СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Непокоренные Печать
23.04.2015 10:02

11 апреля 1945 года – памятная дата  освобождения  узников концлагеря «Бухенвальд», она занесена в книгу Организации Объединенных Наций, ее чтут все европейские страны и Россия в том числе.

Как отметила ответственный секретарь дубненской общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей Екатерина Яцева, на международном уровне в организацию бывших малолетних узников концлагерей входят  11 национальных союзов, большинство из бывших союзных республик.

Единственный орган международной организации – газета «Судьба» – издается в России, ее редактор Леонид Синегрибов, он же председатель российского национального союза. В Дубне организация официально создана в 1995 году, на тот момент она насчитывала 17 человек.

На 2001 год в дубненской организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей числилось 65 человек, на сегодня, уточнил ее председатель Иван Степанович Юдин, 43. Очень многие ушли из жизни.

Торжественное собрание в Доме ветеранов, посвященное памятной дате, началось с «Бухенвальдского набата», песню вместе с бывшими узниками пели ребята музыкального театра «Экспромт» (руководитель Н.Г. Астахова).

– Люди мира, на минуту встаньте!

Слушайте, слушайте: гудит со всех сторон –

Это раздается в Бухенвальде

Колокольный звон, колокольный звон, – пели собравшиеся, и, казалось, что  звон раздается где-то внутри тебя, и ты всеми фибрами души ощущаешь эту дрожь...

Прежде чем Иван Степанович Юдин перешел к вручению памятных медалей, представители молодежного крыла «Единой России», поздравив собравшихся, вручили  председателю городской организации бывших малолетних узников фашистских концлагерей благодарность за успешную работу по подготовке и проведению избирательных комиссий и в связи с 70-летием Победы.

Кроме того, И.С. Юдин расписался в книге, которая будет издана в областной избирательной комиссии в рамках марафона «Голосуем за Победу».

Медаль – за поддержку

В канун 70-летия Победы в Московской области более 11 тысяч бывших несовершеннолетних  узников фашистских концлагерей будут награждены за стойкость и верность Родине памятной медалью «Непокоренные».

Как отметил Иван Степанович, медалью «Непокоренные» награждаются не только бывшие малолетние узники, но и те, кто поддерживает эту категорию и помогает им выживать в современных условиях. В нашем городе медалью  награждены 85 дубненцев.

– В последние годы наша организация  получает  большую помощь со стороны руководства ОИЯИ, нам помогают совершать экскурсии по местам боевой славы, ежегодно мы посещаем Поклонную гору и возим туда дубненских ребят, показываем и рассказываем им о злодеяниях фашизма.

Особенная благодарность руководителю ОИЯИ академику РАН Виктору Анатольевичу Матвееву, он награждается медалью «Непокоренные» за поддержку нашей организации, – сказал он, вручая медаль.

– Для меня получить эту награду – большая честь, и я глубоко благодарен, что вы пригласили меня на эту встречу, которая приурочена к великому празднику – 70-летию Победы.

Знаете, гляжу на вас и хочется каждого обнять и расцеловать, потому что ни одна страна в мире не перенесла таких тягот, таких испытаний, какие достались советским людям. Именно наша страна внесла главный вклад в Победу, Россия и наши соратники в других странах помнят это  и не должны допустить, чтобы фашизм возродился.  Низкий вам поклон! – эмоционально заключил директор ОИЯИ Виктор Анатольевич Матвеев.

Еще одну медаль – «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945» – вручил  руководитель Объединенного института ядерных исследований сотруднице ОИЯИ Екатерине Петровне Митрофановой.

Юбилейной медалью Указом президента РФ от 21 декабря 2013 года также награждена вдова участника войны Мария Матвеевна Двойнова, ей в этом году исполнилось 89 лет. Она не так давно стала жителем наукограда, и ее медаль пришла из Рязани. Ее внучка, поздравляя бабушку, сказала: «Мы очень рады, что живем в Дубне, что влились в вашу дружную семью».

В заключение торжественной части ребята из музыкального театра «Экспромт» поздравили собравшихся художественными номерами. Зал тронула военная композиция, которую школьники  исполнили с большой душой и любовью. «Нам мир завещано беречь и землю удивительную эту», – пели ребята под громкие аплодисменты зала.

Погибать, так вместе...

Почетному ветерану Подмосковья Таисе Ивановне Селегей (на фото далее) в 1941 году было всего 6 лет. Война, говорит она, застала их семью в Польше.

– У меня папа был военный, офицер, и перед самой войной мы жили в Польше, в гарнизоне, – делится Таиса Ивановна. – Помню, как за отцом приехал солдатик, и он, уходя, буднично так сказал: я еще забегу к вам.  Но мы его не видели всю войну...

Помнится, убегали от войны, ехали на какой-то машине, и нас все время  бомбили. Дорога была запружена беженцами, а над нами постоянно летали  немецкие самолеты. От этого гула все время звенело в ушах.

