СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Канал им. Москвы: страницы истории Печать
10.07.2013 10:24

История нашего города неразрывно связана с историей строительства канала имени Москвы. Фрагменты летописи этого события неоднократно публиковались на страницах еженедельника «Встреча». Но интерес горожан к страницам прошлого родного города не ослабевает, и сегодня мы вновь обращаемся к летописи истории.

Перенос селений

К началу тридцатых годов Москва испытывала острую потребность в воде. Вся водопроводная сеть столицы подавала в город пятнадцать миллионов ведер воды. Население города росло, и промышленность давала о себе знать, потребляя все больше и больше воды. К этому времени Москва­река обмелела настолько, что ее переходили вброд напротив Кремля, где Большой Каменный мост. Вопрос надо было решать. И вот тогда взоры обратились к Волге. Только эта матушка­река могла спасти растущий город от безводья.

Начались проектные и изыскательные работы по трассе будущего канала. За работой по проекту канала с неослабленным интересом следили в Центральном Комитете ВКП (б). И вот 16 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП (б) принял решение о строительстве канала Москва ­ Волга. «ЦК считает необходимым коренным образом разрешить задачу обводнения Москва­реки путем соединения ее с верховьем реки Волги и поручает московским организациям совместно с Госпланом и Наркомводом приступить немедленно к составлению проекта этого сооружения с тем, чтобы уже в 1932 году начать строительные работы по соединению Москва­реки с Волгой». При сооружение канала Москва  ­ Волга решались следующие задачи: обеспечение Москвы питьевой водой, улучшение санитарного состояния реки Москвы, создание дешевого транспортного водного пути, создание в пригородной зоне Москвы системы водохранилищ: Клязьминского, Учинского, Пяловского, Пестовского, Икшанского, Яхромского, Истринского.

Сердцевиной канала Москва ­ Волга является созданное на Волге Иваньковское водохранилище, названное Л.Кагановичем Московским морем. Для того, чтобы создать данное водохранилище, необходимо было у деревни Иваньково построить плотину, которая бы перегородила Волгу. Перегородив Волгу, уровень поднявшейся  воды поначалу мог сам течь в будущий канал. Для этого первым делом надо было отсыпать самую длинную восьмикилометровую земляную плотину, которая перегородила бы Волгу от берега до берега. В Иваньковском водохранилище предполагалось накопить свыше миллиарда кубометров воды, уровень водохранилища должен подняться на 11 метров. Создание данного  водохранилища предусматривалось на месте целого ряда сел, деревень и уездного города Корчевы.

Первый опыт переноса селений на новые места был осуществлен при строительстве Истринского водохранилища и Волжского гидроузла, когда деревню Иваньково перенесли на 4 километров выше того места, где она стояла. 17 апреля 1934 года в деревне Иваньково была разобрана первая изба. Предстояло перенести 53 дома, школу, клуб, скотный двор, кузницу и другие хозяйственные постройки. Работа по переносу деревни закипела. Многие дома крестьян разбирали и вновь строили на новом месте. Другие перевозились на тракторах целиком, чтобы поставить их на фундамент на новом месте.

Сохранились воспоминания И.К.Федотова о переносе деревни Иваньково на новое место:

«Как снимались, спрашиваешь? Известно, с насиженного места нелегко. Приехало начальство, созвали народ в Совет и сказывают: так и так, пожили здесь, а теперь – довольно! Как же так, думаю? Я здесь родился, вот на этой улице с мальчишками в бабки играл, вырос, оженился, детей вывел, бородой оброс, а ныне вдруг – на новое место! Да я там  и ступить не сумею. Вот, думаю, перед окном верба стоит. Вместе со мной росла, привык я к ней, как к родному брату. Выглянешь в окошко и видишь ее – вербу… А нынче вдруг не станет вербы. Как так? Ну, ничего, снялись. Избу поставили мне каналоармейцы хорошо, на веселом месте поставили. Спасибо им.…А верба, конечно, погибла. Досель мне жалко вербы».

15 мая. Полностью закончено переселение деревни Иваньково на новое место. Деревня получила новое название Ново­Иваньково.

На этот раз надо было переселить не одну деревню, а 7700 усадеб и уездный город Корчеву. Помимо громадного производственного значения, это дело имело огромную политическую важность, так как в процессе работ приходилось сталкиваться не только с хозяйственными, но и с бытовыми условиями переселяемых граждан.

