Уложились в сутки... Печать
04.10.2012 09:26

Что ни говори, мы настолько привыкли к различным благам цивилизации, в частности, к тем, что связаны с электричеством, что любая маломальская авария, сбой, уж о техногенных катастрофах говорить не будем – слишком пафосно, выбивает из колеи, заставляет думать, что мы, жители многоквартирных домов, в частности, зависимы и беспомощны…

Вечер прошлого вторника, 25 сентября, когда во тьму погрузилась большая часть Большой Волги, Черной речки и институтской части города, подтвердил последнее высказывание как нельзя лучше.
«Зашел по дороге домой за продуктами на ужин в «Магнит» (он по пути, хожу туда каждый день) – не  работает, электричество вырубилось, ближайшие магазины тоже во тьме, хорошо успел в «Волгу» – голодным не пришлось сидеть. Но я бы и отсутствие плотного ужина вытерпел, самое главное – не увидел футбольный матч «Зенит» – «Балтика», удовольствие от просмотра которого предвкушал целый день», - делится Александр К., проживающий на ул. Энтузиастов.
По словам лифтёра, из кабинок в тот вечер пришлось освобождать несколько десятков дубненцев, кто-то просидел сорок пять минут, кто-то больше. Кто-то из горожан вынужден был в этот вечер заняться непроизвольным фитнесом, поднимаясь пешком на 9 этаж, невзирая на аритмию, тахикардию и другие сердечно-сосудистые недуги, при этом подсвечивая себе дисплеем мобильного телефона (фонарики в карманах носят, увы, не все).
«Самое неприятное, - говорит Валентина С., - поджидало в квартире. Приготовить горячую еду не представлялось возможным: дом оборудован электроплитами. Можно было, конечно, перекусить в «Макдоналдсе», но, как подумала, что надо будет спускаться, а потом снова подниматься на девятый этаж – тут же отказалась от этой идеи. Пожевала завалявшуюся в холодильнике морковку, запила все это холодной водой. При свечах, между прочим!
Подумала: надо на такие ситуации обязательно иметь альтернативные источники питания (генератор, конечно, круто, но газовый баллон и плитку вполне по силам). Знаете, спать ложилась с единственной мыслью: чайку бы горяченького. Верите, мне даже снилось «Чаепитие в Мытищах».
Ко всем прочим неприятностям добавилась еще одна – вода из кранов бежала только холодная. Видимо, в рамках профилактики простудных заболеваний»…
Конечно, все неудобства и ущерб от длительного отсутствия электричества здесь перечислять не будем, список вполне внушительный, и потекший холодильник из них не самое большое зло.
Жителей этих «аварийных участков» волнует, что за причина погрузила практически одномоментно десятки домов в темноту, насколько впредь они могут быть уверенными, что защищены от подобных вещей, и предусматривается ли какая-либо компенсация за недополученную услугу.
Эти вопросы мы и переадресовали главному инженеру  МУП «Электросеть» И.В. Морозову. Что касается непосредственной причины, то официально в устах главного  инженера она звучит так: «Вышел из строя питающий силовой кабель от ГПП-2 (понизительная подстанция, находящаяся на территории ОИЯИ, ЛЯП) до ЦРП -5. Электропитание было переключено на второй силовой кабель. Через 50 минут, в 19.30, из строя вышел и он».
Причину в двух словах не объяснишь, как сказал Игорь Владимирович, она комплексная, требует грамотного погружения в технические тонкости и моменты. Поэтому мы не стали настаивать на углублении в технические детали, ограничились констатацией общих.
Кабель на участке от ГПП-2 до ЦРП -5 имеет протяженность три километра, поиски поврежденного участка, отметил главный инженер, занимает время, никто не ожидал, что второй, взявший нагрузку на себя, тоже не выдержит. В результате  микрорайон от ул. Вернова до ул. 9 Мая был обесточен.
Может, причина в изношенности этих кабелей? Они, по словам И.В. Морозова, служат верой и правдой 35 лет (это не предельный срок службы). В городе, кстати, имеются и такие, которые работают полвека, и к ним никаких нареканий у электриков нет. А есть, которые после нескольких лет службы доставляют массу хлопот.  Зависит это, в первую очередь, и от производителей, и от материала самих кабелей.
«Но мы всегда стараемся ликвидировать аварийную ситуацию в срок. То, что случилось 25 сентября, – это форс-мажор. Мы уложились в определенное законодателем время, чтобы наладить электроснабжение (даются сутки). Самое большее люди находились без электричества в течение 17 с половиной часов. В сутки мы уложились», - заключил Игорь Владимирович.
Что же касается компенсации, то главный инженер сомневается в законности ее требования: форс-мажор – раз, восстановили все в срок – два…  
Что есть форс-мажор?
Мы, конечно, надеемся, что подобное с электроснабжением в городе не повторится. Однако все равно вопросы остаются. Например, по каким параметрам обстоятельства случившегося названы форс-мажором?
В правилах предоставления коммунальных услуг закреплено универсальное основание для освобождения от гражданско-правовой ответственности: исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор). А что такое обстоятельства непреодолимой силы? Это чрезвычайные и непредотвратимые при конкретных условиях обстоятельства (ст. 401 ГК РФ), таковыми признаются в основном стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, штормы).
Кстати, юридическая практика показывает, что в качестве форс-мажорных  указываются землетрясения, наводнения, пожары, аварии на транспорте, мятежи, гражданские беспорядки, забастовки персонала, войны и военные действия, публикации нормативных актов запрещающего характера. А что было в нашем случае?..
2 часа или 24?
Исходя из упомянутых выше правил, при предоставлении коммунальных услуг допускаются перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ. В частности, допустимы перерывы, связанные со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями. О проведении таких работ потребители должны быть уведомлены в письменной форме.
Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения: два часа — при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания, и 24 часа — при наличии одного источника.
При предоставлении коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за каждую коммунальную услугу уменьшается. Так, за каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва электроснабжения (суммарно за расчетный период) размер ежемесячной платы должен быть снижен на 0,15%.
Кстати, исполнитель самостоятельно выполняет эту обязанность в отношении всех потребителей, если ему известно о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Материалы подготовила Татьяна Крюкова
Фото Юрия Тараканова