СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Новые ускорители, сеансы, пучки Печать
14.07.2016 07:57

Завершилась 45 сессия Программно-консультативного комитета (Programme Advisory Committee) по физике частиц, на которой шла речь о выполнении рекомендаций предыдущей сессии программного комитета, о подготовке Семилетнего плана развития ОИЯИ на 2017–2023 годы. Прежде всего ученые акцентировали внимание на последних новостях и ходе работ по реализации проекта «Нуклотрон–NICA».

Как подчеркнул вице-директор ОИЯИ Григорий Трубников, самая главная новость последних недель – подписано соглашение между Объединенным институтом ядерных исследований и Правительством РФ о начале финансирования проекта НИКА.

На правах полноправного участия

– Соглашение было подписано буквально две недели назад, – прокомментировал Григорий Владимирович, – поэтому мы ждем начала финансирования и ждем активного участия российских организаций в проекте не в качестве субподрядчиков или подрядчиков, а в качестве равноправных партнеров.

Это очень существенная разница, потому что взаимодействие с российскими организациями в рамках этого соглашения рассматриваем не просто в виде контрактов, а в виде полноправного участия всех заинтересованных сторон. В первую очередь крупнейших вузов: МГУ, МИФИ, Физтеха, Санкт-Петербургского университета и вузов Казани, Томска, Иркутска, Дальневосточного федерального университета и многих других. Безусловно, научных организаций, таких как НИЦ «Курчатовский институт», подведомственных Федеральному агентству научных организаций, РАН и научно-технических организаций различных ведомств – Росатом, Ростехнологии, ФМБА.

Полноправное участие заключается в том, чтобы перечисленные организации участвовали в проекте от концепции разработок до изготовления или предоставления других результатов, – отметил вице-директор ОИЯИ.

Результатами вузов, к примеру, будут подготовленные кадры и расчёты. В настоящее время заключен договор с университетом Санкт-Петербурга: одна из кафедр будет заниматься расчетами динамики пучка на Нуклотроне, еще одна кафедра будет совместно с ЛФВЭ и ЛИТ ОИЯИ создавать компьютерный кластер в Питере, который станет частью ГРИД-инфраструктуры комплекса НИКА.

Научные организации участвуют оборудованием и разработками, то есть вносят интеллектуальный вклад, участвуют в вводе в эксплуатацию и эксплуатации комплекса. Например, с Новосибирским институтом ядерной физики имени Будкера договорились, что ОИЯИ заключает контракт на разработку уникального оборудования (электронного охлаждения коллайдера или сложнейшего ускорителя системы).

С этой целью вместе с Новосибирским университетом создана базовая кафедра по ускорительным технологиям, заточенная под конкретную систему для НИКИ. Начиная с 3-4 курсов студенты будут привлекаться к таким разработкам, и затем подготовленные специалисты вместе с готовыми разработками приедут в Дубну.

Задача ОИЯИ – создать условия для приехавших ребят, чтобы они остались здесь работать (это и зарплаты, и жилье и т.д.)

– Сейчас самый главный ресурс ОИЯИ – это талантливая научная молодежь. Не финансы, не разработки, а именно научные кадры, – считает Г.В. Трубников. – Таким образом под уникальную большую систему, горизонт изготовления которой три-четыре года, университет вместе с научной организацией готовит нескольких специалистов, они делают диплом на этом оборудовании, участвуют в его разработке с самого начала, вместе с системой приезжают в Дубну, вводят ее в эксплуатацию и затем на ней работают. Думаю, что в таком формате мы не первые, но для нас это крайне важно, – подытожил вице-директор.

В конце мая-начале июня состоялись важные встречи с представителями министерства образования и исследований ФРГ на уровне замминистра. Германия, узнав о выходе распоряжения и подписании соглашения по проекту НИКА, обозначила свой интерес: подписать подобное соглашение с ОИЯИ о вступлении страны в проект. Есть надежда, что в течение нескольких месяцев (все-таки международное соглашение дело не быстрое, тут и дипломаты участвуют, и научные министерства) соглашение о полноправном участии Германии в проекте НИКА будет подписано.

Кстати, Германия предлагает участвовать в разных форматах: это и вклад в проект ресурсами, и создание на базе МИФИ образовательного центра вокруг проекта НИКА, то есть создать центр подготовки кадров для коллайдера, чтобы студенты старших курсов, аспиранты и молодые кандидаты наук могли в этом центре на конкурсной основе получать хорошие стипендии и вести научную работу, то есть предусмотреть  гранты в том числе для небольших научных коллективов под руководством молодых кандидатов наук.

Все также активно ведется обсуждение между министерством науки и технологии Китая и минобразования России, чтобы конкретизировать взаимодействие стран в конкретных научных проектах. ОИЯИ к этому готово, проекты соглашений тоже готовы, обмен идет через посольство КНР в России.