Шли сначала с узелками, в которых была хоть какая-то провизия, потом ели, что найдем. Помню женщину и ребенка убитых, а рядом сетка с сухарями. Мама говорит, ей уже эти сухари не нужны, а нас трое детей и еще мамина подруга с грудным ребенком. Или в подбитой машине тоже какая-то еда. Вот так нас и кормила…

Мама у нас очень собранная, в панику не вдавалась. Как только немецкие самолеты летят, мы ищем воронку, чтобы укрыться, она командует: прыгаем все вместе, погибать, так всем вместе. А там кругом воронки: бомбили очень сильно.

Так мы шли-шли-шли и вышли к реке, а там немцы, которых до этого мы не видели. Танки немецкие…  Тогда нас, трех сестренок, накрыл страх, – вспоминает ветеран.

Всего за время войны на территории стран бывших союзных республик, на территории Германии, Австрии, Польши и других было создано 14 тысяч лагерей, гетто, тюрем и других мест принудительного содержания военнопленных и малолетних узников, из них 55  концентрационных («Освенцим», «Дахау», «Бухенвальд» и др.). Через них прошли 18 млн человек, в том числе 11 млн советских, из которых 5 млн – дети. И только каждый десятый в этих лагерях остался в живых.

Бачок с холодной водой и параша в углу

Пришлось беженцам повернуть обратно, дальше Польши они не ушли. Вернулись в город, где стоял гарнизон, но дома у них не было, они на съемной квартире жили. Там тоже практически все разграбили.

– Так и выживали…  Наша мама умела хорошо вязать крючком, ей заказывали вещи, и мы кое-как перебивались. Когда картошки, когда молочка за это дадут.

А потом приехали немцы, оцепили наш район, отправили людей в комендатуру и оттуда в тюрьму. Нас сначала было трое, братик здесь уже, в тюрьме, родился. Помню, мама надзирателю говорит: «Можно врача, ребенок у меня заболел».

А в ответ услышала: «Для русских врача у нас нет, только для немцев, а вы выживайте  как хотите. Ваше здоровье в ваших руках». Одно слово – фашисты.

В тюрьму загнали, взяли сразу в камеру, где было 50 человек, бачок с холодной водой и параша в углу. Я с ужасом это вспоминаю, – делится Таиса Ивановна.

А оттуда всех погрузили в вагон, теплушку,  и увезли в Германию.

Еще один яркий момент вспоминается ветерану.

– Когда немцы нас собрали в Польше, они очень боялись тифа, всех загнали в баню. Баня в Ломже была хорошая, но вода холодная, мы дрожим всем телом, а мама командует: «Прыгайте, девочки, прыгайте, чтобы не замерзнуть!»

А между голыми телами ходит эсесовец в каске, в форме, в сапогах, с автоматом (ему не жарко) и смотрит, чтобы все намылились именно хлоркой. Если что, пульнет из автомата и все…  И нас мама намыливала под холодной водой, а мы прыгали…

Живы благодаря чуду

Таиса – средняя сестра, старшая сейчас живет в Киеве, а младшая – в Комсомольске-на-Амуре.

– Мы все остались живы, может быть,  потому, что крестики нам бабушка на шею повесила… Не знаю. Но у кого-то половина семьи погибла, кто-то один остался, а у нас все живы, даже никого не ранило.  Может, благодаря маме, которая никогда в панику не вдавалась. Может, потому что с нами бабушка была верующая. У нее всегда при себе был мешочек, в котором хранились иконки. Кстати, когда мы в бане мылись холодной водой, фриц с автоматом увидел мешочек, подумал, видимо, что ценности, открыл его, а там иконы. Не  посмел взять – положил на место, отдал бабушке…

Из членов дубненской городской организации бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей томились в лагерях Германии 15 человек, Австрии – один, Польши – 2, Финляндии – один, Чехии – один, Карелии – 3, Литве – один, Латвии – 3, в местах принудительного содержания на оккупированной территории нашей страны – 30 человек.

– В Германию, – продолжает вспоминать Таиса Ивановна, – нас продали как рабочий скот. В одной комнате располагались три семьи, никаких кроватей – ящики и сверху солома … Мама работала на помещика. Электричества не было, бензина и керосина тоже. Зимой жили в темноте.

Единственное, что нас не били. Хозяин был самый богатый в городе, владелец двух  заводов, они, правда, во время войны не работали. Мы же в Германии были частной собственностью, нас никто не мог тронуть…

Освободили их в январе 1945 года, и семья сразу же уехала в Казань. Кстати, освободил их земляк, разведчик из Казани, даже улицу они знали, на которой он жил. Обещал к ним вернуться, но, видно, не судьба была…

Отец вернулся к семье уже после войны. Он был в «Бухенвальде». «Мы думали, – говорит  Таиса Ивановна, – что папа погиб…. Помню, как он в печке докрасна раскалил кочергу и выжигал ею шестизначный бухенвальдский номер. Что вы думаете? Шрамы страшные на руке от ожогов остались, а цифры корявые все равно проглядывали...»

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 
 
< Апреля 2015 >
П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 24 25 26
27 28 29 30      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.