СРОЧНО!

Домой Добавить в закладки Twitter RSS Карта сайта

Плач покаяния Печать
31.03.2011 08:14

Современное общество потребления привило нам свои стереотипы мышления. Мы не знаем, откуда берутся продукты в магазинах или, скажем, свет в квартирах, и хотим только щелкнуть выключателем, – и у нас сразу должно стать тепло и светло, да еще и музыка должна заиграть, и телевизор показывать.

То же самое переносим мы и в духовную жизнь: обратился к Богу – и сразу получил благодать и радость. Чего тут смиряться, каяться, скорбеть о своих грехах? Повернул выключатель – и получи свет благодати! Но оказывается, что свет этот сразу гаснет, а чаще всего он и зажигается только в нашем воображении.

Понимание своих грехов и покаяние могут все переменить в жизни человека. Но к этому чуду, которое дает нам вера, прийти совсем непросто. Только истинное покаяние дает свет душе и открывает путь для решения наших проблем.

Чтобы действительно раскаяться в грехе, надо его понять. Грех ведь не в том, что мы просим у Бога то, к чему действительно лежит наше сердце, а в том, что мы не полагаемся на Его любовь и думаем, что мы сами лучше знаем, что нам нужно, а что нет. При этом мы просим иногда лишнего и даже вредного для себя. Однако на самом деле в таких случаях мы обращаемся не к Богу, а к нашему представлению о Нем. Представляем же мы Бога таким, какими сами являемся в глубине души. Спасение же состоит в том, чтобы раскаяться в своих грехах и нести свой крест, с теплым упованием на святой промысел Божий.

Конечно, у человека могут быть свои эмоции и страсти. Но нужно помнить, что совесть помогает нам открыть путь сокрушения о своих грехах и покаяния, а вера спасает человека, дает смысл жизни и ведет по пути евангельских заповедей.

Грех – причина скорбей и страданий, и вся христианская жизнь – есть таинство покаяния. Здесь третьего не дано: человек может или жить по своим страстям, или обратиться к покаянию.

Почему же человек чаще отвергает Божий промысел и продолжает жить по своим страстям? Потому что ищет не столько веру, сколько оправдание своему неверию и грехам. А пока человек живет по своим страстям, он всегда будет только страдать и мучиться в неразрешимых противоречиях. В таком состоянии ему ничем нельзя помочь. Путь покаяния ставит нас перед лицом бездны собственных заблуждений, ошибок и грехов. И за нашим нежеланием увидеть настоящие причины своих страданий и что-либо изменить в своей жизни иногда стоит малодушие и чувство страха. Так часто происходит с неверующими людьми: они, конечно, видят некоторые свои грехи и переживают из-за них, но в их душах по существу ничего не меняется.

 

Пытаясь что-то изменить и разобраться в противоречиях, человек прибегает к самоанализу, всегда с одной целью – оправдать свое нежелание сделать правильный нравственный выбор. Однако только выбор, основанный на вере, спасает человека. Он будет отличаться от всех остальных рассуждений своим смирением и реальностью. Это и есть покаяние, решение отойти от греха и начать новую жизнь.

Пока нравственный выбор не сделан, рассуждения о духовной жизни не имеют смысла. Духовная жизнь начнется только тогда, когда человек  реально обратится к покаянию и вере. Иначе все рассуждения являются не более чем самообманом и с точки зрения реальной духовной жизни никакого смысла не имеют.

Проблема состоит именно в том, чтобы обрести веру, и только после этого можно рассуждать о страхе Божием и раскаянии перед Богом. Память о смерти сама по себе не хранит от греха. От греха страх перед смертью не избавляет, даже наоборот – часто именно из этого страха люди и грешат. Например, идут на любые преступления, чтобы продлить себе жизнь, или пускаются во все тяжкие, рассуждая, что все равно скоро умирать.

Трагические события тоже не избавляют от греха. Они могут привести к унынию и грехам. Даже само желание не грешить без веры может привести человека в еще худшее состояние. Человек, отказавшись от греха, должен обязательно заполнить пустоту своей души верой, и жизнью по вере.

Если же человек на самом деле ищет веру, то находит ее обязательно (Матф. 7:8). Тогда вера преображает всю его жизнь и открывает путь к сохранению заповедей Божиих.

Но бывает так, что человек совсем не понимает своего реального состояния. Вспоминая редкие минуты просветления при мысли о Боге, он склонен пребывать в уверенности, что живет по Его воле. При этом он совсем не переживает в своей совести постоянное оскорбление Бога и жизнь по своим страстям. Собственно, о таком состоянии своей души и плачет человек, обратившийся к покаянию.

В этом плаче заключается действительный благодатный дар, утешение и радость, которые может дать только сам Господь. Вне этого плача человек не может познать духовной радости. Заметим, что духовная радость не имеет ничего общего с эмоциональными радостями этого мира.

 

«Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению», – говорит Апостол Павел. Обращение к вере неминуемо ставит нас на путь покаяния, печали по Богу и плача о своих грехах.

Святые люди, т. е. люди, которые искренне осознавали то, что происходит с их душой, считали себя первыми грешниками. Вместо самооправдания они каялись в своих грехах и искали спасение, которое Господь открыл падшему человеческому роду в своем Евангелии. Этот путь открыт для всех, но находят его лишь те, кто искренне кается в своих грехах.

Человеку необходима регулярная исповедь для того, чтобы правильно идти путем духовной жизни и достойно подготовить себя к причастию Святых Тайн. Но она не имеет своей задачей полное очищение грехов через их длинное монотонное перечисление. Попытку перечислить на исповеди все свои слабости и помыслы полезнее заменить сокрушением сердца и верой в милосердие Божие. Только с таким сердцем можно приступить к причастию.

Надо сказать, что человек может и не вдаваться в глубокие богословские рассуждения. Гораздо более прямой путь к Богу открывает перед нами детская непосредственность и простота. Если человек в простоте кается в том, что у него действительно на совести, а не стремится очиститься через перечисление подробностей всех своих немощей,  то ему прощаются все грехи.

Очень важно помнить, что покаяние означает примирение с самим собой. Оно основано именно на глубоком уважении образа и подобия Божия в себе. Только на основании такого отношения к себе человек может почувствовать стыд от тех дел и мыслей, которыми он оскверняет свою душу.

Все зависит от нашего сердца. Если сердце действительно стремится к добру, то человек раскаивается в своих грехах и обретает веру. Если же нет – то и раскаяться не может, и вера остается для него чем-то чуждым и непонятным. Путь веры состоит в смирении и исправлении своего сердца. На этом пути нам помогает сам Господь.

Если человек обращается к покаянию и вере, то он совсем по-другому начинает понимать себя. В его жизни наступает гармония. Поэтому путь христианской жизни состоит в покаянии, которое ведет к осознанию своего неправильного отношения к ближним и дает надежду на исправление. Покаяние примиряет человека с Богом, со своей совестью и с людьми.

 
 
Данные с ЦБР временно не доступны. Приносим свои извинения за неудобство.