Билимбай, БИ-­1, мост сотрудничества Печать
25.06.2015 09:08

ГосМКБ «Радуга» и далекий  уральский поселок Билимбай, расположенный под городом Первоуральском, недалеко от нынешнего Екатеринбурга. Что их может связывать? А связывает их детище выдающегося конструктора Александра Яковлевича Березняка, имя которого носит наше градообразующее предприятие.

Именно на билимбайской земле в годы Великой Отечественной войны Александр Березняк состоялся как авиаконструктор, один из создателей первого реактивного истребителя БИ­-1. Самолет получил название по первым буквам фамилий своих авторов: Березняка и Исаева, трудившихся в годы ВОВ здесь, на эвакуированном заводе. Крылатые машины собирались в подвале Свято­Троицкого храма.

15 мая в Билимбае у мемориального комплекса возле храма собрались сотни жителей поселка, священнослужители, представители военно-­промышленного комплекса Свердловской области, органов самоуправления, гости. В этот день  в честь первого полета первого реактивного самолета БИ-­1 публике была представлена полномасштабная копия легендарного самолета.

Все характеристики как у оригинала: размах крыльев 7,5 метров, вес – около тонны, правда, макет собран из металла в отличие от оригинала, в изготовлении которого для простоты серийного производства использовались дерево и ткань, за что самолет прозвали тогда деревянной ракетой.

Как отметил начальник управления кадров и социальной политики ГосМКБ «Радуга» Салават Каримов, побывавший на торжестве в Билимбае и поделившийся с нами впечатлениями от поездки,  в октябре 1941 года сюда были эвакуированы авиационные конструкторские бюро Болховитинова и Миля.

История этот факт описывает так: «Людей привезли в суровое время в суровые условия, выгрузили их в большом Свято­Троицком храме. Было сказано: «Располагайтесь и творите!» Жили и работали в очень стесненных условиях».

Александр Березняк и Алексей Исаев здесь впервые в одном месте свели планер самолета и двигатель, отработали машину полной комплектации. Кстати, оба конструктора БИ-­1 впоследствии стали основателями двух конструкторских школ...

Без полета Бахчиванджи не было бы полета в космос

Первый истребитель в 1942 году создавали в ныне полуразрушенной небольшой церкви поселка Билимбай, в котором сейчас проживают 6 тысяч человек. 15 мая 1942 года Герой Советского Союза Григорий Бахчиванджи выполнил на легендарном самолете БИ­1  первый полет.

Как в свое время сказал Юрий Гагарин, без полета Бахчиванджи, без полета первого реактивного советского самолета БИ­1 не состоялся бы полет человека в космос. Испытания реактивного двигателя проводились на берегу Билимбаевского пруда. Подняв машину в небо, летчик­испытатель достиг на ней высоты 840 метров и скорости 400 километров в час.

Полет продолжался чуть более трех минут, часть конструкции самолета была выполнена из дерева и ткани, а такие конструкции долго не выдерживали: их разъедала кислота, входящая в состав топлива.

Всего, говорит Салават Идрисович Каримов, истребитель
поднимался в небо семь раз на территории нынешнего аэропорта Кольцово (Екатеринбург), это в 70­ти километрах от поселка Билимбай. Крылатая машина развивала небывалую по тем временам для самолета скорость – 800 км/час. Современные летчики утверждают, что не представляют, какие перегрузки пережил летчик: лицо деформируется, на доли секунд пилот просто теряет сознание.

Последний полет закончился трагически: самолет, достигнув предельной скорости, вошел в пике и из него не вышел, Григорий Бахчиванджи погиб.  Это обстоятельство прекратило  дальнейшие испытания реактивного самолета, партию БИ­1 отправили в Москву и там уничтожили.

Но память о нем жива и будет жить. «Считайте, ­ сказал Салават Каримов билимбаевцам и повторил нам, ­ что это крылатая ракета, прародительница сегодняшних классических крылатых ракет, где, конечно, человека нет, это, по существу, летающие роботы избирательного действия. Работа конструкторов позволила создавать самолеты, намного превышающие по скорости аппарат БИ­1, позволила решить многие специфические задачи, и в этом смысле летчики, конструкторы жизнь положили, удовлетворяя потребность страны и научную любознательность».

Теперь напоминать о легендарном авиационном прошлом поселка Билимбай будет этот памятник. Чтобы истребитель был виден издалека, в ближайшее время крылатую машину поднимут на постамент.

Создатели макета ­ фонд «Строганофф»

Созданием копии первого советского реактивного самолета  занимался фонд «Строганофф». Идея зародилась у инициаторов фонда в 2014 году, они искали чертежи в Интернете, прорабатывали все детали. Этому способствовало и то, что Александр Моисеев (директор фонда) и Станислав Могила – инженеры­механики. Чтобы воссоздать макет как можно точнее, им потребовалось около полугода.

Кстати, в России это третий полномасштабный макет БИ­1, один установлен  в аэропорту Кольцово (Екатеринбург), другой – на родине летчика­испытателя Бахчиванджи, в станице Бриньковская. Его изготовили и установили сотрудники ГосМКБ «Радуга».

