СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Советы школьного психолога Печать
30.04.2015 09:41

Все родители знают о существовании школьного психолога, но немногие понимают, в чем именно состоит его работа. Рассказать о специфике этой профессии и поделиться советами согласилась Наталья Юрьевна Гребенюк – педагог-психолог, вот уже 13 лет работающая в гимназии №3.

– Наталья Юрьевна, в начале нашей беседы расскажите, пожалуйста, о том, чем именно занимается школьный психолог?

– Прежде всего хотелось бы отметить, что работа школьного психолога на сегодняшний день весьма востребована и актуальна. Как и любая другая отрасль психологии, она имеет несколько направлений. Лично для меня приоритетной является просветительская деятельность: проведение родительских собраний, работа с учителями на совещаниях, семинарах  и общение с ребятами на классных часах. Также важно устраивать деловые, детско-родительские игры, для того, чтобы провести диагностику отношений между родителями и ребенком и улучшить их взаимоотношения.

Помимо этого направления существует ряд других: профилактическая работа, диагностическая и  коррекционная. Говоря о профилактической работе, следует отметить, что сейчас очень важна работа с учениками 9-11 классов при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Причём важно работать не только с детьми,  но и с родителями и педагогами, занимающимися подготовкой учащихся к сдаче экзаменов.  Помимо этого, проводится работа с детьми по профилактике употребления ПАВ (психоактивных веществ). Ну и, безусловно, урегулирование конфликтов между учителями  и учениками.

– Что вы считаете самым сложным в своей работе?

– Наиболее трудной, как ни странно, является работа с учителями. Специфика их деятельности связана с обучением, и очень сложно бывает переубедить их в чем-то, попытаться показать проблему под другим углом. Еще одна сложность заключается в том, что на огромное количество учеников в школе только один психолог. Направлений работы психолога, как я уже говорила, очень много, и объять необъятное очень непросто.

– С какими вопросами чаще всего обращаются учащиеся?

– Основные проблемы – нарушение взаимопонимания с одноклассниками, друзьями, преподавателями. Также дети нуждаются в советах при определении своих способностей для выбора будущей профессии.

– Какие мероприятия проводятся психологом, чтобы помочь ребятам определиться со своей карьерой?

– В нашей гимназии в 10-м и 11-м классах присутствует такой предмет, как технология профессионального успеха. На этих уроках мы говорим с ребятами о том, что их волнует в выборе профессии, как понять, к чему есть предрасположенность, и как все-таки определиться с будущим. Что касается именно методик, то проводятся профориентационные диагностики по запросу учащегося.

– Раньше существовало мнение, что к психологу чаще всего обращаются дети из неблагополучных семей. Изменилась ли эта ситуация сейчас?

– Безусловно, изменилась. Вообще я хочу сказать, что это утверждение, в которое все еще верят некоторые люди, является мифом. Открою секрет: родители проблемных детей, к сожалению,  крайне редко обращаются за помощью к психологу. Гораздо чаще ко мне приходят родители благополучных детей, считая, что им недостаточно знаний при воспитании ребенка. Родители же проблемных детей чаще всего попадают ко мне по рекомендации, либо я сама встречаюсь с ними для обсуждения проблем с их чадом.

– В последнее время можем заметить такую тенденцию:  дети в совсем еще юном возрасте начитают страдать от депрессий, чувствуют упадок сил. Как вы считаете, с чем это связано, и какие советы вы бы могли дать родителям?

– Главная проблема, на мой взгляд, состоит в том, что за последние 10 лет нагрузка на детей в школе очень возросла, и это влияет на общее физическое состояние наших учащихся, которые, конечно, очень сильно устают. Поэтому дома, как отмечают родители, у детей возникают истерики, они замыкаются в себе, отказываются от еды или, наоборот, переедают. Некоторым просто не хватает времени отдохнуть, заняться любимым делом.

Что касается рекомендаций для родителей, они очень просты. Первое – это покой в доме. После трудного учебного дня, полного нагрузок, ребенку просто необходима атмосфера спокойствия и понимания. И самое главное, родители должны принимать своего ребенка таким, какой он есть, ведь именно они его таким воспитали. Важно не забывать хвалить за хорошее, за малейшие достижения, поощрять, ведь когда ребенок делает что-то не так, мы сразу обращаем на это внимания, а когда он в чем-то преуспел, взрослые порой просто забывают о похвале. Ну и, безусловно, очень важно проводить время вместе. Родители приходят поздно, дети заняты уроками, и время для общения взрослых членов семьи с ребенком сокращается, что может привести к отчуждению и дальнейшему недопониманию.

– Бывают случаи, когда ребенок не готов открыться незнакомому человеку, психологу. Как вам удается найти подход к таким детям?

– Эмоциональный контакт с ребенком налаживается довольно просто. Здесь очень важен тон, интонация, тембр голоса. Ребенок должен почувствовать, что психолог его принимает таким, какой он есть, и не хочет его переделать. Важно сделать что-то совместно с ребенком, например, поиграть или порисовать. На фоне такого расслабленного общения ученику будет проще начать разговор о своих проблемах.

– Дети, которые учатся в школе сейчас, очень отличаются от тех, которые учились 5-10 лет назад. Мы все живем в информационном пространстве, и ребята тоже очень хорошо осведомлены о многих вещах. Поменяла ли эта ситуация способы и принципы вашей работы?

– Я не могу сказать, что работа психолога очень сильно изменилась, но то, что она усложнилась, факт. На современных детей возложено гораздо больше ответственности, они умеют принимать важные решения, самостоятельно учиться. Объем знаний, которым обладают наши дети сейчас, не уступает знаниям взрослого человека. Психолог всегда должен быть хорошо осведомлен во всех сферах, знать о том, что происходит в жизни современного ребенка. Я должна быть уверена в том, что если  провожу родительское собрание или классный час на какую-то тему, то ориентируюсь в ней гораздо лучше родителей, педагогов и детей. Именно поэтому я постоянно посещаю курсы повышения квалификации, семинары, лекции, читаю специализированную литературу.

Надеюсь, вы прислушаетесь к советам школьного психолога и сможете применить их в жизни.

Наталья Иванова

 
 
< Апреля 2015 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.