СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

У истоков образования: когда всё было первым... Печать
05.06.2014 06:34

(Продолжение. Начало в №21 от 29 мая)

Год, когда я пришел на пионерскую работу, был особый в деятельности комсомола по руководству пионерией. Именно в 1967 году началась настоящая системная работа по созданию научных основ деятельности пионерской организации. Впервые начаты серьезные соревнования между звеньями, отрядами и дружинами, начала внедряться прекрасная воспитательная программа «Ориентир». Шло возрождение (да что возрождение – складывание) пионерских ритуалов. Начали проводить военно-патриотическую игру «Зарница». И всему этому приходилось учиться самому и рассказывать, подсказывать своим коллегам – педагогам школы.

А учениками в этом отношении они были хорошими. Если без особых проблем новинки воспринимались Н.В. Долгой, О.А. Тимофеевой (они «прошли» вожатскую школу), то другие педагоги не стеснялись и спросить, посоветоваться. Хотя у отдельных коллег и проскальзывало – ты старший вожатый, иди и налаживай пионерскую работу в классах сам. Однако такие настроения руководство школы сразу пресекало. При оценке работы классных руководителей учитывалась и их работа с пионерскими отрядами. Поэтому не удивительно, что буквально с первых лет своего существования пионерская дружина 6 школы стала одной из лучших в городе и держала эту марку вплоть до уничтожения пионерии.

Первый год в жизни любого коллектива всегда особенный, а школьного – тем более. Надо было сформировать педагогический, а одновременно и ученический коллективы. Надо было заложить традиции. Надо было самоутвердиться в городе. Сейчас, конечно, многое стерлось из памяти, особенно то, что касалось учебно-методической работы, а вот из воспитательных мероприятий можно восстановить главное, что запомнилось и к чему сам приложил свои силы и умения.

В сентябре была сформирована пионерская дружина, прошли отрядные сборы, где выбрали советы отрядов и представителей в совет дружины. Главная сложность состояла в том, что детей мы знали плохо, они только что пришли из других школ. Сложно было сразу узнать, кто из ребят склонен к организаторской деятельности. С другой стороны, в то время традиционно активная роль в школьном и пионерском самоуправлении отводилась ученикам 8-9-х классов, наши же были маленькими. Самые старшие – шестиклассники. Были и среди них лидеры, но они практически не имели навыков организации работы.

Тем не менее, в состав пионерского актива попали хорошие ребята, но их пришлось многому учить и мне как старшему пионервожатому, и классным руководителям. Некоторые из них, проявив тогда свои организаторские способности, и в жизни их развили и умело использовали. Ира Данилкина – председатель совета дружины, стала психологом и успешно работала в управлении социальной защиты города и в областном Министерстве соцзащиты. Света Жукова – известный в городе журналист. Володя Ломакин отвечал за спортивную работу, сегодня отвечает за спорт в ОИЯИ. Женя Кокшаров – звеньевой 4-го класса, флаговый; стал офицером, погиб в Афганистане.

Рождение дружины было приурочено ко 2 октября. В этот день (годовщина речи В.И. Ленина на III съезде РКСМ) всегда проводилась Всесоюзная радиолинейка. Для меня это было первое серьезное испытание, ведь многих азов я еще не знал. Линейка состоялась и прошла организованно, эмоционально. В чем была не только моя заслуга, но и помогавших мне Н.В. Долгой, О.А. Тимофеевой, директора Дома пионеров Г.Н. Усовой и методиста В.Д. Федорченко.

Появление в Дубне этих двух энтузиастов пионерской работы не было случайным. Дом пионеров появился в 1962 году, но к 1967 году так и не удалось укомплектовать его квалифицированными специалистами. Пришедшая в 1964 году к руководству гороно Н.В. Неганова пригласила на работу бывших вожатых  пионерского лагеря «Артек» – Г. Усову и В. Федорченко.

Обладая богатым опытом пионерской работы, они тогда буквально вдохнули в дубненскую провинциальную среду свежую пионерскую струю. Несмотря на то, что Дом пионеров занимал в школе № 6 лишь одну комнату в 25 квадратных метров, бывшую, кстати, и школьной пионерской комнатой, при них начали регулярно проводиться семинары вожатых, начал работать городской пионерский штаб, проходить учеба пионерского актива. Одним словом, жизнь задышала.