Для руководства работами отделом переноса селений было организовано три строительных участка на территории, где располагалось Волжское водохранилище: кимрский участок, конаковский участок, завидовский участок.

Объем подлежащих выполнению работ распределяется следующим порядком:

• по Кимрскому административному району – 382 хозяйства;

• по Конаковскому административному району 1719 хозяйств;

• по Завидовскому административному району – 2639 хозяйств.

Итого: 4740 хозяйств.

Работы планировались выполнить в период с 1­го ноября 1935 года по 1­е мая 1936 года. Из зоны затопления Волжского водохранилища по Кимрскому  административному  району переносилось: Никольское (129 дворов), Федоровка (46 дворов), Липня (19 дворов), Большая Крева (80 дворов), Малая Крева (31 двор), Большое и Малое Бревново (56 дворов), Миленки (21 двор).

По Конаковскому административному району переносилось 110 селений, в которых насчитывалось  1719 дворов. Подлежали переносу: Омутня (43 двора), Санниково (111 дворов), Б. Новоселье (107 дворов), Уходово (31 двор), город Корчева (290 дворов) и другие селения.

К моменту затопления в Корчеве имелось 600 домов. В 1936 г. из Корчевы в Конаково переносятся жилые деревянные дома, а кирпичные дома и здания каналоармейцы начали взрывать. Украшением города являлся кафедральный собор во имя Воскресения Христова. Пять величественных золоченых крестов собора были видны издали. Величественные иконы для иконостаса греческого письма с золотой чеканкой были выполнены в художественной мастерской Московского живописца Л.М. Соколова. В апреле 1936 года, когда снег еще покрывал базарную площадь Корчевы, мощный удар взрыва порвал провода, выбил стекла в домишках на набережной. Черное облако клубами встало над рухнувшим пятиглавием. Но колокольня осталась стоять, объятая пыльной тучей. Второй удар качнул ее крест, каменная башня с пролетами и лестницами звонниц дрогнула и, словно нехотя, стала крениться. Грохот третьего взрыва выкинул в небо новые волны дымной мглы. И вдруг, жалко качнувшись, словно подрезанная у основания, громада колокольни рухнула далеко на талый снег, отбросив смятый исковерканный крест.

Аммонал каналоармейцев уничтожил великолепие города Корчевы собор во имя Воскресения Христова, также Преображенскую, Казанскую и Остроженскую церкви. Сады и леса вокруг города были вырублены.

Нелегко пришлось начальнику Завидовского участка Николаю Виссарионовичу Некрасову, которому пришлось разъяснять населению порядок переселения на новые места. Начальник Завидавского НКВД Хевронов докладывал:

«Подавляющее большинство колхозников выражают недовольство переселением. Охрана Дмитлага не пускает колхозников к своим домам. Заключенные ставят дома перекошенными, некачественно конопатят, есть кражи имущества. Слабо ведется разъяснительная работа».

31октября 1935 года Волжская бетонная плотина №21 сдана строителями приемочной комиссии управления Москваволгостроя НКВД СССР и принята комиссией с отметкой «хорошо».

Иваньковская бетонная плотина имеет восемь пролетов, из них четыре с поверхностным водосливом и четыре (двухъярусные) с поверхностным водосливом и донными водопропускными отверстиями.  Длина плотины 216 метров. С правой стороны плотина сопрягается с глухой земляной плотиной, перегораживающей старое русло реки, а с левой – с так называемой северной шпорой, переходящей в левобережную дамбу длиной 8,2 километра.

В зимний период 1936 года идет интенсивная работа по переносу селений с мест, которые должны уйти под воду. Для того чтобы ускорить процесс переноса, крестьянские дома с помощью четырех домкратов поднимались и ставились на мощные сани, затем тракторами отвозились на новое место, а в летнее время ­ по узкоколейным рельсам с помощью тракторов.

