СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Городская реформа ЖКХ, Печать
15.09.2011 11:54

или Где мы оказались перед началом отопительного сезона

 

Тема долгов за отопление и воду, которые управляющие компании имеют перед энергетиками Дубны, была поднята в прошлом номере «Встречи» («Заставляют браться за дубину?» № 36 от 8.09.2011 г.). Ее продолжает интервью с главным энергетиком ОИЯИ Александром Леоновым.

 

Отдел главного энергетика ОИЯИ снабжает теплом и водой Черную речку и Институтскую часть Дубны, и проблем у правобережных энергетиков в отношениях с управляющими компаниями не меньше, чем на левом берегу.

– Александр Иванович, откуда взялись проблемы с оплатой коммунальных услуг управляющими компаниями правобережья?

– Чтобы сравнить финансовые результаты энергетиков того времени, когда в правобережье Дубны была одна управляющая компания – МУП «ЖКУ» – с нынешним состоянием дел, начну с событий конца 2009 года. Финансовый год-2009  закончился с долгом МУП «ЖКУ» перед ОГЭ ОИЯИ размером в 6 млн. рублей. Как объяснял тогдашний директор МУП «ЖКУ» И.С.Чихалов, государство не полностью рассчиталось с ним за жителей, имевших льготы по оплате коммунальных услуг (до октября  2009 года деньги за льготников поступали на счета ЖКУ через органы социальной защиты). Разбираться, так это было или нет, – дело не энергетиков. Но в период с декабря 2009 г. по январь 2010 г. МУП «ЖКУ» отозвало у ИРЦ «Дубна» право перечислять деньги за коммунальный ресурс энергетикам и получало эти деньги на свои счета. Результатом этого действия было недополучение энергетиками в январе 2010 года еще 2,5 млн. рублей, собранных с населения. Прокурорская проверка подтвердила наши претензии и посоветовала обратиться с иском в судебные инстанции. Любопытно на этом фоне, что тот же 2009-й год МУП «ЖКУ» закончило с положительным сальдо в размере 8 млн. рублей с энергетиками, снабжающими теплом Большую Волгу.

– Почему же частные управляющие компании, начав работать всего полтора года назад «с чистого листа», уже наделали долгов перед ОГЭ ОИЯИ?

– Одним из камней преткновения стало изменение в конце 2009 года норматива потребления тепла в многоквартирных домах. Решением администрации Дубны в 2010 году действовавший до этого единый норматив (0,019 Гкал/м2) был уменьшен для разных типов домов на  десять, двадцать, а то и тридцать процентов. Предлогом для уменьшения норматива стало постановление Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг». Это постановление регламентирует схему расчета потребления тепла домами, не оснащенными приборами учета, и зданиями, чья проектная тепловая нагрузка не известна (речь здесь может идти, в основном, о старых домах, техническая документация которых утеряна). Смысл постановления в том, чтобы с помощью схемы расчета получить максимальный объем тепла, который способен потребить конкретный дом, в зависимости от его конструкции, возраста и технического состояния. Ясно, что деревянный барак пятидесятилетней давности со щелями в полу и стоящий прямо на земле потребляет больше тепла, чем такого же размера утепленный, современный каменный дом.

– Значит, для барака норматив потребления тепла должен быть выше, чем для нового каменного дома?

–  Конечно. А в Институской части Дубны и на Черной речке (район улицы Дачной) многие дома находятся в изношенном состоянии.

– Как же рассудила комиссия, понизившая нормативы для всех типов домов?