Для юных туристов был создан туристический клуб старшеклассников «Сполох», который возглавил увлеченный туризмом человек, любящий и понимающий детей, Николай Николаевич Блинников. Он и сейчас, через 45 лет, по-прежнему работает с ребятами, отдавая им душу, сердце и ту удивительную доброту, коей наградила его природа. Именно эти качества стали притягательными, и большое число ребят со всего города пришли к нему заниматься. Приходят и сейчас в Центр детского туризма, созданный на основе турклуба.

При Доме пионеров работал фотокружок. Им руководил Николай Иванович (фамилию его, к сожалению, забыл). Он не был профессиональным фотографом, но умел делать элементарные вещи. Был добр, исполнителен. Больше фотографировал сам, но дети приходили к нему на занятия, учились азам и впоследствии увлекались фотографией.

«Отгорнили и отбарабанили» мы на Всесоюзной радиолинейке, и с 4 октября я уехал в Москву учиться в областную школу вожатых, которая за месяц учебы дала мне очень многое. Нас научили пионерским ритуалам. А учителем был замечательный человек, основоположник пионерской символики Валентин Григорьевич Игошкин. Историю пионерской организации читал Гунин Дмитрий Дмитриевич (в повседневном общении Дим Димыч). Я тогда не мог и предположить, что через пять лет я с ними буду работать, проходя преддипломную практику в московском Дворце пионеров на Ленинских горах. Нас учили проводить игры, организовывать танцы, учили кукольному делу. А еще, главное – мы познакомились друг с другом и, общаясь в неформальной обстановке, научились многому. Ходили на спектакли, просто бродили по тогдашней Москве – величавой, спокойной, которую нельзя было не полюбить. В общем, вернулся я с курсов (как их сейчас не хватает молодежи) окрыленный идеями, уже кое-что знающий и умеющий.

Первым публичным выходом в город нашей школы стала демонстрация 7 ноября 1967 года (сейчас бы это назвали презентацией). Готовились к ней дружно. Дети делали бумажные цветы, гирлянды, флажки. Эльмар Эдуардович с завхозом доставали какие-то плакаты, флажки. У кого-то директор нашел большое добротное бархатное знамя с вышитым барельефом В.И. Ленина и гербом  СССР. Оно и стало украшением нашей небольшой колонны. И нести его пришлось мне. Ведь среди наших детей-малолеток не было никого физически способного это  сделать.

Тогда, в 1967 году, демонстрации впервые стали проводить на площади Мира, а до этого они проходили на площади перед административным корпусом ОИЯИ на ул. Жолио-Кюри.

Трибуну установили перед зданием горисполкома, и колонны шли к ней с ул. Советской (ныне ул. Флёрова). Что было вокруг, я точно и не вспомню, так как особо по сторонам не глядел. Все внимание было сосредоточено на том, чтобы порывом ветра меня со знаменем не унесло и не уронило. При всех стараниях все-таки я при выходе на площадь «убежал» вперед от колонны, за что получил не обидное, но  ироничное замечание завуча Л.П. Ивановой.

Начало традиций

Ритм школьной жизни всегда быстр. Незаметно прошла вторая четверть, заполненная массой значимых событий. В ноябре у нас появились шефы – Лаборатория ядерных проблем. Поначалу это не вызывало особого энтузиазма, ведь в этой лаборатории не было большого материально-технического потенциала, позволявшего с их участием решать массу хозяйственных проблем, обрушившихся на школу в первые месяцы ее существования. Но потом мы поняли преимущества такого шефства – к нам в школу пришли тренеры – общественники, руководители кружков: народ интересный, у которого было чему поучиться. С появлением вторых шефов – ЦЭМа (Центральные экспериментальные мастерские) – и хозяйственные вопросы с их участием стали решаться. В чем велика заслуга Э.Э. Лийвака, умевшего конструктивно – тактично выстраивать отношения с шефами. Была здесь и заслуга начальника мастерских М.А. Либермана, который несмотря на большую и ответственную работу всегда находил время и возможности уделять пристальное внимание подшефной школе, часто бывал в ней и стремился помогать чем возможно.

