СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Наука любит молодых Печать
27.06.2012 13:13

С 17 июня по 5 июля «рассеянием нейтронов» занимались в Дубне  молодые ученые из стран СНГ.

V Высшие курсы для молодых ученых, аспирантов и студентов  «Синхротронные и нейтронные исследования для наносистем» – СИН-нано посвящены применению методов рассеяния нейтронов в исследованиях наносистем и материалов.
Участники не только слушают лекции ученых, но и проводят физические эксперименты на установках реактора ИБР-2 Лаборатории нейтронной физики им. И.М. Франка ОИЯИ, а также знакомят аудиторию с собственными научными докладами. Одновременно с курсами проходит конференция выпускников Высших курсов разных лет – всего 50 человек. Это старая гвардия СИН-нано, а «на новеньких» –  60 человек. Ребята приехали из Беларуси, Молдовы, Украины, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Армении.
Кроме Объединенного института ядерных исследований, организаторами этой школы выступают НИЦ «Курчатовский институт», Институт кристаллографии имени   А.В. Шубникова РАН, Международная ассоциация академий наук. Главную поддержку курсам оказывает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств–участников СНГ и Министерство образования и науки Российской Федерации.
Цель нынешних курсов – познакомить участников с последними достижениями в области исследования наносистем и материалов, с возможностями использования различных экспериментальных методов в нанодиагностике. На практике обучить начинающих исследователей методам проведения экспериментов по рассеянию синхротронного излучения и нейтронов в комплексе с дополняющими методами для исследования и диагностики свойств наносистем и материалов в различных областях, включая физику, химию, биомедицину, материаловедение, индустрию наносистем.
Молодые исследователи послушают лекции и проведут лабораторные работы не только на установках ОИЯИ, но также в НИЦ «Курчатовский институт» и в Институте кристаллографии им.А.В. Шубникова РАН.
Одно только перечисление названий лекций и имен тех, кто их читает, дает понятие о высоком научном уровне этой школы, о разнообразии рассматриваемых тем. Вот некоторые из них: «Актуальные проблемы физики элементарных частиц: нейтрино и хиггсовский бозон» (С.М. Биленький, д.ф.-м.н., профессор, ОИЯИ); «Исследование наносистем с помощью нейтронов» (А.В. Белушкин, д.ф.-м.н., профессор, ОИЯИ); «Нейтронная спектроскопия и физика сильнокоррелирующих электронных систем»    (П.А. Алексеев, д.ф.-м.н., профессор, НИЦ «Курчатовский институт») и т.д.
Заместитель председателя программного комитета Высших курсов Виктор Лазаревич Аксенов, член-корреспондент РАН, д.ф.-м.н., профессор НИЦ «Курчатовский институт», познакомивший собравшихся с лекцией «Самосборка природных биологических наноструктур», выразился по поводу наносистем так: «Если говорить о фундаментальных основах нанонаук и нанотехнологий, то одним  из основных свойств наносистем является самоорганизация или, как еще говорят, самосборка.
Рассказывая вам о наносистемах, я буду опираться на практические цели, поскольку любая наука исходит из хода практической деятельности. Мой учитель Николай Николаевич Боголюбов любил вспоминать, как он пришел в науку. Боголюбов – выдающийся математик, физик-теоретик, начинал работать аспирантом у известного механика Крылова, заведующего кафедрой математики Киевского сельскохозяйственного института. Шли 20-е  годы, тогда в земледелии переходили от плуга и лошадей к тракторам. Когда плуги прицепили к тракторам, то плуги стали ломаться. Надо было сделать так, чтобы они не ломались. Крылов и Боголюбов начали заниматься динамической устойчивостью, из чего выросла нелинейная механика. Когда мы говорим о научной деятельности, не надо забывать о практической стороне».