Все ближе и ближе день, данный партией и правительством для сдачи канала Москва ­ Волга в эксплуатацию. Строители канала с нетерпением ждали весеннего паводка 1937 года, когда волжская вода и талые весенние воды должны заполнить ложе Иваньковского водохранилища. И вот наступает торжественный исторический момент. 23 марта 1937 года главный инженер С.Я.Жук дает команду опустить тяжелые металлические щиты Волжской плотины

Путь Волге на восток был закрыт. Первый раз за многие тысячелетия могучую реку остановила воля человека. С пеной и брызгами вода ринулась на плотину, но щиты легко выдержали сокрушительный удар. Река остановлена на три минуты. Затем щиты были приподняты на 25 см, через узкие щели под ними вода прорывалась в нижний бъеф Волги, поддерживая нужный уровень в ее нижнем течении.

27 марта. Волжская вода вошла в канал.

6 апреля. Уровень воды в Московском море достиг проектной отметки. Тогда был отдан приказ открыть щиты бетонной плотины, чтобы пропустить на восток излишние волжские воды. Волга окончательно была покорена.

17 апреля. Вода заполнила все 128 километров канала.

Из 128 километров двадцать километров трассы занято Иваньковским водохранилищем. Первый пароход  прошел по Иваньковскому водохранилищу 17 апреля 1937 года. Шел он из города Калинина в сторону Москвы.

Строительство головного узла канала

Достаточно посмотреть на основные сооружения Волжского узла, чтобы представить все величие этих сооружений. Волжский узел состоит из 18 гидротехнических сооружений, и все это было сделано за четыре года. 15 с лишним миллионов кубометров земляных работ, в том числе больше восьми миллионов выемки и больше семи миллионов насыпи, 545 000 кубометров гидротехнического бетона, 5 976 тонн металлоконструкций, 397 тысяч квадратных метров крепления откосов камнем и бетонными плитами – вот цифры, характеризующие огромные объемы работ.

21 сентября 1933 года немного выше села Иваньково причаливают две баржи. По трапам сходят человек триста в коричневых бушлатах и несколько человек в шинелях с красными петлицами. Группу возглавляет чекист Крипайс.

И вскоре на пустынных берегах Волги затявкали топоры. Черной лентой среди кочек и пней легли дороги. Среди деревьев забелели первые бараки. Так начиналась стройка.

Первым объектом строительства являлась Волжская бетонная плотина.  Архитектором Волжской бетонной плотины был И. К. Белдовский.

Первая героическая страница в строительстве Волжской плотины была борьба с весенним паводком.

Котлован напоминает муравейник. Здесь надо вынуть больше четырех с половиной миллионов пудов земли – к осени дать фронт для укладки бетона. Работа сначала шла вручную. В мае начали прибывать экскаваторы. Надо было освоить механизмы, готовить кадры. Но трудностями ударника не испугаешь. Железнодорожники под руководством прораба Васильева прокладывают за сутки по два километра узкоколейки. Десятники Гусев, Катанов, Круглов так организовали дело в своих бригадах, что люди у них работают с четкостью часового механизма. Отряды Тасарской, Лазареева выполняют план на полтораста и больше процентов. Трудности преодолены. Западная часть котлована готова, и 16 августа 1934 года в третью секцию падает первый кубометр бетона.

Трудные дни подкрались с наступлением холодов. И несмотря на холода на всей трассе канала  единственным сооружением, не прервавшим бетонных работ, была Волжская плотина. В декабре на бетон встал лучший отряд Тасарской. Ударники, до сир пор не имевшие дела с бетоном, освоили новый вид работы.

И вот снова весна, последняя весна на стройке плотины. На левом берегу Волги поднялся многоэтажный бетонный комбинат. Таких еще не было ни на Беломорстрое, ни на нашем строительстве. В нем механизированы все процессы работ. Сказочно скоро, за две недели, комбинат был освоен. Уже в середине мая его транспортеры ежедневно подавали в блоки до
1 000 кубометров бетона. Но подымающейся гигантской плотине и  такого количества было недостаточно. «Даешь 1 500 кубов в сутки!» ­ требовала общественность Волжского района. Это задание было перекрыто 29 июля, когда выдача бетона была доведена до
2 032 кубометров в сутки, а 8 июня отряд бетонщиков Галины Тасарской дал рекордную выработку, уложив за сутки 2 093 кубометра.