Как говорят сами  инициаторы, работая над макетом самолета, они приложили все усилия, сделали его не на один год, не на одну пятилетку. Самолет покрыли специальными составами, которые позволят минимум 15 лет (до следующей покраски) удерживать воздействие температур и влаги.

Впрочем, презентация точной копии самолета в Билимбае – лишь начало грандиозного проекта, который реализует фонд и администрация города Первоуральска. Конечная цель масштабного проекта фонда – воссоздать культурно­исторический центр, включая Свято­Троицкий храм, восстановить былую славу поселка Билимбай, чтобы он в дальнейшем стал остановкой туристического маршрута регионального значения.

Для справки. Поселок Билимбай был основан известным российским предпринимателем, меценатом  Строгановым, на берегу  реки Билимбаихи. Вокруг него и развивалось поселение. Сейчас его населяют 6 тысяч человек, он входит в более крупный городской округ – Первоуральск, составную часть Свердловской области.

Представляя
коллектив ГосМКБ

На вопрос, каким образом представители фонда вышли на администрацию ГосМКБ, Салават Идрисович Каримов ответил:

­ Очень отрадно, что нашлись люди, относительно молодые (им нет и сорока), состоявшиеся предприниматели, которые образовали фонд. А создав фонд, своей основной задачей поставили воссоздание историко­культурного наследия Билимбая.  Для себя они обозначили это как открытие поселения вновь, сделали фильм «Неизвестный Билимбай».

То есть начали системно исследовать свою малую родину. Конечно, со школьной скамьи ребята знали, что здесь летал и погиб Григорий Бахчиванджи.  Но когда начали более пристально изучать историю своего поселка, узнали, что в храме работали конструкторские бюро, откуда вышли выдающиеся соотечественники. Нашли информацию о том, что А.Я.Березняк – основатель ГосМКБ «Радуга», и сразу с нами связались. Этой весной они прислали письмо с предложением посетить поселок, чтобы отметить первый полет самолета БИ­1. Мы приняли приглашение побывать на торжественном открытии копии, когда впервые показали публике самолет.

­ Это значимое событие не только для небольшого уральского поселка, но и для нас тоже...

­ Безусловно, очень торжественное и значимое событие. Организаторы специально назначили его на 15 мая – дату первого взлета БИ­1. Главное, что все выступавшие на митинге взяли обязательство поддержать начинание фонда, свежо и ярко в выступлениях прослеживалась жизнь и свершения конструкторов на этой территории, в том числе и Александра Березняка.

­ Вы поделились с участниками торжественного события, чем сегодня занимается коллектив конструкторского бюро имени А.Я.Березняка?

­ Я представлял в Билимбае, на земле которого обрел настоящие крылья первый реактивный самолет, коллектив ГосМКБ «Радуга». Рассказал собравшимся, что в настоящее время  предприятие имени выдающегося конструктора производит оружие, которое является серьезным аргументом президента страны при решении стратегических вопросов.

Вспомнил, как, уже будучи маститым конструктором, Александр Яковлевич Березняк сказал: «Наши потомки будут гордиться нашими свершениями».

От имени коллектива в завершение выступления поблагодарил жителей Билимбая, правительство Свердловской области, органы местного самоуправления, духовенство края, конечно же, учредителей фонда «Строганофф» за то, что они дали возможность испытать гордость за великих соотечественников, ­ заключил Салават Идрисович.

Сотрудничество
продолжится

Подытоживая результаты майской поездки в Билимбай, Салават Каримов отметил,  что администрация предприятия во главе с генеральным директором приняла  решение наметившееся сотрудничество с уральцами продолжать.

­ В настоящее время, ­ сказал он, ­ мы намечаем планы взаимодействия с фондом «Строганофф», считаем, что такой важный период в жизни авиаконструктора Березняка, когда он впервые занялся настоящим самолетом, имевшим громкую известность, и состоялся как начинающий авиаконструктор, нельзя забывать.

Поэтому у администрации конструкторского бюро есть намерения пригласить представителей фонда, администрацию Первоуральска посетить наше предприятие и таким образом продолжить сотрудничество.

Наверняка это взаимодействие поможет еще больше узнать о первом главном конструкторе, руководителе ГосМКБ «Радуга» Александре Березняке. Кроме того, в 2017 году исполнится 75 лет с момента первого полета Григория Бахчиванджи на БИ­1. Конечно, считает Салават Идрисович, юбилейную дату предстоит достойно отметить и билимбаевцам, и дубненцам, которые трудятся в оборонном авиастроении.

Когда­то Александр Березняк сказал, что наше будущее поколение будет гордиться нашими свершениями. Действительно, такое происходит, и теперешние последователи авиаконструктура  хотят больше знать о его жизни, о неизвестных фактах биографии, творчестве и свершениях основателя ГосМКБ.

­ Очень отрадно, что относительно молодые люди интересуются своим прошлым, испытывают за него гордость, и мы им очень благодарны за то, что они большое внимание уделяют нашему первому главному конструктору, ­ еще раз подчеркнул в заключение беседы начальник управления кадров и социальной политики ГосМКБ «Радуга» С.И.Каримов.

Татьяна КРЮКОВА