Сейчас мы еще не осознаем, насколько может преобразиться наш мир, когда мы перейдем к так называемым нанотехнологиям, то есть технологиям в масштабе атомов и молекул.
Например, магнитные наножидкости могут помочь в лечении рака мозга. При определенных его формах трудно удалить опухоль, потому что она не локализуется в одном месте, а постоянно мигрирует. Даже если ее «поймают» при обследовании, то пока человека готовят к операции, опухоль успевает «переползти» в другое место. Как раз здесь магнитные наножидкости и будут полезны. Магнитные наночастицы можно завести в мозг, магнитным полем собрать их вместе и транспортировать куда надо. Эти частицы обладают свойством подавлять раковые клетки. Пока все это находится в стадии исследования, но и до практики, разумеется, руки дойдут.

Безбородые ученые

Открывая V Высшие курсы, академик РАН, научный руководитель ОИЯИ Владимир Георгиевич Кадышевский рассказал собравшимся, что когда он учился на физфаке МГУ, то не было ни одной лекции, где бы не звучали слова о том, что наука любит молодых, что Галилей делал свои научные работы, когда у него еще не было бороды. С тех времен многое изменилось, неизменным осталось одно: безбородые ученые по-прежнему в цене, и наука их любит.

От курсов – к кандидатской

Алексей Труханов (Беларусь):
– В 2009 году я прошел конкурсный отбор и стал участником II Высших курсов СНГ. В этом году, я слышал, конкурс составлял 5 человек на место – вот так вырос спрос. Курсы очень важны, они дают возможность развиваться как молодому ученому в частности, так и поддерживать науку в странах СНГ в целом. Также полезно то, что предоставляется возможность общения с коллегами – молодыми учеными из стран СНГ. Без сомнения, это способствует развитию горизонтальных связей. Я тружусь в Минске в Государственном научно-практическом объединении «Научно-практический центр НАН Беларуси по материаловедению». Сейчас мы с коллегами из Азербайджана договорились проводить определенный эксперимент. Теплые связи у нас и с коллегами из Армении, из Украины, с российскими учеными. Я очень рад, что в 2009 году впервые попал в Дубну, потом не один раз сюда приезжал: был на стажировках и два месяца, и полгода. Хотел бы сказать спасибо ОИЯИ: экспериментальный материал, полученный в кооперации с учеными из этого института, лег в основу моей кандидатской диссертации, которую я защитил в прошлом году. Поэтому для меня курсы оказались крайне полезными.

Меня ревнуют к Дубне

Туйчи Тошов (Таджикистан):
– Я научный сотрудник Физико-технического института Академии наук Республики Таджикистан им. С.У. Умарова. Когда вернулся с первых Высших курсов домой, то в нашем институте, так уж совпало, как раз создали отдел нанотехнологий, где я сейчас и работаю. Можно сказать, что благодаря курсам я получил интересную работу. Я участвовал почти во всех конференциях, стажировках и форумах, проводимых в ОИЯИ для молодых ученых. Сейчас, когда я говорю в родном институте, что вновь собираюсь в Дубну, на меня смотрят подозрительно – ревнуют.

Интересно и бесплатно

Виталий Турченко (Украина):
– Попал я на Высшие курсы несколько лет назад – случайно узнал о них из Интернета. Мне понравилось, что нам не только читали интересные лекции, но и провели буквально по всем лабораториям. Когда я вернулся в свой институт на Украину, наши научные работники с интересом меня обо всем расспрашивали. А когда руководитель узнал, что еще и оплачивает все принимающая сторона, то отпустил меня, как говорится, на все четыре стороны. Сейчас я прохожу стажировку в ОИЯИ.

Дружба с нанобиофотоникой

Виктория Вартик (Молдова):
– Сейчас я работаю в ОИЯИ и учусь на 1 курсе магистратуры университета «Дубна». Занимаюсь нанобиофотоникой. Это связано с исследованием биоматериала с помощью микроскопии. На Высших курсах я впервые, мне интересно послушать лекции, надеюсь, что это поможет в обучении и в работе.

Нанотехнологии – наш хлеб

Арайлым Исаева и Салтанат Жаксылыкова (Казахстан):
– Мы учимся в Южно-Казахстанском государственном университете им. М. Ауэзова, закончили второй курс. Наша будущая специальность – нанотехнологии. Мы только-только приступили к их изучению, поэтому нам интересно все, что с этим связано. В нашем университете нет такого оборудования и установок, какие имеются в ОИЯИ. Мы рады, что услышим и увидим много нового из области нанотехнологий. Это же наш будущий хлеб.