Август. Плотину посещает нарком Ягода. Товарищ Ягода осмотрел Волжскую бетонную плотину, которая должна быть закончена к 18­й годовщине Октября. Нарком проверил, как идет подача и укладка бетона в плотину, обратив внимание на необходимость более тщательно продумать и упростить подачу бетона к месту его укладки. Товарищ Ягода также осмотрел земляную дамбу 210, аванпорт и наметил место будущей установки скульптурного изображения тов.Сталина при входе из Волги в канал. «Вам дано все для успешного завершения строительства плотины в срок», – сказал в заключение тов.Ягода. Начальник района тов.Шапошников заверил, что коллектив строителей Волжской плотины с честью выполнит возложенные на него задачи и сдаст плотину в срок.

26 сентября секретарь ЦК ВКП(б) тов. Л. М. Каганович, секретарь МК ВКП (б) тов. Н.С. Хрущев  посетили строительство канала Москва – Волга. Их сопровождали начальник строительства тов.Коган, заместитель начальника ГУЛАГа и начальник Дмитлага тов.Фирин. Товарищ Каганович, год назад уже посетивший Волжский район, когда работы только начинали развертываться, отметил, что за это время проделана огромная работа, но прекрасная механизация строительного участка обязывает к еще большим темпам и образцовому качеству.

Прощаясь с начальником района тов.Л.М.Шапошниковым, Каганович сказал: «Здорово работаете, товарищи!». Красавица Волжская плотина поглатившая почти 250 000 кубов бетона, длиной 216 метров и высотой 29 метров, была  готова. Для сброса воды имелось 8 пролетов, из них 4 двухъярусные с донными водопропускными отверстиями. И вот  30 сентября 1935 года плотину приняла Центральная приемочная комиссия. К 18­й годовщине Октября строители Волжского района рапортовали  об окончании головной плотины канала на полгода раньше срока.

После постройки Волжской плотины начинаются работы по сооружению шлюза № 1, и 1­го декабря 1935 года в два часа дня уложен первый кубометр бетона в шлюз №1.

Архитектором однокамерного шлюза № 1 является также архитектор И. К. Белдовский. Осенью 1936 года  коллектив строителей Волжского района  приступил к строительству земляной плотины. Строителям предстояло перегородить старое, веками установившееся русло Волги.

Данная плотина должна была быть  выполнена путем гидронамыва, который впервые использовался в СССР.  Предстояло намыть земляную плотину длиной 350  метров, шириной 20 метров, с наибольшей высотой – 24 метра. Но не ладится дело с намывом. Люди впервые осваивают сложную технику гидромеханических работ. Плотина растет очень медленно. Она достигла пока только отметки 111 метров.

Землесосы то и дело выходят из строя: ломаются валы, лопаются обоймы  подшипников. Аварии вошли в систему. Они срывают работу гидроустановок. Положение было крайне тяжелым.

Впереди же стояли две угрозы: осенний паводок и морозы. Паводок мог поднять воду до отметки 114 – 115. Вода могла перехлестнуть плотину и неизбежно размыть  ее. Мороз грозил до весны остановить все гидроустановки. Грунт пришлось бы возить поездами, а это очень затяжное и дорогое мероприятие. Осознавая это, строители упорным трудом преодолевали трудности увеличивали намывку грунта.

Если прежде намывалось грунта 3,5 тысячи кубометров в сутки, то потом выработка выросла до 4,5 ­ 6,7 тысяч кубометров, и, наконец, выработка по намыву грунта достигала 8 тысяч кубометров в сутки.

Плотина росла и, наконец, достигла долгожданной отметки 116. Радостной была эта победа для коллектива работников Волжского района.  К началу морозов плотина достигла отметки 124.

Эта земляная плотина является большой победой советской гидротехники, ибо земляные работы здесь были выполнены путем гидронамыва и транспортировки  размытого на карьерах грунта, который  подавался на расстояние до 2,5 километра. Земляная плотина блестяще выдержала испытание водой и навсегда преградила путь старому течению Волги.

Бетонная и земляная плотина, левобережная 8­километровая дамба образовали грандиозное водохранилище, названое Л. Кагановичем Московским морем.

Для создания Московского моря пришлось построить не только перечисленные сооружения, но и очистить колоссальную площадь, т. е. вырубить большие площади леса, перенести на новые места сотни деревень и даже город Корчеву. Всего на строительстве Волжского гидроузла в течение  четырех лет трудились более 400 тысяч человек.

Материал подготовлен М.И.БУЛАНОВЫМ 
по материалам газеты «Перековка» с использованием архивных документов

 

 
 
< Июля 2013 >
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.