"Формула личности" Печать
18.06.2015 10:09

В проекте с таким названием, реализованном на базе Библиотеки семейного чтения (отдел на Черной речке) и библиотеки левобережья, приняли участие школьники  Дубны.

Куратор проекта – Московская областная государственная детская библиотека, а его автор и ведущая – Наталья Московская, театральный педагог и режиссер, кандидат искусствоведения, лауреат премии «Национальное достояние».

С начала марта юные читатели библиотек, учащиеся шестых классов школы №9, гимназии №8 и восьмиклассники школы № 5  с большим интересом посещали занятия в форме мастер-классов с элементами тренингов личностного роста. Все они были направлены на развитие навыков свободного поведения в обществе, уверенности в себе, позитива во взаимоотношении с внешним миром, умения  противостоять негативу, равнодушию к себе и окружающим.

Мастер-класс «Моя первая роль», открывающий проект,  выявлял различные роли и статусы человека в обществе. Ребята обсуждали сходство и различие определений личности, индивидуальности, индивида и человека, определяли их необходимые и желаемые качества. Игровые и развивающие упражнения помогли сделать на первый взгляд  неожиданный вывод, что самая трудная роль – быть самим собой. В конце занятия каждый участник написал на листе бумаги самое важное, по его мнению, качество, характеризующее личность. Были названы доброта, справедливость, искренность, честность, отзывчивость, смелость и ответственность.

Второй мастер-класс «Я и Другой» был посвящен особенностям восприятия окружающего мира разными людьми, причинам неоднозначного их отношения к важнейшим жизненным ценностям, таким как совесть, честь и достоинство, жизнь и здоровье,  ответственность перед собой и другими. Непростым оказалось упражнение «Зеркало», которое участники выполняли в парах. Один из партнеров, выполняющий роль «зеркала», должен был отразить в себе второго – его мимику, жесты, взгляд, особенности внешности. Второй в этот момент внутренне сосредотачивался, наблюдая и оценивая себя в «зеркале». Этот тренинг – первый шаг к восприятию подростками окружающих их людей, развитию навыков рефлексии – умения прислушиваться к себе, и эмпатии – прислушиваться и сочувствовать другим. В заключение ребята учились делать друг другу комплименты. Оказалось, это целая наука об искренних и добрых словах, сказанных от  души.

Тема следующего занятия «Понять друг друга»  логически вытекала  из двух предыдущих встреч. Участники говорили о том, насколько важно уметь понимать  окружающих тебя людей, слушать и слышать собеседника, видеть достоинства другого человека и развивать положительные качества личности в себе. Игровые упражнения, направленные на эффективное общение и преодоление различного рода «зажимов», снова выполнялись в парах. Ребята, внимательно посмотрев друг на друга, определяли, что между ними общего, а чем они отличаются. Для того, чтобы узнать  друг друга, существует масса возможностей: помимо прямого общения и визуального восприятия, можно анализировать интонацию, подтекст речи, «язык» тела.  В результате  участниками проекта был сделан еще один важный вывод: несмотря на то, что у каждого из нас разные взгляды на окружающий мир и разные убеждения, нужно терпимо (толерантно) и уважительно относиться друг к другу.

На примере героев сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» ребята рассуждали о понятии «личности», переносили образы персонажей на современную жизнь, знакомых и близких людей. А еще обсудили понятия этики и этикета – принятых в обществе правил общения, определяющих морально-нравственные ценности. По мнению ведущей проекта, основанном на ее богатом профессиональном опыте, зачастую тяжелые жизненные ситуации, возникающие в жизни людей, носят вовсе не психологический, а этический характер.

«Жизненные стратегии» – заключительный мастер-класс проекта, направленный на формирование «Я-образа», включал в себя упражнения и ролевые игры, направленные на  развитие уверенности в себе, осмысление ценностных ориентаций. Обсуждалось поведение в ситуации конфликта, агрессии, манипуляции, рассматривались приоритеты в определении жизненных целей и способов их достижения.

После каждой встречи участникам предлагались для прочтения интересные книги по теме занятий в соответствии с возрастом школьников. Новые формы работы библиотек направлены на привлечение читательской аудитории с целью создать постоянно действующий формат общения в условиях особой атмосферы, где царит загадочный мир поэзии и литературы, площадку, где можно свободно общаться на любые интересующие темы. Заведующая отделом библиотеки на Черной речке Наталья Бушуева выразила надежду, что организация социально-культурного досуга подростков обязательно привлечет сюда новых читателей, заинтересованных в своем культурном развитии.

Наталья Московская, автор проекта, считает, что недостаток общения у детей особенно начинает проявляться к 10-12-летнему возрасту. До этого времени родители буквально за руку водят своих чад по кружкам, секциям и студиям, активно интересуясь и участвуя в их жизни, а после, видя, что ребенок самостоятельно справляется с большинством задач, невольно самоустраняются, углубившись в собственные проблемы. Отсюда и «диагноз нашего времени» – эмоциональный голод. Постепенно теряется доверие между детьми и взрослыми, и ребенок остается один на один перед выбором системы общественно-культурных ценностей, которые часто формируются стихийно, под воздействием случайных впечатлений, средств массовой информации или сомнительных лидеров и представителей различных субкультур.

Педагог посетовала на то, что в  настоящее время мало современной литературы, ориентированной специально на подростков. А ведь любой вид искусства, включая литературу, театр, кино, помогает приобрести безопасный жизненный опыт. Лучше сопереживать героям и делать соответствующие выводы, чем на себе ставить  ненужные эксперименты, которые приводят порой к трагическим последствиям.

Наталья Владимировна – автор многих интересных проектов по развитию личности и обретению навыков социальной коммуникации. Один из них, программа «Театр как учебная модель жизни», успешно опробованная на практике, помогает ее участникам почувствовать себя в той или иной жизненной ситуации, «примерив на себя роль героя произведения». А одна из ее методик, помогающих лучше понять классическое литературное произведение – «визуализировать» его на примере современного мира.

Школьники, участвующие в проекте, отметили, что он очень помог им измениться: узнавая себя как личность, они стали больше понимать других людей, и это очень помогло в общении  со сверстниками, родителями, педагогами. Научились анализировать свои поступки, обдумывать свое поведение перед тем, как поступить, чтобы не обидеть окружающих тебя людей. Поменяв собственную позицию по отношению к тем, с которыми раньше не удавалось наладить контакт, стали более открытыми и готовыми идти на компромиссы. Полученные знания ребята успешно применяют на практике и с удовольствием  делятся ими с близкими.

Каждый из ребят получил сертификат участника областного проекта от Министерства  культуры Московской области и Московской областной государственной детской библиотеки.

Итоговая встреча состоялась за круглым столом. Вспоминая ключевые моменты проекта «Формула личности», его участники еще раз выделили основные качества, необходимые для воспитания целостной творческой личности: самоконтроль, самообладание, самоуверенность (но не самонадеянность!), самоуправление, самообразование и самосовершенствование, способность к самоанализу и самооценке. И у ребят обязательно все получится, ведь они еще только в начале пути, который определяет место человека в обществе!

Евгения Руденко

Фото автора