– В комиссии, работавшей под руководством администрации Дубны, попросили участвовать представителей энергетиков, но окончательный результат был принят без согласования с руководителями энергетических компаний. Так и вышло, что все дома Дубны волевым усилием были объявлены более теплыми, чем на самом деле. Дома, конечно, и на самом деле можно сделать более теплыми, если провести в них энергосберегающие мероприятия: утеплить подвалы и чердаки, изолировать трубы отопления в подвалах и на чердаках, трубы горячего водоснабжения в квартирах, входные двери и окна в квартирах. При этом для каждого дома должна быть проведена экспертиза сделанных мероприятий, чтобы оценить, на сколько в реальности дом стал теплее. Но что-то не видно было в городе массовой работы в этом направлении. Проектная тепловая нагрузка каждого дома скрупулезно подсчитана на стадии проектирования, и за годы эксплуатации в связи с износом дома  может становиться только больше, а никак не меньше. Именно проектную тепловую нагрузку и берут за основу энергетики при подсчете тепла, потребленного домом, если он не оснащен тепловым узлом с приборами учета. Причем проектная тепловая нагрузка дома в расчетах энергетиков привязывается к конкретной температуре прошедшего месяца. На основании этих расчетов и выставляется счет за тепло. Если  комиссию волновало то, что управляющие компании собирают с жителей больше, чем суммы счетов, выставленных энергетиками (что на самом деле и было в теплые зимы 2008-2009 годов), то кто мешал применить постановление Правительства РФ №307 от 23 мая 2006г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», чтобы вернуть жителям деньги, которые они переплатили управляющим компаниям за тепло? Пункт 19 этого постановления четко предусматривает возврат денежных средств управляющей компанией населению в виде корректирующих платежей один раз в году. Я думаю, что жители по достоинству оценили бы такой благородный шаг. Но ничего подобного в городе сделано не было. Таким образом, 2010 год начался с того, что сбор денег с жителей за отопление был заметно снижен, а зима 2010 года оказалась на редкость суровой – морозы за 25-30 градусов держались не только в январе, но и феврале. Счета энергетиков за предоставленное управляющим компаниям тепло более чем в два раза превышали сборы денег с населения. Частичная  компенсация такой разницы могла быть только при стопроцентной  собираемости с населения и передаче собранных денег энергетикам в летнее время. Так сложилась та  финансовая ситуация, которую мы получили сегодня, перед началом нового отопительного сезона.

– А как вмешалась сюда реформа ЖКХ в городе?

– С марта 2010 года началась реформа ЖКХ в Институтской части города – появилась первая альтернативная МУП «ЖКУ» компания – ООО «Департамент управления жилищным фондом», а с апреля – еще и ООО «ЖКУ «Дубна». По 30-40 домов ежемесячно дружно почти со 100% количеством голосов изъявляли желание работать с новыми управляющими компаниями. Процесс сопровождался такой стихийностью, что мы едва успевали оформлять новые договора и дополнительные соглашения к ним. С первых месяцев появления новых управляющих компаний мы, энергетики, напоминали их руководству о том, что необходимо заключить договор перевода долга между ними и МУП «ЖКУ». Сохранился даже совместный протокол совещания на эту тему. Речь идет лишь о той задолженности, которая возникла у МУП «ЖКУ» с начала финансового года-2010 в силу того, что сборы с населения ведутся равномерно – в течение всего года, включая летние месяцы. И до самого сентября эти сборы не покрывают стоимость тепла, полученного МУП «ЖКУ» прошедшей зимой. Но физически эти деньги получает уже не МУП «ЖКУ», а сменившие его новые управляющие компании! Более того, новые компании стали оплачивать услуги ОГЭ ОИЯИ по летним счетам – то есть без отопления, хотя продолжали получать деньги от населения, в том числе, и за отопление. Как будто и не было зимы с большими морозами! Этому способствовало то, что ИРЦ «Дубна» в 2010 году, собирая средства с населения и за коммунальный ресурс, и за содержание жилого фонда, перечислял все собранное новым управляющим компаниям, а они по своему усмотрению распределяли полученные деньги. Все новые управляющие компании обзавелись хорошими офисами, высокооплачиваемым персоналом, оргтехникой и прямо заявляли, что денег по статье «Содержание и ремонт общего имущества дома» не хватает, поэтому, дескать, не взыщите. Так, только «Департамент управления жилищным фондом» удержал на своих счетах более 7 млн. рублей, собранных с населения в 2010 году за коммунальные услуги. ООО «ЖКУ «Дубна» – около 3 млн. рублей. Похожая ситуация, только в меньших объемах, была и у ООО «Финсервис», а также у ТСЖ «Моховая». Перевод долга между МУП «ЖКУ» и управляющими компаниями либо вообще не оформлен, либо сделан наполовину. А если к этому добавить, что сборы денег за отопление с населения  заметно уменьшились из-за сниженных нормативов потребления тепла, то разрыв между выставленными счетами энергетиков и полученными ими денежными средствами за предоставленные коммунальные услуги стал стремительно расти.

– Теперь понятно, откуда в сентябре прошлого года возникла проблема с неуплатой города за газ. Каким способом она решилась?

