СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Навстречу юбилею Победы Печать
12.12.2013 08:55

Полномасштабная подготовка к встрече 70-­й годовщины со дня победы советского народа в Великой Отечественной войне стартовала в школах города проведением бесед, конкурсов, смотров знаний, викторин.

В рамках проекта «70-­летию юбилея Победы – достойную встречу» каждому значимому сражению на пути к Победе было уделено особое внимание. В прошлом году, например, школьники подробно разбирали Сталинградское сражение (1942-­1943 годы), перед этим детально говорили о Битве за Москву (1941-­1942).

Первый этап пройден

В этом году акцент сделан на Курской битве, которая состоялась семьдесят лет назад, летом 1943 года. Дубненские старшеклассники участвовали в конкурсе на знание  этой грандиозной битвы,  а итоги  (по пятибалльной системе) подводила  комиссия по патриотическому воспитанию молодежи при дубненском Совете ветеранов.

После первого этапа конкурса (это были беседы), который уже завершен, пять баллов получили школы №№ 1, 5, 8, 10, 11 и лицей «Дубна»; четыре с половиной балла имеют школы №№ 4, 9 и 7; четыре балла у школ №№2 и 3.

Пресс-­центр комиссии отмечает отличную организацию учащихся классными руководителями С.И. Назаровой (шк. №9),
О.Л. Кобелевой (шк. №1) и замдиректора по воспитательной работе Н.Н. Кузаковой (шк. №8).

В настоящее время у старшеклассников начался следующий этап – конкурс викторин на ту же тему – сражение на Курской дуге. Наша редакционная бригада вместе с членами конкурсной комиссии под руководством заместителя председателя комиссии при городском Совете ветеранов по патриотическому воспитанию молодежи Л.А. Гребенщиковой, побывала на одном из них в 11 классе гимназии №11.

Броня в броню. Рвануло в небо пламя!..

«Вы думаете, павшие молчат? Конечно, да – вы скажете. Неверно! Они кричат. Пока ещё стучат сердца живых и осязают нервы...», – стихотворными строчками калиниградской поэтессы Тамары Дячук начала занятие классный руководитель одиннадцатиклассников Ю.А. Твардовская.

Значение этих слов ребята понимают правильно: пока мы помним, павшие живут в нашей памяти. Одна из важных составляющих человека – память. Если будем помнить то, что для нас важно и ценно, то, ради чего и благодаря кому мы живем, историческая цепочка не прервется.

Грандиозная судьбоносная дата – Курская битва, продолжавшаяся 50 дней и ночей, важна тем, что наряду со Сталинградским сражением и битвой под Москвой она подорвала веру фашистской армии в непобедимость, ослабила ее авторитет в глазах союзников, негативно сказалась на отношении к фашистской Германии большей части немцев.

Фашисты, чтобы реабилитироваться, разработали целую операцию под названием  «Цитадель», решили нанести главный удар по России в районе Курской дуги...

Это было страшное сражение, увиденное глазами сына полка 6­й гвардейской танковой армии, разведчика  Леонида Кузубова: «Броня в броню. Рвануло в небо пламя! И дрогнула былинная земля!.. Горели танки жаркими кострами, и были дымом застланы поля. ...Всего два слова – Курская дуга».

Вопросы конкурсной викторины охватывают это событие со всех сторон, начиная с целей  и задач, которые ставил перед собой противник, до технических характеристик танков, встретившихся броня в броню под Курском.

Одиннадцатиклассники  к ним были готовы, отвечали исчерпывающе  и,  главное, не заглядывая в книжки и тетради. На партах – никаких шпаргалок.

– Немцы собирались перехватить инициативу у советской стороны, потому что поражение под Сталинградом пошатнуло мощь Германии, кроме того, они хотели удержать   союзников от тройственного соглашения, не хотели, чтобы те открыли второй фронт, – это ответ по поводу целей врага.

– Каков был план операции «Цитадель»?

– Нанести два рассекающих удара севернее и южнее Курска, образовать котел и уничтожить несколько наших фронтов.

– Проведите техническую характеристику танков «тигр» и Т­34.

– «Тигры» превосходили наши танки и по дальности полета снарядов,  и по точности прицела, плюс у немецких танков была хорошая броня.

Роль советской разведки в раскрытии планов противника, план маршала Жукова, количество танков, участвовавших в бою, потери (863 тысячи человек убитыми, 6 тысяч танков, более полутора тысяч самолетов), итог сражения (пат, нет победивших и нет потерпевших поражение) – на все вопросы у ребят нашлись ответы.

– Сравните сражение под Прохоровкой с другими историческими битвами, которые выпали на долю нашего народа.

– Это нельзя сравнивать, так как это была победа для всего мира, а не только России.

– Какая из побед советских войск была впервые отмечена салютом в Москве?

– 5 августа салютом отметили освобождение Белгорода и Орла.

В заключение ребята вспомнили маршалов победы, перечислили героев Советского Союза и города-­герои. «Сражение грандиозное, страшное, с огромными потерями, но значение битвы безмерно», – подытожила урок классный руководитель.

Находка полководцев и вклад простых людей

Представитель конкурсной комиссии, член Союза офицеров нашего города полковник в отставке Г.П. Пахомов, выступая перед ребятами, поблагодарил их за знание, память.

"Эта битва, конечно, не должна быть забыта, – сказал Геннадий Петрович. – Я хотел бы обратить внимание, что мы имели преимущество в авиации, в людях, в танках (их на 500 было больше) но их «тигр», к примеру, поражал наш танк на расстоянии двух километров и попадал точно под башню. А наши поражали "тигр" только с расстояния 200 метров. Техническое превосходство было на стороне немцев. Советские полководцы нашли выход: стали закапывать танки в землю. «Тигры» теряли преимущество, танки не видели, а наши подпускали их на убойное расстояние».

В завершение  Геннадий Петрович напомнил, что не только армия и полководцы сражались с врагом. Мы сумели с 1941 года не только восстановить свою боевую мощь, но и превысить мощь Германии, правда, работали на станках дети, начиная с 9 лет, и  женщины. «Простые люди участвовали в этом, именно они позволили победить», – подчеркнул полковник.

На вопрос, чувствуется ли разница в подготовке ребят к конкурсным беседам, викторинам, например, в прошлом году и сейчас, Геннадий Петрович ответил: «Приятно удивило и порадовало, что школьники работают на викторинах, что называется,  без бумажки. Раньше, чтобы ответить на тот или иной вопрос, они зачастую обращались к своим записям».

Завершить свой репортаж с урока памяти мне хотелось бы последними строчками стихотворения калининградки  Тамары Дячук, открывшего занятие: «Не забывайте павших имена, они служили миру и Отчизне не ради славы, а во славу жизни, и побежденный ими враг – ВОЙНА».

Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

P.S. Кстати, наряду с конкурсом викторин в старших классах школ города, в среднем звене (5­8 классы) стартовали смотры знаний на тему: «70 лет снятию блокады г. Ленинграда».

 

 
 
< Декабря 2013 >
П В С Ч П С В
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.