СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Преемственность поколений и уникальная школа Печать
19.04.2023 11:39

О том, что сегодня необходимо поднимать престиж профессии конструкторов, инженеров-конструкторов, говорят на самом высоком правительственном уровне, причем все чаще и чаще. Что она должна стать привлекательной для молодежи, а программы, которые бы помогали выявить со школьных лет будущих талантливых конструкторов, должны курироваться и финансироваться на уровне государства. Пока же первое место в рейтинге самых интересных, по мнению молодежи, профессий, по прежнему занимает профессия специалиста в области IT-технологий. Наш разговор сегодня - о профессии конструктора, которая, между прочим, в нашем городе авиационных разработок не теряет своей актуальности. Ведь в ней и романтика неба, и четкий рационализаторский подход, и современные технологии - те, что за гранью современных возможностей. Все это каким-то образом уживается в профессии и делает ее интересной для десятков дубненских мальчишек и девчонок, ежегодно поступающих в престижные авиационные и технические вузы страны…

«Без передачи опыта и без преемственности поколений в конструкторском деле никуда, - говорит первый заместитель главного конструктора ГосМКБ «Радуга» (предприятие является членом Союза машиностроителей России и входит в Корпорацию "Тактическое ракетное вооружение") Владимир Петрович Куриленко. - Вот, например, конструктор, инженер имеет огромный опыт. С годами он передает этот опыт следующему - более молодому инженеру, конструктору. И этот процесс у нас в КБ непрерывный. Если выдернуть одно звено цепочки - разорвется вся нить. Это и есть понятие школы. На «Радуге» своя особенная конструкторская школа. Она заложена много лет назад Александром Яковлевичем Березняком. А наше дело - продолжить ее и передать свой опыт молодым…»

 

Темой разговора с первым заместителем главного конструктора предприятия на этот раз стала как раз преемственность поколений в конструкторском бюро. Сегодня важность этого процесса, как подчеркивает сам Владимир Петрович, - крайне велика. Во-первых, в КБ, как и на предприятие в целом, стремительно расширяющее и объемы производства, и область конструкторских разработок, приходит много молодежи. Обучить ее, заразив тем самым духом «Радуги», - важная задача. Тут настолько зыбкий баланс: в конструкторском деле ведь всегда только новое, передовое, то, что еще где-то очень далеко, на грани фантастики. И свежие умы ребят тут очень кстати: яркие, пытливые, беспокойные, они подают свежие идеи. Но в то же время созданная более семи десятков лет назад конструкторская школа дает основу всем этим разработкам, твердую, как говорится, почву. Некий симбиоз пытливых умов молодых конструкторов и опыта их старших наставников...

- Да, кстати, Владимир Петрович, а осталась ли в конструкторском бюро популярная в советское время система наставничества?

- Наставничество в КБ существовало всегда, и сложно представить нашу работу с молодыми ребятами без него. К каждому молодому специалисту прикрепляют наставника, и как минимум в течение года он ведет молодого человека. Такая система абсолютно в каждом подразделении КБ.

- А своего наставника вы помните?

- Давно это было… но помню, конечно! У меня было их несколько, и я считаю их своими учителями… Будучи студентом Рязанского радиотехнического института (академии), я и еще четверо моих однокурсников приехали в Дубну, на «Радугу», чтобы писать и защищать здесь диплом. Уже не помню точно, от кого я услышал вообще про существование предприятия, как и про сам город. Он не был тогда на слуху. Когда мы с ребятами сюда приехали впервые, город очень понравился.

Он был очень зеленый и чистый: тогда еще ОЭЗ не было, кругом леса и много воды. На время работы над дипломом нас поселили в общежитии на ул. Тверской, а руководителем моего дипломного проекта стал Павел Васильевич Голубев. Он и сегодня работает на предприятии в одиннадцатом отделении. Очень отзывчивый и внимательный человек. Я ему во многом благодарен за всю помощь, которую он оказывал мне как наставник. Мне было очень интересно писать на МКБ диплом. И понравился коллектив. Знаете, было такое чувство, как только пришел в бригаду, что в ней я уже много лет. После защиты диплома я отгулял положенный отпуск и вернулся на предприятие. Как я уже сказал, на дипломный проект нас сюда приехало пятеро ребят. Трое уехали потом по семейным обстоятельствам, а я и еще один выпускник нашего института - Сергей Игоревич Гребенюк (руководитель одиннадцатого отделения) - связали свою жизнь с нашим МКБ.

