Подготовка к Великому посту Печать
13.02.2020 05:48

Великий пост в 2020 году начнется 2 марта. Ему предшествует подготовительный период, в который каждая служба наполнена особым смыслом. Важнейшее место занимают евангельские чтения подготовительных недель. Слово «неделя» в богослужебном языке обозначает воскресный день, неделя же в сегодняшнем понимании называется «седмицей».

9 февраля – это Неделя о мытаре и фарисее. На Божественной литургии читается отрывок Лк 18:10–14, в котором мытарь олицетворяет собою искренне кающегося грешника, а фарисей — человека внешне благочестивого, но не видящего своих грехов и мнящего себя праведным.

16 февраля – Неделя о блудном сыне. На Божественной литургии читается отрывок Лк 15:11–32 о блудном сыне, который покинул дом отца, но затем раскаялся и вернулся. Притча напоминает нам о нашей немощи и великом милосердии Божьем, так как иносказательно описывает отношение Бога к падшему человеку.

22 февраля – Вселенская родительская суббота. Церковь молится о христианах, отошедших в Вечность, а особенно — о людях, умерших насильственной смертью и не получивших обычного отпевания.

23 февраля – Неделя о Страшном Суде, Мясопустная. На Божественной литургии читается отрывок Мф 25:31—46. Верующим напоминается о втором пришествии Христа и предстоящем Страшном суде, о неизбежном ответе за все свои поступки перед Богом.

О важности подготовительного периода рассказал «Православной встрече» благочинный Дубненско-Талдомского церковного округа протоиерей Павел Мурзич:

– В этом году февраль практически целиком посвящен периоду подготовки к важному событию нашей жизни. Мы, конечно, привыкли жить от Нового года до Нового года. Но на самом деле наша жизнь сосредоточена вокруг Воскресения Христова, и живем мы от Пасхи до Пасхи. Для того, чтобы нам иметь силы взойти на Голгофу вместе со Христом, мы вступили на путь, который в течение трех недель будет приуготовлять нас к радостному событию – Великому посту. Радость периода Великого поста заключается в том, что мы будем натягивать струны своей бессмертной души, струны своей воли, чтобы к Пасхе Христовой явить Богу прекрасную, очищенную от всякой фальши мелодию своей молитвы.

Во время пути к периоду Великого поста мы будем размышлять над притчами из Нового Завета.

Мы будем размышлять о своей молитве – кто я? Фарисей с его молитвой: «Господи! благодарю тебя, что я не такой, как другие, развратники, блудники, грешники, американцы, евреи, что я русский!» или мы будем, подобны мытарю, бить себя в грудь, заостряя внимание на своем духовном состоянии, и шептать: «Боже! милостив буди мне грешному!»

Затем, подобно блудному сыну, мы поймем, что шатание на стороне далече от отчего дома, которым является Церковь, заканчивается плачевно. И когда человек преодолевает свой стыд, свой страх быть непонятым и возвращается в отчий дом, то Господь и Церковь без упреков принимают этого падшего человека в свои объятия как не будучи отверженным.

Пройдя этим путем, мы подойдем к 1 марта – Прощеному воскресенью и будем просить от чистого сердца, прежде всего, у Бога, а также у подобий Божиих – у нас, людей, друг у друга прощение. Прощение без присказки «если вдруг чем обидел», а конкретно переосмысливая, осознавая, в чем – где-то словом, где-то делом, где-то взглядом – мы могли причинить обиду, беду и горечь своему ближнему. В чем нам, Господи, всем помоги!