СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Дошкольное образование: по-семейному, по-домашнему Печать
21.02.2013 06:02

В городе набирают обороты новые формы дошкольного образования: на сегодняшний день открыты десять подобных подразделений, из них шесть – это семейные группы, остальные – группы кратковременного пребывания детей разной направленности. Первые открываются на базе семьи, вторые – на базе дошкольного учреждения, куда приходят дети либо вечером, либо в выходные дни, и работают с малышами, как правило, специалисты дошкольного учреждения.

Прежде чем заглянуть в одно уютное гнездышко на левом берегу и познакомиться  со всеми участниками процесса, называемого семейной группой – структурным подразделением детсада «Теремок», – мы поговорили с его заведующей Ниной Аркадьевной Колесовой.

Будущее – за семейной группой

«Вся работа по организации новых форм дошкольного образования, – поделилась она, –  строится в рамках городской подпрограммы «Обеспечение доступности дошкольного образования и ликвидации очередности» и разработанного управлением дошкольного образования плана по развитию альтернативных инновационных форм.

В нашем «Теремке» в конце ноября прошлого года была открыта семейная группа по месту проживания воспитателя Оксаны Вячеславовны Плисковской. Причем наш детсад не был здесь первопроходцем. Мы – вторые, пионером стал детский сад «Росинка» на Большой Волге, где семейную группу открыли на базе многодетной семьи. У нашей мамочки один ребенок дошкольного возраста, и она взяла еще четырех дошколят от двух до трех с половиной лет».

– Интересно, чья это была инициатива: молодой мамы или дошкольного учреждения? – поинтересовались мы.

– Мы сами вышли на нее, и она с удовольствием согласилась. Нам, кстати, очень повезло с этим педагогом – заинтересованная, любящая и понимающая детей, умеющая увлечь.

– На что в первую очередь обращали внимание, принимая  решение, что человек вам подходит?

– Прежде всего комиссия, в которую вошли представители управления дошкольного образования и администрации детского сада, пришла в семью, посмотрела, какие есть условия для нахождения здесь детей. Трехкомнатная квартира – вполне подходящие условия. Мы сделали свои рекомендации, например, закрыть батарею отопления, прикрепить стеллаж, и оказали ей свое содействие.

– А с точки зрения методики,  с детьми ведь надо заниматься…

– Конечно, помогли маме и методической литературой, и разработанными планами. Знаете, когда увидела, как Оксана Вячеславовна общается с детьми, мне сразу стало спокойно.  Я  поняла, что она справится со всеми проблемами. Кстати, сначала к ней стали ходить двое ребятишек, потом еще двое, и мы открыли группу. То есть она пробовала свои силы, не сразу приняла всех детей. Причем все дети адаптировались очень быстро. В принципе, адаптации и не потребовалось – здесь все естественно и по-домашнему.

– Обязательно ли наличие педагогического образования для мамы – воспитателя семейной группы?

– Нет, у мамы может быть просто среднее образование, но мы должны с ней побеседовать, определить, можем ли доверить ей детей, ведь я как руководитель детсада несу ответственность за этих детей, поскольку семейная группа –  структурное подразделение ДОУ. У нас в «Теремке» 11 групп, и 12 – семейная , и я отвечаю за каждого ребенка.

– Как организована работа семейной группы?

– Это пятичасовое пребывание детей с одноразовым порционным питанием «Растишка», которое мы получаем по договору с магазином «Тополек». Питание поставляют в дошкольное учреждение, и наш кладовщик в определенное время приносит его в семью. Здесь соблюдены все санитарные нормы, и проблем не возникает. Это второй завтрак, по времени где-то около 11 часов утра.

Группа работает с 8:00 до 13:00. Сначала у ребят зарядка, гимнастика, как и в детском саду, затем свободные игры. Потом дети занимаются.

– Гулять они выходят? Наверняка с этим возникают проблемы, ведь дети маленькие.

– Прогулка организована так: приходит хотя бы один из родителей этой семейной группы, помогает одеть  детей и вывести их на улицу. Гуляют во дворе дома, где находится семейная группа. По окончании прогулки за детьми приходят родители.

Что касается официального пакета документов, то, отмечает Нина Аркадьевна, он разработан на основе рекомендаций об организации семейных групп: заключены договоры с родителями (также как и с родителями детей, посещающих детсад), у последних есть направление, выписанное управлением дошкольного образования, и обязательно родители пишут заявление с просьбой зачислить ребенка в семейную группу.

Кстати, семейная группа может строиться на принципах инклюзивного образования. Группу Оксаны Вячеславовны Плисковской посещает мальчик с особенностями развития. Мальчик с диагнозом ДЦП, с сохранным интеллектом, который развивается вместе со здоровыми детьми и даже по некоторым критериям опережает их. И родители здоровых детей совсем не против, чтобы он посещал группу.

Единственное, ему немного трудно передвигаться, и в рамках дошкольного учреждения (здесь 20 детей в группе) ему было бы очень сложно. А в семейной группе у него есть возможность общения.

Сколько же стоит пребывание ребенка в семейной группе? Выяснилось, совсем недорого: при условии, что он пять часов находится в группе, оплата составляет от 52 рублей в день. А есть семейные группы, куда ребенок приходит на два часа, там оплата составляет 28 рублей, как, например, в группе кратковременного пребывания детей с особыми возможностями здоровья на базе 13 детского сада.