– Администрация Дубны попросила дирекцию ОИЯИ оплатить 5 млн.рублей за газ, что стало дополнительным обременением ОГЭ ОИЯИ перед бюджетом института. В августе 2010 года мы написали первое тревожное письмо в администрацию города в связи с появлением большой задолженности управляющих компаний, но разбираться с этим никто не стал. А в конце года всем энергетикам и управляющим компаниям была оглашена позиция администрации: вы самостоятельные хозяйствующие объекты, вот и решайте между собой все вопросы путем переговоров или в суде. Так и вышло, что 2010 год закончился для ОГЭ ОИЯИ задолженностью управляющих компаний в размере более 50 млн. рублей!!! Во взаимоотношениях с МУП «ЖКУ» нам такое и не снилось.

– Как дальше развивалась ситуация, что происходит теперь?

– Долги за газ начали стремительно расти. В конце 2010 года работала комиссия под председательством А.А. Бруня, инициированная энергетиками и управляющими компаниями для пересмотра нормативов расхода тепла. Вывод был однозначный: в старых домах Институтской части, не оборудованных приборами учета, выставленные счета за тепло для 3-х и 4-этажных домов превышают возможный сбор с населения  этих домов более чем на 10 млн. рублей. Надо возвращать нормативы назад. Но выясняется, что теперь это прерогатива властей областного уровня, и вопрос скорее политический, чем экономический. Несмотря на наши обращения в область, тема была похоронена. К февралю 2011 года ситуация с долгами за газ стала выходить из-под контроля. Управляющие компании продолжали получать все деньги от населения и распоряжаться ими. В феврале 2011 года глава города В.Э. Прох собрал энергетиков и руководство всех управляющих компаний и поручил всем управляющим компаниям написать письма в ИРЦ «Дубна» с просьбой перечислять уплаченные населением деньги за коммунальные услуги напрямую энергетикам. Мы вздохнули с облегчением. Но почему это нельзя было сделать раньше?  На счетах управляющих компаний на сегодня задержались собранные деньги за услуги ОГЭ в объеме более 16 млн. рублей. Именно их и не хватает для расчетов с газовиками. Не получив перевод долга от МУП «ЖКУ» частным управляющим компаниям, мы подали в суд на МУП «ЖКУ». Суд был выигран на сумму долга 22 млн. рублей, но от самого МУП «ЖКУ» уже остались только «рожки да ножки». А из-за огромного долга 2010 года на сегодня остается неоплаченным счет Межрегионгазу более  чем на 36 млн.рублей. Общий долг управляющих компаний превышает 60 млн. рублей. Поданы судебные иски на всех должников, но это процесс длительный и быстрого возврата денег не обещает. Без полной оплаты за имеющуюся задолженность Межрегионгаз не даст разрешения на включение котельных в октябре.

– Какой выход из этой ситуации?

– Прежде всего, управляющим компаниям ООО «Департамент управления жилищным фондом», ООО «ЖКУ «Дубна» и ООО «Управдом Дубна» необходимо вернуть все долги, а в первую очередь – уже собранные с населения за коммунальные услуги более 16 млн. рублей. Необходим четкий график погашения этой задолженности. Во-вторых, нужно вернуться к действовавшему до 2010 года нормативу расхода тепла в старых домах Институтской части Дубны. Совместно с администрацией города имеет смысл повторить обращение в областные структуры. В-третьих, управляющие компании должны активнее оборудовать дома тепловыми узлами и проводить энергосберегающие мероприятия – такие меры уменьшат объемы потребления тепла, а значит, и размеры выставляемых энергетиками счетов. Но здесь наблюдается парадокс: денег у управляющих компаний на установку тепловых узлов не хватает, и они тратят деньги энергетиков, что законодательно разрешено только с 2012 года по оформляемым энергосервисным договорам.

Беседовала Наталия Теряева

Читайте еще на эту тему:

Без газа не останемся, но по счетам нужно платить

Долг платежом красен

Об одной публикации

Городская реформа ЖКХ,

Нам нужны скамейки!

Нужны скамейки

Эх, дороги!

Вечная лужа

И снова про перила

Борьба с коррупцией = борьба с ветряными мельницами?

Уплотняют и нас не спрашивают

«РАТА» – полувековая история перевозчика

Соглашение о жилищном развитии

 
 
< Сентября 2011 >
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.