Курсы важны и нужны

Алиса Горнушкина и Дмитрий Чайковский (Дубна):

– Мы только что защитились в университете «Дубна» на факультете «Нанотехнологии и наноматериалы», даже дипломы еще не успели получить. Будем поступать в магистратуру. На эти курсы мы приглашены как выпускники прошлых лет. Курсы очень важны и нужны: у нас появились друзья и коллеги, мы можем обмениваться опытом, проводить общие исследования.

Научные сотрудники – о школе СИН-нано

Заместитель председателя программного комитета Высших курсов Григорий Макичевич Арзуманян, к.ф.-м.н. ОИЯИ:
– Высшие курсы стартовали в 2008 году, а с 2009 года в ОИЯИ начались стажировки молодежи стран СНГ под эгидой того же Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Завязалась цепочка: курсы, потом стажировки, во время которых ребята на базовых установках и на наших приборах проводят работу. Итогом стажировки становится третье звено цепочки – гранты для молодых ученых из стран СНГ, которые выделяет Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ. В результате они проводят свои исследования в ОИЯИ и у себя на родине.
Сейчас, когда ребята своими глазами видят, а руками трогают приборы в лабораториях ОИЯИ и  Курчатовского института, они тут же проецируют  это на свои исследования. Многие уже выразили желание приехать в наши лаборатории со своими образцами, чтобы проводить исследования. Сделать это вполне реально.

Андрей Владимирович Тамонов, к.ф.-м.н. ОИЯИ:
– На юбилейных курсах решили провести не только образовательную программу, но и анализ деятельности школы за предыдущие годы. В рамках этих курсов проходит научная конференция выпускников этой школы предыдущих лет. Первые несколько дней не мы, а они читают доклады ребятам, впервые приехавшим на Высшие курсы, – чтобы видели проекцию своего дальнейшего научного пути. В таком нестандартном формате мы, во-первых, услышим, чего ребята добились, во-вторых, соберем их вместе  –  в научных связях очень важно, чтобы люди встречались и общались. Кроме научной программы, предусмотрены культурные мероприятия, например, плавание на теплоходе по Волге. Свободного времени у ребят достаточно – все это послужит укреплению связей.
Учебная программа традиционная: до обеда – лекции, затем практика: они учатся ставить на пучок образцы, делать эксперимент, словом, воплощать лекционную часть в практическую. Затем участники на неделю отправятся в Курчатовский институт и в Институт кристаллографии имени А.В. Шубникова РАН, где также будут слушать лекции и проходить практику. За две недели ребята изучат сразу несколько методов работы на научном оборудовании. С курсов они уедут обогащенные не только знаниям, но и конкретными методами: как что померить, на каком оборудовании это сделать, с кем посоветоваться, ведь во время курсов они познакомятся с ведущими учеными и специалистами.

Страны  разные,  наука – общая

Пройден своеобразный рубеж – 5 лет СИН-нано. Самое время строить планы дальнейшего развития Высших курсов. У ребят немало предложений относительно того, как усовершенствовать школу. Общее пожелание – увеличить объем лабораторных работ, так как времени, которое отводится  сейчас, не хватает для изучения нового материала.
Евгений Пилипчук, научный сотрудник Института химии поверхности  НАН Украины, предложил так выстраивать лабораторный практикум, чтобы участники могли изучать каждый свои образцы, а затем на семинаре подводить итоги.
Кроме того, ребята мечтают, чтобы школа СИН-нано меняла место дислокации: перемещалась каждый год в новую страну. Заодно бы познакомились с культурой и изюминками каждой из стран СНГ.
Немаловажно подчеркнуть, что на этих курсах плечом к плечу погружаются в океан знаний молодые представители разных национальностей, вместе и дружно проводят свободное время, становятся друзьями. Как сказал один из ребят: «Страны у нас разные, а наука общая».

Светлана Кутузова

 
 
< Июня 2012 >
П В С Ч П С В
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 28 29 30  
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.