Также мой учитель Татьяна Ивановна Пескина. Сейчас она уже на пенсии. Потрясающая женщина - и как специалист, и как человек. До сих пор созваниваемся, интересуемся, у кого как дела.

Позже, когда я перешел уже в ведущие конструкторы, моим наставником или учителем был Александр Иванович Мякотин. Он ветеран КБ и сегодня на заслуженном отдыхе. Но мы тоже поддерживаем связь. Правда, он каждый раз ругается, что редко ему звоню.

Потом моим наставником стал уже непосредственно первый заместитель генерального директора - заместитель по НИОКР, директор ОКБ и главный конструктор Елтуган Кимашевич Сыздыков. Это очень грамотный, проницательный специалист, Мастер своего дела и в то же время глубоко интеллигентный, отзывчивый и понимающий человек. Работать с ним интересно и ценно.

- Что больше всего любите в своей работе?

- Часто вспоминаю свои командировки на полигоны. Вначале это были поездки в Жуковский, потом по войсковым частям Минобороны - Ахтубинск (ГЛИЦ), Калужская область (база «Шайковка»)... Работы там было очень много. В 2005 году, например, из 365 дней 285 я находился в командировках. Вначале как инженер ездил, потом уже как руководитель, начальник испытательной бригады, научный руководитель… В основном работал с Дальней авиацией, но был и период работы с фронтовой авиацией, в Ахтубинске.

- Вам лично интересно работать с молодежью? И какие черты характера обычно выдают будущего успешного (а быть может, даже гениального) конструктора? Умеете их разглядеть?

- Тут особого секрета нет, обычно ты интуитивно чувствуешь перспективного инженера, конструктора. Это обязательно заинтересованный человек, активный, иногда прям смотришь, а у него глаза горят. Из таких ребят получаются хорошие специалисты. И работать с ними интересно - у них большой кругозор, они умеют мыслить, у них свежие идеи.

Вспоминается еще такой пример работы с молодежью и умения слышать ее. Главным конструктором, когда я пришел на МКБ, был Игорь Сергеевич Селезнев. Помню первое совещание, на котором я присутствовал. Это было как раз после пуска изделия. Игорь Сергеевич сел напротив нас, совсем еще молодых ребят, и говорит: «Ну, давайте, рассказывайте!». Уже тогда я отметил, что он очень прислушивается к молодежи. Наше первое общение мне тогда очень понравилось.

На «Радуге» очень дружный коллектив. И это во многом благодаря тому, что за всю историю предприятия у нас сейчас всего лишь четвертый директор - Сергей Анатольевич Богатиков. До него почти три десятка лет предприятие возглавлял наш нынешний научный руководитель Владимир Николаевич Трусов. Он не просто грамотный конструктор, он стратег. В своих решениях, идеях Владимир Николаевич всегда смотрит очень далеко, за горизонт. А в нашем конструкторском деле это очень важно.

- Вот, кстати, горизонт в вашей профессии - понятие очень относительное. Вы ведь всегда работаете на весьма долгосрочную перспективу…

- Да. И смотрим не на три, не на пять лет вперед, а на десятилетия. Без этого в конструкторском деле никуда. Ведь каждое новое изделие создается несколько лет, проходит испытания. И это всегда работа на перспективу. Знаете, у конструктора получается так: когда что-то создаешь, то кажется, что это фантастика. Проходит несколько лет, и твоя идея становится реальностью, получает воплощение в новейшем изделии, в разработке. А ты опять смотришь за горизонт…

Анна Сухая

Фото автора

 
 
< Апреля 2023 >
П В С Ч П С В
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.