СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Задачка по сопротивлению материалов Печать
07.07.2011 10:03

КОНКУРС «Городские воспоминания»

Из воспоминаний Г.А. Вершинина, заместителя главного конструктора ГосМКБ «Радуга», доктора технических наук, лауреата Государственной премии. – Мое знакомство с МКБ «Радуга» началось в 1962 году после окончания Казанского авиационного института. Сюда нас распределили для прохождения практики и защиты дипломных работ. Председателем Государственной комиссии по защите дипломных проектов был Александр Яковлевич Березняк. Защищающимся он любил задавать задачки по сопротивлению материалов. На отдельных листочках рисовал балки с различными условиями закрепления и нагрузками. Надо было качественно нарисовать эпюры моментов, перерезывающих сил, направления реакций в опорах, эпюры нормальных и касательных сил. Так он «экзаменовал» дипломников. За этим процессом я наблюдал не один год и всегда удивлялся тому, насколько прекрасно главный конструктор разбирался в строительной механике и прочности летательных аппаратов.

Вначале я работал в бригаде конструкции, где начальником был О.В. Мельников. Первое серьезное задание получил, когда мы проектировали ракету 85Р (крылатую ракету корабельного противолодочного комплекса «Метель»). Эта ракета должна была, по замыслу, доставить торпеду на расстояние 50-80 км от атакующего корабля, отделить ее и спустить на парашюте в воду. Там она уже самостоятельно должна была выполнить задание. Положение осложнялось тем, что нужно было закрепить два стартовых двигателя для выброса всей связки из контейнера. Трудность была еще и в том, что торпедисты не разрешали делать на торпеде ни выступающих частей, ни колодцев, чтобы не испортить акустику при движении в воде.

Эта проблема решалась с трудом, были проработаны различные варианты. О.В. Мельников попросил меня сходить к начальнику бригады К.В. Коберу и взять у него нормаль на пироболты. Когда я проработал нормаль, стало ясно, как можно сделать такое сложное соединение четырех тел, обеспечить старт и затем сделать разделение этих частей по времени. Аналогичные проработки проводились в отделе проектов, где начальником был Л.Н. Боголюбский. Они вместе с «тураевцами» предложили свой вариант крепления четырех частей.

Обсуждение этих вариантов состоялось у главного конструктора. Я принес проработки, разложил на столе и присел на стул. О.В. Мельников и Л.Н. Боголюбский спорили, расхаживая по кабинету, доказывали, чей вариант лучше, чей хуже.  А.Я. (я позволю себе такое сокращение, поскольку тогда именно так сотрудники между собой называли Березняка) сел на стул справа от меня и стал расспрашивать, что и как предлагается делать. Я объяснял. Он спрашивал, какими элементами крепления обеспечивается восприятие и передача всех шести компонентов нагружения, как происходит разъединение тел. Затем приступили к обсуждению варианта, предложенного отделом проектов. Мне стало казаться, что главный склоняется к нашему варианту. Когда обсуждение подходило к концу, А.Я. толкнул меня в плечо и спросил, а как я думаю, какой вариант принять (чем меня очень удивил). Я сказал, что попробовал бы свой вариант. Его и приняли.

Разработка этого проекта затягивалась по разным причинам, хотя была под контролем заказчика и парткома.

И вот партком предприятия решил на своем заседании обсудить вопрос о ходе разработки. Было много высказываний, в том числе нелицеприятных, и в адрес главного конструктора. Когда все высказались, А.Я. Березняк произнес, что поссориться со смежниками, с заказчиками, с ведомством и пяти минут хватит, а вот помириться и делать общее дело может и жизни не хватить. Я запомнил это на всю жизнь.

 

Записал В. Пахомов

 
 
< Июля 2011 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.