия Ермакова, Дмитрия Силантьева, Галину Чурилову, Ольгу Чукову, Валентину Милину, Сергея Чубрина и Надежду Гурьянову.  Много здесь настоящих мастеров, тем не менее кадровый вопрос стоит очень остро.  Раньше на предприятии было свое училище, которое готовило специалистов для завода, теперь  новых работников обучают на месте.

И еще одна замечательная новость – на начало осени запланировано открытие музея, где будет выставлена постоянная экспозиция коллекции изделий, выпускаемых заводом в разные годы. В данный момент разрабатывается проект по созданию на базе «Мануфактур Гарднеръ в Вербилках» туристического кластера. В здании проходной начинается ремонт, после него на втором этаже разместится музей, а на первом будет работать магазин, творческая мастерская по проведению мастер-классов по декорированию фарфоровых изделий и чайная – с целью возродить российские традиции чаепития. Чайные церемонии будут проводиться с использованием посуды, выпускаемой заводом. В рамках проекта будут организовываться экскурсии для туристов, путешествующих на теплоходах. В поселке Вербилки планируется сделать парк, где будет представлен уголок Гарднера на месте его бывшего имения. Планов много, а значит впереди у предприятия новые надежды и новые перспективы!

Евгения Руденко

Фото автора