«Каждый из участников этого процесса получает свои бонусы. Родители – место в семейной группе, значит, могут трудоустроиться на неполную занятость  или освободить время для домашних дел. Ребенок развивается в коллективе, значит, адаптация в саду будет проходить легче. Город решает вопрос с очередностью в дошкольные учреждения. Все получают свои плюсы, и, думаю, это та форма, за которой будущее», – заключила Н.А. Колесова.

Дорогие мамы, имеющие детей дошкольного возраста, не посещающих детсады, у вас есть возможность попробовать себя в роли воспитателей семейной группы. Наличие педагогического образования  не обязательно, а вот любовь к детям – условие обязательное. А сотрудники ДОУ с удовольствием окажут помощь в организации и открытии семейных групп.

Оксана Плисковская и ее семейная группа

Когда редакционная  бригада вошла в квартиру к Плисковским, нас встретил Гоша – маленький радушный хозяин, воспитанник семейной группы, где воспитателем работает его мама Оксана. Долго, правда, он не выдержал, побежал играть в детскую, составив компанию еще одному воспитаннику группы Никите.

Пока ребята занимаются игрой, не без помощи нашего фотокорреспондента мы беседуем с Оксаной.

– С чего все начиналось? Как пришли к идее участия в альтернативной форме дошкольного образования?

– Еще несколько лет назад увидела по телевидению репортаж о семейных группах, тогда у меня в проекте детей не было, но я подумала: какая прекрасная идея. Не хочется со своим ребенком расставаться на целый день, отдавая его в детсад. Но социализировать детей все-таки надо, и когда мне предложили создать семейную группу, у меня сомнений не было.

– У Вас педагогическое образование?

– Да, окончила колледж искусств по специальности «Театральное творчество», то есть я  педагог-организатор и руководитель творческого коллектива, после этого был университет культуры и искусств. Хоть там у меня была и не педагогическая специализация, но дошкольную педагогику, возрастную психологию мы сдавали как госэкзамен, то есть определенные знания у меня есть.

А учась в университете, работала в группе кратковременного пребывания детей с синдромом Дауна, опыт работы с детьми тоже имеется. Кстати, наличие педагогического образования не является требованием для воспитателя семейной группы. Просто маме с педагогическим образованием легче.

– В вашей группе занимается ребенок с ограниченными возможностями…

– У нас инклюзивная группа, когда дети с особенностями развития развиваются вместе с обычными детьми. У нас один такой ребенок, все остальные здоровы. Алеша с сохранным интеллектом, но пока не говорящий ребенок. Он требует особого внимания, самостоятельно передвигаться ему тяжело. Однако в нашей маленькой группе это не столь  большая проблема.

– С какими трудностями приходится сталкиваться на пути становления группы?

– Самое сложное для меня – отказывать тем людям, которые хотели бы попасть в нашу группу. Каких-то других сложностей нет.Заведующая, сотрудники детского сада «Теремок» только помогают, нет проверок ради проверок, есть сотрудничество. Методисты предоставляют все методические разработки, составили программу, по которой мы занимаемся.

Там, кстати, все расписано так, что мама, не имеющая педагогического образования, вполне сможет по ней работать.

– Преимущества семейной группы очевидны для Вас?

– Преимуществ много: мама трудоустроена, получает зарплату, до аттестации она, конечно, небольшая. У меня, например, ребенок – аллергик (у него непереносимость любого животного белка), и мне важно, чтобы он ел то, что ему можно. Если сейчас мы себя правильно поведем в питании, то через несколько лет сможем нормально питаться.

– Малыши такие разные, как их научить жить в коллективе таких же сорванцов?

– Тут важно не только общение со сверстниками. Поведение по определенным правилам – главный момент социализации, также важно научить заявлять о своих потребностях чужому взрослому человеку. Ребенку в таких группах комфортнее, он легче адаптируется. Никитка, например, у нас такой «мамошник», но при этом очень быстро маму отпустил.

Леша – упрямый, целеустремленный парень, учится ходить и говорить. У него, кстати, есть все шансы жить полноценной жизнью. Год назад он вообще стоять не мог, сейчас и стоит, и ходит, пусть за руку, держась за стенку. За два месяца начал говорить, но пока только я его понимаю. Софа помогает Алеше ходить и руку может подать. Для духовного развития ведь это очень хорошо.

– От детей можно только заряжаться. Смотрите, как им здесь здорово!

– У нас по-всякому бывает, настроение может быть разным, дети могут капризничать, могут драться. Могут на «кланы» разбиваться, это когда приходит Софа, могут организовать «банду» – в общем, очень весело живут. Я стараюсь научить их разрешать конфликты без помощи взрослых. И если сначала у нас Никита никак не мог расстаться с машинкой, то сейчас он ее вполне может дать поиграть и Гоше, и Алеше, и Софе…

– Как ваш муж отнесся к тому, что в доме «поселилась» семейная группа?

– Конечно, сначала пришлось его уговаривать. А сейчас я ему очень благодарна, потому что большая часть уборки помещений лежит на его плечах. Такой негласный сотрудник, без его поддержки, если честно, я бы не смогла открыть группу. Конечно, работа дисциплинирует: у нас на кухне, например, висят списки утренних дел и вечерних…

Татьяна Крюкова

Фото Юрия тараканова

 

 
 
< Февраля 2013 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 22 23 24
25 26 27 28      
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.