Что касается статуса проекта НИКА в Дубне. Завершены конкурсы и выбраны подрядчики на производство больших объемов работ: свайного поля, включающего несколько тысяч свай, и котлована со всем комплексом земляных работ. На каждую уйдет не менее полугода. В июне работы стартовали на строительной площадке не в тестовом режиме, а в полном масштабе. Кстати, на сайте ОИЯИ желающие могут посмотреть, как движется строительство в режиме он-лайн.

В отношении оборудования, уточнил вице-директор, активно идет взаимодействие с российскими, немецкими и другими европейскими научными организациями.

– Мы более-менее находимся в графике заказов, изготовлений, поставок различных элементов систем. Время для нас жаркое не только с точки зрения погоды, работы много, и это хорошо. Сейчас к тому же идет сеанс на Нуклотроне, мы ввели в эксплуатацию новый линейный ускоритель, на котором проводим первый технологический сеанс с поляризованными пучками дейтронов.

Этого не было, наверное, лет 12: абсолютно новое оборудование, абсолютно новое качество пучков мы ожидаем. Физики «сидят на установках», ждут пучка. В международной коллаборации здесь в Дубне сейчас все готовы, все с радостью ожидают первых экспериментов. Мы пальцы скрестили, думаю, все у нас получится, – заключил Григорий Трубников.

Новый фор-инжектор – на дальнюю перспективу

Заместитель начальника ускорительного отделения Лаборатории физики высоких энергий Анатолий Сидорин поделился историей создания и пуска нового линейного ускорителя.

– Ускоритель понадобился, потому что создается новый источник поляризованных ионов на основе российской разработки. Автор источника Александр Белов из Института ядерных исследований РАН, что в Троицке. Первоначально элементы источника отработали в США на спиновых программах, потом с большими трудностями их вернули назад.

Новый фор-инжектор потребовался, чтобы успешно управлять источником. Такого типа ускорители в России уже не строятся лет 20, наибольший опыт в этой области имеют всего два института в нашей стране: ИФВЭ в Протвино и Институт теоретической экспериментальной физики в Москве. Мы обратились к коллегам, конечно, можно было пробовать заказать за границей, но одна из целей проекта в том числе как-то стимулировать аналогичную деятельность в России.

Довольно сложно было найти производителя на это изделие размером всего 2 м 20 см, высокочастотный резонатор, для которого требуется высокая точность производства. В результате производителя нашли в Снежинске (Институт имени академика Забабахина). В принципе он уложился в наши требования, – рассказал Анатолий Олегович.

Первоначально линейный ускоритель протестировали в Москве, в ИТЭФ, где для него сделали высокочастотный генератор, после перевезли в ЛФВЭ. Кстати, в разработке ускорителя также участвовал МИФИ в качестве эксперта по динамике частиц в том числе.

– После тестирования ускорителя на стенде, в результате пятилетней деятельности целой группы больших российских ученых в конце концов произвели физический пуск – некий серьезный итог для ускорительной физики в России, – подытожил Анатолий Сидорин.

– Какие задачи выполняет линейный ускоритель в рамках комплекса НИКА? – уточнили мы.

– В рамках НИКИ он может быть рассчитан на более дальнюю перспективу. Без линейного ускорителя невозможно эффективное ускорение поляризованных пучков. Пока для коллайдера НИКА научная программа построена таким образом: сначала предстоит работа с тяжелыми ионами, на втором этапе – с поляризованными пучками. Но, кроме всего прочего, в программе исследований на ускорителе Нуклотрон есть исследования по спиновой физике. Наверное, это наша ближайшая перспектива, – ответил заместитель начальника ускорительного отделения ЛФВЭ.

В ожидании поляризованного пучка

Поляризованные пучки дейтронов, нейтронов, протонов очень нужны сообществу физиков, которые ждут их с нетерпением. Заместитель директора ЛФВЭ ОИЯИ, координатор сеансов на Нуклотроне Евгений Строковский уточнил, что в настоящее время происходит на кольцевом ускорителе.

– Идет нормальная рутинная работа. Запустили новый источник поляризованных ионов, сопрягли его с линейным ускорителем. И неполяризованный пучок уже в новой конфигурации инжекционного комплекса есть, с ним нужно работать. Другое дело, что главная задача сеанса на Нуклотроне – получение поляризованного пучка, пока еще не достигнута, но еще только середина сеанса, и хочется надеяться, что пучок поляризованных дейтронов получим. Причем в этом году ожидается два сеанса, осенью должен быть еще один, поэтому если что пойдет сейчас не так, в будущем можно учесть и благополучно разрешить, – сказал Евгений Афанасьевич.

По традиции завершилась двухдневная 45 сессия программного комитета по физике частиц стендовыми докладами молодых ученых, дискуссией и принятием рекомендаций в повестку дня следующего заседания комитета.

С заседания ПКК Татьяна Крюкова

Фото Юрия Тараканова

 
 
< Июля 2016 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.