Вообще, тема шефства предприятий над школами в советское время – тема особая и интересная. Оно многое давало школам. Ведь с помощью шефских связей удавалось получить общественную материальную помощь, компенсирующую недофинансирование образования государством. Это и изготовление какого-либо оборудования и инвентаря, выделение автобусов для экскурсионных поездок и многое другое. Одним словом, чем богаты, то и давали. Понятно, что это потом списывалось с фондов организации, но польза была большая. Вторая составляющая шефства, но не менее важная – участие шефов в учебно-воспитательном процессе путем проведения встреч и бесед с детьми, работы предметных и технических кружков, спортивных секций, организации походов и экскурсий. Она приближала школу к жизни. Да и шефы получали хорошую возможность в проведении профориентационной работы. Для современного поколения уточню, что вся эта многообразная деятельность проводилась безвозмездно и в большинстве своем во внерабочее время. Я, например, до сих пор вспоминаю шефов из ЛВЭ, научивших нас, семиклассников 8 школы, основам электромонтажных работ.

Нельзя сказать, что в ЛЯРе многому можно было «поживиться», но на первых порах мы были несказанно рады получаемым от шефов листам ватманской бумаги, стендам для наглядного оформления, что вызывало у Э.Э. Лийвака удовлетворение, сопровождаемое вечным: «С овцы хоть шерсти клок». Учителя физики, химии, математики радовались появлению ученых из ЛЯРа. В чем была и заслуга заместителя директора лаборатории Е.Д. Воробьева. Ведь с помощью шефов им удавалось интересно проводить внеклассные и классные мероприятия по предметам.

Наступившая зима заставила нас задуматься о спортивном досуге мальчишек, проведении школьного первенства по хоккею. Сказать, что тогда, во второй половине 60-х годов, народ, как говорят сейчас, «фанател» от хоккея, все равно что ничего не сказать. Победы наших хоккеистов на чемпионате мира и олимпиаде 1964г. буквально вдохновили детей на повальное увлечение этим видом спорта. Они играли везде: на площадках, проезжей части улиц, на льду и без него, на коньках и в валенках, купленными и самодельными клюшками, шайбой, мячом, каблуком от сапог и даже замерзшим конским пометом. Почти в каждом дворе заливались хоккейные площадки, в некоторых устанавливались деревянные хоккейные коробки. Творческая мысль ребят была потрясающей – многое для игры в хоккей они делали сами. Например, засунув в валенки старые учебники, защищали ноги. Когда по телевизору показывали хоккей, все замирало. А на матчах местной дубненской команды «Труд» присутствовала масса зрителей. Одним словом – все жили хоккеем.

Инициаторами проведения школьного первенства были сами ребята, а главным идеологом и исполнителем – Володя Ломакин. Началось с заливки небольшого катка – всего-то 60-80 квадратных метров. Э.Э. Лийвак где-то раздобыл шланги, мы с ребятами вечерами его заливали, а директор руководил этим процессом: приходил вечером во двор школы и считал необходимым дать пару советов, как лучше лить воду, выровнять ямки и колдобины. Порой эта процедура затягивалась до 23 часов, и мне приходилось объяснять родителям причины столь долгой задержки их чад.

Каток залили. Учащиеся школы, особенно малышня, да и дети с ближайших домов приходили кататься. Но соревнования по хоккею между классами мы провели на стадионе, в чем нам помог большой энтузиаст и подвижник хоккея и футбола в нашем городе В.А. Кислов.

В ноябре – декабре 1967 года в школе появился театр кукол, который возглавил я сам. Еще осенью, будучи в Москве на пионервожатских курсах, нас обучали этому делу. Мы сами шили кукол, устроили спектакль, сдали экзамен, получив удостоверение режиссера самодеятельного театра кукол.

Когда я рассказал Эльмару Эдуардовичу о замысле организовать кукольный театр, он вдохновился и выпросил в гороно деньги на приобретение комплекта кукол. То-то было радости у ребят, и в первую очередь, у малышей, когда мы начали ставить спектакли по мотивам русских народных сказок. Основными актерами были ученики 4-х классов. Помимо них, у нас были декораторы, художники. В общем, каждому нашли дело по душе, благо у детей хватало желания и энергии.

Пройдет время, и я поступлю в институт, и там у нас появится курсовой студенческий театр. И в пионерском лагере, где придется проходить практику, мы тоже с ребятами будем ставить спектакли. Помогал школьный опыт. Более того, мне придется преподавать кукольное дело в институте на факультете общественных профессий (было такое в советское время).

В это же время у нас появился пионерский кинотеатр «Светлячок», куда после уроков приходили дети из начальных классов и с огромным желанием и увлечением смотрели диафильмы. Сегодня, в эпоху информационных технологий, это кажется каким-то анахронизмом и неандертальским периодом. Тогда показ диафильмов можно было считать верхом информационных технологий. Что говорить, ведь в 60-е телевидение только начинало входить в жизнь общества. Не все даже имели телевизоры. Директором кинотеатра был учащийся 6 «А» класса Володя Капустин. У него все было серьезно: пока шумливая детвора не успокаивалась, он не начинал показа.

К Новому году начали готовиться загодя: шили карнавальные костюмы, готовили сценарии елок. На втором этаже в просторном коридоре установили елку. В каком-то детском саду взяли костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Долго обсуждали, кого в них нарядить. В итоге директор школы назначил Дедом Морозом меня, а Снегурочкой довольно рослую шестиклассницу Т. Румянцеву.

Елки получились веселыми и задорными. В начальных классах главной заводилой была О.М. Поспелова, умевшая организовать ребят на игры, песни и танцы, знавшая сама многие из них. В четвертых-шестых классах пришлось в буквальном смысле слова «париться» мне. Было жарко, борода из ваты комкалась и сползала набок. К тому же пришлось снять очки – какой же Дед Мороз в очках?! Впоследствии и этот опыт мне тоже пригодился. У меня были другие  елки во время учебы в институте, но первые свои в школе №6 я запомнил на всю жизнь.

Первые инициативы и достижения

Из месяца в месяц в школе появлялись все новые интересные дела. Безусловно, огромное влияние на это оказывал ритм учебы, но также складывавшаяся система воспитательной работы, где пионерская организация занимала устойчивые позиции. Благодаря появившимся новациям комсомола из пионерской жизни начинал уходить формализм, скучные и неинтересные мероприятия, в большей степени бывшие продолжением учебной деятельности. И здесь в числе романтичных, конечно, следует назвать военно-спортивную игру «Зарница», интернациональные акции в поддержку борьбы вьетнамского народа против, как тогда называли, «американского империализма», клубы интернациональной дружбы, соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба» и другое. Конечно,  кое-что было зарегламентировано, но большинству ребят пионерская жизнь была интересна. Сейчас дискуссии о месте и роли пионерско-комсомольских организаций чуть поутихли, но очевидно, на мой взгляд, одно – взрослые на заре демократических реформ совершили огромное преступление перед детством, искусственно лишив ребят романтизма и увлечения пионерскими и комсомольскими делами и ничего не предоставив взамен. Отсюда пустота, в которой живут современные дети.

После зимних каникул жизнь школы наполнилась новыми делами. В феврале 1968 года отметили «День юного бойца-антифашиста». Во всех классах ребята изучали жизнь и подвиги детей различных стран, которые погибли, защищая свою страну от врагов. Прошли пионерские сборы, посвященные героям-пионерам. А венцом стал общедружинный сбор, на который мы пригласили вьетнамских сотрудников ОИЯИ. Надо было видеть лица ребят, слушающих о масштабных преступлениях американцев во Вьетнаме из уст тех, чьи родные и близкие погибали от кассетных бомб. С  трепетом они держали куски и элементы от них.

Ребята предложили собрать в подарок вьетнамским детям посылки. В школу они принесли тетради, карандаши, краски и медикаменты. И мы эту посылку отправили, что было не так-то просто в условиях блокады Вьетнама со стороны США.

В феврале 1968 года все увлеклись игрой «Зарница». Надо было видеть школу, которая до позднего вечера сияла огнями. Ведь вечером в каждый отряд приходили солдаты из учебного полка, расположенного в Александровке. Все маршировали, учились разбирать-собирать автомат, бегали военизированную эстафету. Солдатам общение с детьми нравилось – скрашивало их службу, да и ребята таким контактам радовались, ведь тогда армейский человек в нашей стране был в почете.

Продолжение следует.

Н.Н. Прислонов, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление» университета «Дубна»

 
 
< Июня 2014 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.